Информатика 10 класс Базовый уровень

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа профильного курса «Информатика» для 10 класса
старшей общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта уровня общего образования, утверждённого приказом
МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, на основе основной образовательной программы основного общего
образования БМАОУ СОШ №55, примерной программы основного образования по информатике и
информационным технологиям, опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных
учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е
издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021). Программа
ориентирована на использование учебника К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. Базовый и
углубленный уровень, 10 класс. – М.: Просвещение. 2021.
Учебный план БМАОУ СОШ №55 отводит на изучение данного курса 34 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает
основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения,
развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных
и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных
жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего
периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными
образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего
мира.
В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего
профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе,
информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в
обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений
организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах
различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
• информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) как средства их автоматизации;
• математическое и компьютерное моделирование;
• основы информационного управления.
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ,
ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного
для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых
аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют
соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к
другим школьным предметам.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых
теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий
характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно
справившимся с ними.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования;
• подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационнокоммуникационной компетентности учащегося.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне
направлено на достижение следующих целей:

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное
моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических,
технологических и социальных системах;

овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать
программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские
инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного
мышления;

воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою
деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда,
используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы
работы с информацией;

приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной
деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учащихся.
Переход от уровня компьютерной грамотности (базовый курс) к уровню ИКК происходит через
комплексность рассматриваемых задач, привлекающих личный жизненный опыт учащихся, знания
других школьных предметов. В результате обучения курсу ученики должны понять, что освоение ИКТ
не является самоцелью, а является процессом овладения современным инструментом, необходимым
для их жизни и деятельности в информационно-насыщенной среде.

обеспечение готовности учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по
информатике.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования


формирование понятий, которые вносят свой вклад в обеспечение целостного восприятия
окружающего мира, развитие научного мировоззрения;



обеспечение социализации учащихся в современном информационном обществе
(информационные ресурсы общества, информационная безопасность, социальные
информационные технологии);



подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности с использованием методов
и средств информатики.

Планируемые результаты изучения предмета информатики в старшей школе
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение
образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты включают
в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты
являются едиными для базового и профильного уровней.
Личностные:


сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания в
соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;



навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;



эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;



принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;



бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;



осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;



сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;



формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;



развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.



владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее
свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды;



оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее
улучшению;



организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств;



использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры
повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

для

Метапредметные:


умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;



умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;



владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;



готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;



умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
– ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;



владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;



умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;



смысловое чтение;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;



формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).



владение основными общеучебными умениями информационного характера:
ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;



получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования;
формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;



умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность;



владение навыками работы с основными, широко
информационных и коммуникационных технологий;



умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении проекта.

распространенными

анализа

средствами

Предметные:
В сфере познавательной деятельности:


освоение основных понятий и методов информатики;



умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;



умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и
технической областях;



умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и
целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;



владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;



приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;



умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и
интерпретировать их результаты;



умение определять цели системного анализа;



умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них
системообразующие и системоразрушающие факторы;



умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы на
воздействие извне;



умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;



умение измерять количество информации разными методами;



умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;



умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и
эффективность;



умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;



умение анализировать разные способы записи алгоритмов;



умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;



умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей
в процессе решения задач;



умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:
 приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с
правами и ответственностью гражданина;


развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах
информационной безопасности личности;



готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов;
готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой
информации;



умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;



осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных
путей их разрешения;



приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми
целями.;



осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;



умение применять информационный подход к оценке исторических событий;



умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;



умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социальноэкономическое развитие общества;



осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной
свободы личности;



осознание глобальной опасности технократизма;



приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных
интересов личности и общества;



умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его преодоления;



знакомство с методами ведения информационных войн.

В сфере коммуникативной деятельности:


осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе
формальных, в организации коммуникативных процессов;



приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;



осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;



овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом
передаваемого содержания;



умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной
деятельности;



использование явления информационного резонанса в процессе организации коммуникативной
деятельности;



соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передачи информации по
телекоммуникационным каналам

В сфере трудовой деятельности:


умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях,
выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;



умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного
технического устройства в зависимости от его основных характеристик;



умение использовать информационное воздействие как метод управления;



умение выявлять каналы прямой и обратной связи;



использование стереотипов при решении типовых задач;



умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с
использованием ПК и прикладных программ;



использование табличных процессоров для исследования моделей;



получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных
экспериментов.

В сфере эстетической деятельности:
o

знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и
средствами их создания;

o

приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств ИКТ;

o

приобретение опыта в области компьютерного дизайна;

o

получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и
традиционных средств.

В сфере охраны здоровья:


понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье
человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;



соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;



умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на психику
человека.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Информация и информационные процессы
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации.
Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике.
Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.
Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.
Кодирование информации
Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование. Условие Фано.

Алфавитный подход к оценке количества информации.
Системы счисления. Перевод целых чисел в другую систему счисления.
Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа
2. Достоинства и недостатки.
Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование. Форматы
файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.
Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука.
Кодирование видеоинформации.
Логические основы компьютеров
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация.
Эквиваленция.
Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.
Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.
Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального
множества.
Как устроен компьютер
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные устройства.
Встроенные компьютеры.
Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные
вычисления.
Выбор конфигурации компьютера.
Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение
программы.
Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная
организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешними устройствами.
Облачные хранилища данных.
Программное обеспечение
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств.
Инсталляция и обновление программ.
Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное
использование ПО.
Коллективная работа над документами. Рецензирование. Онлайн-офис. Правила коллективной
работы
Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления предприятием.
Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного
проектирования.
Использование различных компьютерных программ для ведения семейного бюджета,
осуществления различных расчетов, в том числе через интернет.
Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка
видеоинформации.
Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты.
Файловые системы.
Компьютерные сети
Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Интернете. IPадреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.
Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами
(FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы.
Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет и право.

Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные
программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель
Чертёжник. Исполнитель Редактор.
Введение в язык Паскаль. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение
переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.
Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции.
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Циклы по переменной.
Процедуры. Функции.
Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.
Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов.
Символьные строки. Операции со строками.
Вычислительные задачи
Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессоров.
Информационная безопасность
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.
Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.
Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила личной
безопасности в Интернете

План распределения учебного времени в 10 классе
№
Тема
Количество часов
Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация
1
рабочего места
2.
Информация и информационные
2
процессы
3.
Кодирование информации
6
4.
Логические основы компьютеров
2
5.
Устройство компьютера
2
6.
Программное обеспечение
2
7.
Компьютерные сети
3
8.
Информационная безопасность
1
Итого
19
Алгоритмы и
программирование
9.
Алгоритмизация и программирование
10
10.
Решение вычислительных задач
3
Итого
13
Резерв
2
Итого по всем разделам:
34
Формы организации учебных занятий: уроки с проведением индивидуальной, парной,
групповой деятельности, уроки-практикумы, уроки ОНЗ.
Педагогические технологии: технология смешанного обучения, технология критического
мышления, ИКТ- технология, технология дистанционного образования.
Для формирования функциональной грамотности в рамках курса предлагается формирование
и развитие следующих умений:


наблюдать и описывать объекты;



анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);



выделять свойства объектов;



обобщать необходимые данные;



формулировать проблему;



выдвигать и проверять гипотезу;



синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;



самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий
и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№
Тема урока
урок
а
1
Инструктаж по
технике безопасности
2
Информатика и
информация. Роль
информации и
связанных с ней
процессов в
окружающем мире.
Организация хранения
и обработки данных, в
том числе с
использованием
интернет-сервисов,
облачных технологий
и мобильных
устройств.
3
Структура
информации.
Различия в
представлении
данных,
предназначенных для
хранения и обработки
в автоматизированных
компьютерных
системах, и данных,
предназначенных для
восприятия
человеком.
4
Кодирование и
декодирование.
Средства защиты
информации в
автоматизированных
информационных
системах (АИС),
компьютерных сетях и
компьютерах. Общие
проблемы защиты
информации.
Электронная подпись,
сертифицированные
сайты.
5
Дискретность.
Универсальность
дискретного
представления

Колво
часов
1
1

Параграф

Способ контроля

Практическая работа
(ПР)
ПР № 1. Оформление
документа.

§ 1.
§ 2.
§ 3.

Тест № 3. Задачи
на измерение
количества
информации.

1

§4

ПР № 2. Структуризация
информации (таблица,
списки).

1

§ 5.
§6

1

§ 7.
§8

Тест № 6.
Двоичное
кодирование.

Тест № 9.
Алфавитный
подход к оценке

6

информации.
Алфавитный подход к
оценке количества
информации.
Системы счисления.
Системы.
Компоненты системы
и их взаимодействие.
Двоичная система
счисления.

количества
информации.

1

§ 9. .
§ 10. §
11.

Восьмеричная и
шестнадцатеричная
системы счисления.
Сравнение чисел,
записанных в
двоичной,
восьмеричной и
шестнадцатеричной
системах счисления.
Кодирование
символов.
Равномерные и
неравномерные коды.
Условие Фано.

1

9.

Кодирование
графической
информации.
Кодирование звуковой
информации.
Кодирование
видеоинформации

1

§ 16. §
17.

10.

Логика и компьютер.
Логические операции.
Операции
«импликация»,
«эквивалентность».
Диаграммы ЭйлераВенна
Примеры законов
алгебры логики.
Эквивалентные
преобразования
логических
выражений.
Построение
логического
выражения с данной
таблицей истинности.

1

§ 18.
§ 19. §
20.

7

8

11

§ 12.

§ 13.

Тест № 11.
Двоичная система
счисления.
Тест № 12.
Восьмеричная
система
счисления.

Тест № 13.
Шестнадцатеричн
ая система
счисления.
1

§ 15
Тест № 14.
Кодирование
символов.

1

§ 21

Тест № 15.
Кодирование
графических
изображений.
Тест № 16.
Кодирование
звука и видео.
Тест № 19. Запросы
для поисковых
систем.

Тест № 20.
Упрощение
логических
выражений.

12

13

14

15

Программная и
аппаратная
организация
компьютеров и
компьютерных
систем. Архитектура
современных
компьютеров.
Персональный
компьютер.
Многопро-цессорные
системы. Выбор
конфигурации
компьютера в
зависимости от
решаемой задачи.
Тенденции развития
аппаратного
обеспечения
компьютеров.
Процессор. Память.
Устройства ввода и
вывода. Аппаратное
обеспечение
компьютера.
Мобильные цифровые
устройства и их роль в
коммуникациях.
Программное
обеспечение (ПО)
компьютеров и комп.
систем. Различные
виды ПО и их
назначение. Законодательство Российской
Федерации в об-ласти
программного
обеспечения.
Системное
программное
обеспечение. Способы
и средства
обеспечения
надёжного
функционирования
средств ИКТ.
Системы
программирования.
Особенности
программного
обеспечения
мобильных устройств.

1

§ 32.

§ 33.

Тест № 23.
Принципы
устройства
компьютеров.

1

§ 34.
§ 35.

§ 36.

Тест № 25.
Процессор.
Тест № 26.
Память.

Тест № 27.
Устройства ввода.
Тест № 28. Устрва вывода.
1

§ 38.
§ 39.
§ 43.

Тест № 32.
Правовая охрана
программ и
данных.

1

§ 40.
§ 41.

Тест № 30.
Системное
программное
обеспечение.

16

17

18

19

20

21

§ 44.
§ 45.
§ 46.

Тест № 33.
Компьютерные
сети.

§ 47

Тест № 35. Адреса
в Интернете.

Локальные и
глобальные
компьютерные сети.
Принципы построения
компьютерных сетей.
Сетевые протоколы.
Интернет. Адресация
в сети Интернет.
Система доменных
имен. Браузеры.
Службы Интернета.
Расширенный поиск
информации в сети
Интернет.
Использование языков
построения запросов.
Другие виды
деятельности в сети
Интернет.
Техногенные и
экономические
угрозы, связанные с
использованием ИКТ.
Правовое обеспечение
информац.
безопасности.
Простейшие
программы.
Вычисления.
Стандартные
функции. Запись
алгоритмических
конструкций в
выбранном языке
программирования.

1

Этапы решения задач
на компьютере.
Операторы и основные
конструкции языка
программирования.
Типы и структуры
данных. Условный
оператор.

1

§ 57

Тест № 38.
Ветвления.

1

§ 58

Тест № 40. Циклы
с условием.

Сложные условия.
Цикл с условием.
Кодирование базовых
алгоритмических
конструкций на
выбранном языке
программирования.

1

§ 48

1

§ 49.
§ 50.
§ 51.
§ 52.
§ 53.

1

§ 54.
§ 55.
§ 56.

.

Тест № 36.
Оператор вывода.
Тест № 37.
Операторы div и
mod.

ПР № 25. Простые
вычисления

ПР № 26. Ветвления.

ПР № 27. Сложные
Тест № 39.
условия.
Сложные условия.

ПР № 31. Циклы с
условием.

22

23

24

25

26

Цикл с переменной.
Интегрированная
среда разработки
программ на
выбранном языке
программирования.
Интерфейс выбранной
среды. Составление
алгоритмов и
программ в
выбранной среде
программирования
Процедуры и
функции.
Подпрограммы.
Рекурсивные
алгоритмы. Приёмы
отладки программ.
Проверка
работоспособности
программ с
использованием
трассировочных
таблиц.
Табличные величины
(массивы). Перебор
элементов массива.
Разработка и
программная
реализация
алгоритмов решения
типовых задач
базового уровня из
различных
предметных областей
Линейный поиск в
массиве. Отбор
элементов массива по
условию.
Сортировка массивов.
Постановка задачи
сортировки.
Определение
возможных
результатов работы
простейших
алгоритмов
управления
исполнителями и
вычислительных
алгоритмов.
Определение

1

1

§ 58

Тест № 41. Циклы
с переменной.

§ 59.
§ 60

ПР № 32. Циклы с
переменной.

ПР № 34. Процедуры.

ПР № 35. Функции.

Тест № 42.
Массивы.

ПР № 40. Перебор
элементов массива.

1

§ 62

1

§ 63

ПР № 41. Лин. поиск.
ПР № 44. Отбор
элементов массива по
условию.

1

§ 64

ПР № 46. Метод выбора.

27

28

29
30
31

32
33

34

исходных данных, при
которых алгоритм
может дать требуемый
результат.
Символьные строки.
Функции для работы с
символьными
строками
Решение уравнений в
табличных
процессорах.
Статистические
расчеты.
Условные вычисления
Вредоносные
программы. Защита от
вредоносных
программ.
Итоговая контрольная
работа.
Повторение темы
«Линейный поиск в
массиве»
Повторение темы
«Системное
программное
обеспечение»

1

§ 66

Тест № 44.
Символьные
строки.

ПР № 49. Посимвольная
обработка строк.

ПР № 50. Функции для
работы со строками.

1

§ 70

ПР № 64. Решение
уравнений в табличных
процессорах.

1

§ 73

1

§ 73

ПР № 69. Статистические
расчеты.
ПР № 70. Условные
вычисления.

1

1
1

1

§ 75.

§ 76.

Тест № 46.
Вредоносные
программы и
защита от них.

Итоговая к/р 10
класс

ПР № 73. Использ.
антивир. программ.

Ресурсное обеспечение
Для проведения плановых учебных занятий по информатике в школе имеется компьютерный
класс.
В компьютерном классе 13 компьютеров и один компьютер для педагога.
Компьютеры объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет
использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.
Технические характеристики компьютеров соответствуют современным требованиям.
Кроме того, в ИКТ-кабинете есть:
Принтер, сканер, интерактивная доска, акустические колонки на рабочем месте учителя.
Компьютеры установлены в соответствии с требованиями санитарных правил и норм работы в
компьютерном классе, с учетом соблюдения эргономических правил при работе учащихся за
компьютерами.
Компьютеры имеют операционную систему Windows и оснащены всеми программными
средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число
входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы,
простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.
Учебно-методический комплект
1. Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. Базовый и углубленный уровень, 10 класс. – М.:

.

2.
3.
4.
5.

Просвещение. 2021
задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.ru
тесты:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».