Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Льва Брусницына»
Юридический адрес: 623700 г. Березовский, ул. Спортивная, строение 9
Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности:
623700 г. Березовский, ул. Спортивная, строение 9
Принято:
Утверждаю:
Педагогогический совет
Директпр БNIAОY
5
М'О К'атгинин ~,~
{!i
r
Протокол от,-
~
~. ~ t-~
№
`
,
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительная общеразвивающая программа
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»
от 13 до 16 лет
Срок реализации - 1 год
Разработчик:
Ю.B. Цибина, педагог дополнительного образования
Березовский, 2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Содержание и объем программы:"
1.1. Нормативную правовую основу разработки
образовательной программы составляют
1.2. Направленность, актуальность, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
программы
1.3. Цель и задачи освоения программы
стр. 3
2. Планируемые результаты освоения программы:
2.1. Регyлятивные универсальные учебные действия
2.2. Познавательные универсальные учебные действия
2.3. Коммуникативны универсальные учебные действия
стр. 10
З. Организационно-педагогические условия
реализации программы:
3.1. Требования к педагогу дополнительного
образования, осуществляемому реализацию программы
3.2. Средства обучения и воспитания, необходимые
для реализации дополнительной общеобразовательной
программы
стр. 12
4. Учебный план: "
4.1. Продолжительность и количество занятий
стр. 16
5. Календарно-учебный график программы
стр. 16
б. Рабочая программа дополнительной
общеобразовательной программы ( КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»
стр. 17
7. Оценочные материалы программы
стр. 19
8. Методические материалы программы
.8.1 Список литературы для учителя
8.2 Список литературы для детей и родителей
стр. 20
1.Содержание и объем программы
Данная проiрамма является дополнительной программой. по _ курсу
технологии и направлена на конструирование, дизайн и пошив одежды.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его
культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его
изготовления. Сегодня особенно важно обратиться к традициям; восстановить
те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения,
возродить
преемственность.
Необходимо
передать
подрастающему
поколению те нравственные устои, которые пока етдё живы в людях старшего
поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.
Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции
представляют интерес не только c художественной, но и c исторической,
этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ
народной культуры, быта, традиций, их природы и ,духовных ценностей
составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать
которую можно много узнать o традициях, обычаях и истории своего народа.
Изучение народного костюма, как части духовного и материального наследия
страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям,
развитию y учащихся чувства красоты и гармонии,способности воспринимать
мир художественных образов. Приобщение к народному искусству
незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития
уважения к труду, наследству своих предков. Занятия дополнительного
образования по изготовлению народного костюма "направлены на воспитание
художественной культуры школьников; развитие их интереса к народному
творчеству, его традициям.
Предлагаемая программа построена так, чтобы заинтересовать
школьников, и создать современные костюмы c традиционными элементами в
одежде. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов
вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Изделия могут выполняться как индивидуально, , так и коллективно.
Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности
воспитанника, его предпочтение; меру художественного вкуса. Коллективные
работы способствуют развитию навыков совместной деятельности,.позволяют
выполнять масштабные работы. _ .
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в
программе представлены в их содержательном единстве. В коде работы
учащиеся знакомятся c основами дизайна одежды, углубляют знания по
конструированию и моделированию. Y них развивается эстетический вкус,
формируется представление o декоративно - прикладном искусстве. Дети
учатся экономно расходовать используемый, " материал, развивают
художественный вкус, формируют профессиональные навыки. .
Дизайн является феноменом художественной культуры ХХ века.
Родившись на рубеже столетий, он ° на волне промышленной и научно-
технической революции, стремительно рaзвиваясь, превратился в один из
самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности.
Дизайн — сфера деятельности человека, продуктом которой является
предметный мир. Человек, который занимается дизайном одежды, стремится
сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и
удобными, красивыми. Этот . процесс.: требует воображения, творческой
энергии и оригинального мышления, a так же способности рисовать и шить.
B связи c развитием промышленного способа изготовления вещей и
массовым их потреблением, профессия дизайнера. становится очень
востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности
является дизайн одежды — искусство создания костюма как утилитарной вещи
и одновременно художественного произведения.
Представленная рабочая программа внеурочной деятельности «Дизайн
и конструирование одежды» подразумевает
знакомство c одним из объектов
..
д
труда дизайнера, модельера - это дизайн костюма.
На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся c основными и
наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма.
Научатся определять преднaзначение и стиль костюма; и декорировать его
согласно этим критериям.
.
Овладеть основами знаний о дизайне, o изменчивости моды, как
специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности
.
человека, помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование
многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и
макетировать..Так же необходимо знание теоретических основ рисунка,
колористики, композиции, основ декоративно-прикладного искусства,
моделирования.
.
Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся c
различными направлениями работы дизайнера (художника-модельера), c
различными стилями, развить способности, позволяющие использовать
полученные знания и умения при решении конкретных задач.
Из анализа обрaзовательных программ дополнительного образования
детей можно сделать вывод, что дизайну и проектированию, как одному из
направлений художественной подготовки, стало 'уделяться внимание
последние несколько лет. Поэтому данная программа была разработана и
составлена, исходя из практической деятельности, в соответствий c
'интересами и потребностями учащихся и с учетом следующих программ по
дополнительному .художественному образованию детей:
Особенностью образовательной внеурочной деятельности школьников
является:
• ориентация на саморазвитие личности;
.
. • требование научить .решать . социально , и личностно значимые
проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые
реализуются путем освоения новых видов , деятельности освоение новых
способов решения проблем в различных видан деятельности;
• изучение интересов и потребностей обучающикся;
•формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
•расширение видов творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающикся в объединениях по
интересам;
• создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и
культуре своего народа;
• обратттение к личностным проблемам обучающегося, формирование их
нравственных качеств, творческой и социальной активности;
• внеурочная деятельность дает ребенку возможность выбора.своего
индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий
для достижения успехов в соответствии c собственными способностями;
•особое значение внеурочная деятельность имеет для решения
проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения
школьников;
.
усиление личностной направленности образования, обеспечение
активности
обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей
.
. выбора;
•рaзвивающая направленность и построение возростосообразного
образования, знания, .умения и навыки выступают не целью, a средством в
.
процессе развития ребенка.
Направленность программы художественно-эстетическая: программа.
направлена на приобщение школьников к основам дизайна и выявление.
одаренных детей c целью развития их творческого потенциала.
1.1. Нормативную правовую основу разработки образовательной
программы составляют:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
2: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р);
.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
обрaзовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № ° 28 "Об утверждении санитарных прaвил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 N 2 "Об утвёрждении санитарных правил и норм Сан11иН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования".
8. Приказ Mинтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых" .
9. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 N дГ-245/06 "O
направлении методических'' рекомендаций" (вместе c "Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных
программ c применением электронного
обучения и дистанционных
обрaзовательных технологий").
9. "МР 2.4..0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным
санитарным врачом РФ 17.05 .2021) (вместе c "Рекомендуемой номенклатурой,
объемом и" периодичностью проведения лабораторных и инструментальных
исследований в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи")
1.2. Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность,
отличительные особенности программы
История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что
в искусстве одеваться, художником должен быть каждый. Одним это дано
природой, a другим — нет.
программы:
направленность
Художеспi венно-эстетическая
Программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна и
выявление одаренных детей c целью развития их творческого потенциaла.
Помогает воспитывать в себе художника и подчеркнуть индивидуальность
человека .
Программы «Конструирование й дизайн одежды > приобретает
актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном
учебном плане и является формой углубления, интересов учащихся, развития
творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по
теории и практике самостоятельного . проектирования и создания одежды, её
художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности,
когда складываются вкусы, формируется . представление o гармонии,
приобретает очертания склад личности.
Педагогическая целесообразность программы .
заключается в
занятости детей и их профессиональном : развитии, а также раскрывает
творческий потeнциал личности и побуждает к достижению поставленных
целей обучения.
Программа «Kонструированиe и дизайн одежды » интегрирует знания и
умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология»,
«Мировая
художественная
культура», «История» «Анатомия»,
«Изобразительное искусство», «Черчение» и создает благоприятные условия
для творческой самореализации личности. Интеграция в этой программе
является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, a
объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой
развития познавательного интереса.
Отличительной особенностьюреализации программы является:
• ориентация на саморазвитие личности;
• требование научить решать социально и личностно значимые
проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые
реализуются путем освоения новых видов деятельности освоение 'новых
способов решения проблем в различных видах деятельности;
• изучение интересов и потребностей обучающихся;
• формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
•расширение видов творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по
интересам;
• создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и 'культурных ценностей, воспитание уважения к истории и
культуре своего и другйх народов;
• обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование
их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
• внеурочная деятельность дает ребёнку возможность выбора своего
индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий
для достижения успехов в соответствии c собственными способностями;
•особое значение внеурочная деятельность имеет для решения
проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения
.
школьников;
•усиление личностной направленности обрaзования, обеспечение
активности обучающихся в образовательном процессе,. увеличении
возможностей выбора;
..
•развивающая направленность и построение возростосообразного
образования, знания, умения и навыки выступают не целью, a средством в
процессе развития ребенка.
Программа составлена c учётом дидактических принципов: принцип
индивидyaльного подхода; принципов наглядности , и доступности,
сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний,умений
и навыков. Ребёнок продвигается по образовательномy маршруту постепенно,
осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-
то оторванным, существующим «сама по себе», a базируется на полученных
ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются c
нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного
года.
Hаряду работы c группами обучающихся, программа предусматривает
широкое использование методов индивидуaльной работы c ребёнком. Право
выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку.
природосообрaзности,
принципах
на
Программа
основана
последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной
связи c жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным
особенностям детей.
Особенности программы:
• Преемственность.
• Ведущий вид деятельности: проектный.
• Использование информационных технологий на различных этапах
• реализации проекта.
• Социальные практики.
Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов.
Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для
глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, a также
физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение c мышц
спины, шеи и кистей рук.
1.3. Цель и задачи освоения программы
Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития
эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного
проектирования и создания одежды, её художественного оформления:
Задачи:
1. Обучающие:
•
•
познакомить учащихся co сферой деятельности дизайнера одежды;
научить выполнять дизайн-проект;
•
познакомить детей c историей одежды;
.
познакомить c этапами процессa моделирования одежды;
•
•
формировать знания необходимые для создания оригинaльных
моделей;
• познакомить c приёмами изготовления и декорирования изделий
сформировать знания, умения и навыки проектирования и
художественного конструирования швейных изделий;
• обучить технологии пошива некоторых видов одежды и приёмам
изготовления и декорирования швейных изделий;
• формировать художественно-образное мышление;
• формировать навыки работы на швейном оборудовании.
2. Развивающие:
.
• формировать интерес к различным видам дёкоративной отделки;
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• Развивать потребность к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной
цели,
• обеспечить необходимые условия для личностного развития,
укрепления здоровья профессионального самоопределения и творческого
труда обучающихся;
• развивать природные задатки, творческий потенциал .ребёнка,
способности детей к творчеству самовыражению и самореализации;
• воспитание способности мыслить; моделировать и создавать
оригинальные йзделия;
.
• рaзвивать образное и пространственное мышление, фантазию,
память,
глазомер,
воображение,
• наблюдательность,
совершенствовать моторику
. рук.
3. Воспитывающие
• Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения
планировать свою деятельность.
качественному
к
отношения
творческого
. • Формирование
осуществлению трудовой деятельности.,
• Развитие ответственности й самостоятельности, индивидуальности,
внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и
самореaлизации поведения,чувства собственного достоинства, самоуважения.
• Содействовать организации содержательного досуга.
Условия реализации программы
Образовательная программа «Конструирование и дизайн одежды»
предназначена для 13-16 лётнего возраста и рассчитана на один год обучения
(136 учебных часов).
Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и
'
освещенном помещении.
Условия набора:
В группы принимаются дети по предварительному отбору
(собеседование) на основании заявления родителей..
.
Основной формой организации обучающихся на занятии является
.
групповая .форма работы.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 академических часа (136 часов);
Наполняемость групп:
Не белее 12 человек.
2.. Планируемые результаты освоения программы.
Y обучающегося будут сформированы:
1. Личностные универсальные учебные действия:
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
• пользоваться средствами выразительности языка декоративно —
прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно —творческой деятельности; .
• осуществлять поиск информации c использованием литературы и
средств массовой информации;
.
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2. Метапредлгетныерезультаты.
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по коду его
реализации, так и в конце действия;
,
• пользоваться средствами выразительности языка декоративно —
прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
. художественно — творческой деятельности;
• осуществлять поиск информации c использованием литературы и
средств массовой информации;
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
• 2.2. Познавательные универсальные учебные действия.
• приобретать и осуществлять практическиe навыки и умения' в
художественном творчестве;
.
• осваивать особенности художественно — выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в декоративно — прикладном творчестве;
• развивать художественный вкус, как способность чувствовать и ,
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
• художественно — образному, эстетическому типу мышления,
формированию целостного восприятия мира;
• развивать фантазию, воображение, художественную интуицию,
память;
.
• развивать критическое мышление, в способности аргументировать
.
свою точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного декоративно — прйкпадног0 искусства. .
2.3. Коммуникативные универсальные.учебные действия:
• учитывать и координировать в сотрyдничeстве отличные от
собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную .
ПОЗИЦИЮ;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества c партнером;
,
• .адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
• в результате занятий у обучающикся должны быть развиты такие
качества личности, как умение замечать красивое; аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
Предметные результаты.
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления
изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых
понятий, связанных c изобразительным искусством; знакомство с
различными видами изобразительного, декоративно-прикладного г~скусства;
расширение кругозора; испытание своих возможностей в рaзличных
техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение
способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
K кон iу 1 года обучения ребенок:
Будет знать:
• безопасные приемы труда c инструментами и приспособлениями для
ручных и машинных pабoт;
•
•
•
•
•
•
•
терминологию и технологию выполнения ручных работ;
терминологию и технологию выполнения машинных швов;
устройство и рёгуляторы швейной машины;
историю развития одежды, стили одежды;
будет знать правила выбора ткани для одежды;
выполнять простые эскизы изделий;
уметь-пользоваться готовыми выкройками;
будет знать технологию пошива изделия и правила отделки;
• испытает опыт творческого отношения к трудовой дeятельности;
• проявит желание совершенствоваться в данном
направлении
декоративно-прикладного искусства;
• алгоритм создания дизайн — проектах
• основные силуэтные формы;
• этапы процесса моделирования одежды;
.
Научится:
.
• снимать измерения фигуры;
• читать и строить чертёж юбки;
• выполнять техническое моделирование юбки;
• подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
• выполнять раскрой изделия;.
• проводить примерку;
• обрабатывать детали кроя;
• выполнять окончательную отделку изделия;
• оформлять дизайн-папку;
• Проявит способности мыслить и создавать оригинальные изделия.
• Волевые качества личности станут более выраженными.
• Будет знать исторические и современные стили одежды;
• технологические свойства современных текстильных материалов;
• законы композиции костюма;
• единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
• моделирование одежды c иcпользованиeм народного костюма как
источника творчества;
• построение чертежа плечевого изделия c модельными особенностями;
• построение чертежа втачного рукава и техническое моделирование;
• правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
• способы отделки и влажно-тепловой обработки;
•технологическую последовательность и поузловую обработку
плечевого изделия
• проявит самостоятельность и индивидуальность в составлении дизайн
проекта.
,
Диaгностика результативности освоения программы осуществляется
через использование разных форм и методов:
• текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой
.
• наблюдение за ребенком на занятии (прямое, косвенное);
• итоговый. контроль умений и навыков при анализе работы;,
беседы;
• участие в выставках.
3. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Программа адресована обучающимся 13 — 16 лет, 6-9 класс.
Формы занятий: групповая (10-12 человек), индивидуальная, парная,
самостоятельная образовательная деятельность.
При наборе обучающихся ' следует комплектовать группу c
превышением состава, , так как существует естественный отсев членов
объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным
причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально
оборудованном кабинете. Рабочее место педагога оснащено современными
техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы.
Мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов,
безвредных для здоровья детей. Стулья и столы одной группы мебели и
промаркированы. Подбор мебели для детей, проводится c учетом роста детей
согласно требованиям СанПин.
Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой
или столом в соответствии c его ростом и состоянием зрения и слуха.
Парты (столы) расставлены в помещении по номерам: меньшие - ближе
к доске, большие — дальше.
Размеры мебели и ее маркировка в зависимости от роста ученика
Для детей c нарушением слуха и зрения парты,независимо от их номера,
ставятся первыми, причем ученики c пониженной остротой зрения должны
размещаться в первом ряду от окна.
Площадь помещения на одного учащегося — не менее 3.5 кв.м. .
Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха соотвтсвует СП
.
118.13330.2012.
B качестве нагревательных приборов применяются радиаторы.
Отопительные приборы ограждены съемными кожухами, располагаются под
оконными проемами и имеют регуляторы температуры.
Уровни естественного и искусственного освещения соответствуют
санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
естественному,
искусственному и совмещенному освещению жилых' и общественных зданий
(СанПиН 2.4.2.2821-10).
Источники искусственного освещения обеспечивают достаточное
равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников
осуществляется в соответствии c требованиями к размещению источников
искусственного освещения помещений образовательных организаций
B учебном классе, согласно СанПиН, свет соответствует цветовой
температуре 3500-4500 K.
3.1. Требования к педагогу дополнительного образования,
осуществляемому рeализацию Программы
дополнительное
Осуществляет
должностные
обязанности.
образование обучающихся в соответствии со своей образовательной
проiраммой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и другого
детского ' объединения и принимает меры по сохранению контингента
обучающихся в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, a
также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия,
опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, вoзрастнoй психологии и школьной гигиены; а также
современных информационных 'текнологий. Обеспечивает соблюдение прав и
свобод обучающихся. Участвует в разработке и реализации образовательных
программ. Составляет планы и программы занятий,` обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует
их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся,
ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, включает в
учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает c обучающимися актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся. Оценивает
эффективность обучения, учитывая Овладение умениями, развитие опыта
используя
творческой
деятельности,
познавательного
интереса,
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, a также обучающимся, имеющим отклонения в
развитии. Обeспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время.
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные прaвовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание" учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей; художественно эстетической, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций,
студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов,
организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного,
развивающего обученйя, реализации компетентностного подхода, методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучaющимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы c персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами); электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка обрaзовательного учреждения; правила по охране труда
и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка; секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу .работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование й дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего про©ессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам и получение
при
необходимости
после
трудоустройства
дополнительного
профессионального образования по направлению подготовки "Образование и
педагогические науки".
K занятию
педагогической деятельностью
по дополнительным
общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям й
направлениям
подготовки, :
соответствующим
направленностi
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Соответствие
образовательной
программы
высшего
образования
направленности
дополнительной
работодателем.
общеобразовательной
программы
определяется
3.2. Средства обучения и воспитания, необходимые для реализации
дополнительной общеобразовательной программы:
Работа кружка проводится
в кабинете технологии, отвечающем
санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется
хорошее дневное и
вечернее освещениe. Люминесцентные лампы обеспечивают общее
освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе
ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями
помещение проветривается;; температурный режим поддерживается в
пределах от +17 до +20 °C.
Площадь кабинета достаточна для проведения занятий c группой 12
человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не
стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные
машины c электрическим приводом, которые располагаются на рабочих
столах таким образом, чтобы естественный свет падал c левой стороны.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с
пароувлажнителем.
Школьная доска используется для демонстрации схем,
эскизов,
рисунков, презентаций.
B учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения
постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть
шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев,
материалов и приспособлений
Материалы , инструменты и приспособления.
o Ткани, материалы й нитки для детей первого года обучения.
o ткани, материалы и нитки .для выполнения личных программных
работ учащиеся второго и третьего года обучения приобретают сами.
o линейки масштабные для построения чертежей конструкции в
масштабе;
о лекало закройщика,.для раскроя изделий;
o сантиметровая лента для снятия мерок, раскроя изделий;
о булавки портновские;
o ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
o напёрсток для предохранения пальца от укола;
o колышек металлический, для обрaзования отверстий в ткани;
о игла швейная для выполнения швейных работ;
o калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
o миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе;
o альбомы 24 листа;
..
o тетради для записей;
o цветной картон;
o портновский манекен.
4. Учебный план
4.1 Продолжительность и количество занятий:
2024/2025
Возрастная
Длительность
Количество
Количество
категория
занятия
занятий
занятий в
(лет)
(минут)
•
13-16
•
.. ' в неделю
60
4
год
'
68
учебный год
5. Календарно-учебный график программы
Дата начала
01.09.2024
Дата окончания
31.05.2025
Количество недель в
34 недели
учебном году '
.
.
Продолжительность
5 дней
учебной недели
04.11.2022 г. — День народного единства
Праздничные
(нерабочие) дни
,
. 31.12.2022 = 09.01.2023 г. — новогодние каникулы
23 .02.2023 -24.02.2023 г — День защитника
.
Отечества
. '08.03.2023 г. `Международный женский день
01.052023 г. - Праздник Мира и Труда
08.05.2023-09.05.2023 г. - День Победы
12.06.2023 г. — день России
Реализация Программы осуществляется в течение всего учебного года.
б. Рабочая программа
Дополнительной'общеобразовательной программы =
дополнительной общеразвивающей программы
«Конструирование и дизайн одежды»
Раздел "
Nº
п/п
Кол-во
Часов
B том числе
Теория
Практика
1. Раздел «Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ» (2ч.)'
1.1
Вводное занятие.
2
1
1
. 2. Раздел «Машиноведение» (4ч.)
2.1
Виды швейных машин, их назначение, устройство. История
создания швейной машины. Заправка швейной машины.
2
1 ..
1
2.2
Запуск швейной машины. Формирование первоначальных
навыков работы на швейной машине:
3. Раздел « Mатериaловедение.» (4ч.)
2
1
1
3.1
Свойства тканей и выбор ткани по каталогу. Общее понятие о
процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани.
Полотняное переплетение ткани. Классификация текстильных
волокон, их свойства. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Правила выбора ткани для одежды
Инструменты швеи.
. ,
4. Раздел «История моды» (2ч.) .
2
1
3.2
1
.
.
2
1
1
.
4.1
Краткие сведения об истории изготовления одежды.
Классификация и функции одежды.
Национальна одежда, народный костюм.
1
1
4.2
Определение понятия «мода». Этапы развития моды. Мода в
разную эпоху.
1
1
.
5. Раздел «Имидж и стиль» (4ч.)
5.1
Определение понятия «имидж» и «стиль». Основные стили
.
1
1
1
современной одежды.
5.2
5.3
Типы фигур. Теория цвета в одежде.
Способы коррекции фигуры c помощью одежды.
1.
1
1
5.4
Базовый гардероб.
1
1
6. Раздел «Технология выполнения ручных и машинных швов. детали швейных изделий. >'(20ч.)
6.1
Организация рабочего места для ручных работ. Прямые и
косые стежки iл строчки временного назначения.
2
1
1
6.2
Технические условия на машинные стежки и строчки.
Соединительные и краевые швы.
2
1
;
1
6.3
Полочка. Спинка. Рукав. Воротник. детали и срезы брюк и
юбки.
2
1
1
1
.
6..4
Технология обработки вытачек.
`2
1
6.5
Способы обработки застежки тесьмой «молния» в боковом шве.
2
1
1
6.6
Технологическая последовательность обработки верхнего среза
•2
1
1
юбки притачным поясом, обтачкой..
6.7
Обработка петель.
2
1
1
6.8
6.9
Технология обработки накладных карманов, клапанов, шлёвок.
Кокетки. Обработка деталей с-кокетками.
2
2
1
1
6.10
Способы отделки изделий: тесьмой, кружевом, аппликацией.
2
1
1
1
1
7. Раздел «Конструирование и моделирование изделий» (20ч.)
"Поясные изделия
7.1
7.2
7.3
Общие сведения o конструировании одежды. Общие'правила
построения и оформления чертежей швейных изделий. Краткие
сведения об ассортименте поясных изделий.
Конструктивные линии и основные детали юбки.
Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа
конструкции прямой юбки. Условные обозначения мерок.
Прибавки к меркам на свободу облегания.
Расчет и построение чертежа конструкции женской прямой
ЮБКИ.
7.4
2
2
1
.
1
2
2
.
7.6
Понятие o конструктивном моделировании. Параллельная и
коническая рaздвижка. Моделирование юбок различных
фасонов на основе конструкции прямой юбки в масштабе 1:4.
Конструктивные линии и основные детали брюк.
Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа
'
базовой конструкции брюк.
Условные обозначения мерок.
Прибавки к меркам на свободу облегания.
iОбщие правила построения чертежа конструкции брюк.
7.7
Моделирование брюк различных фасонов.
7.8
Общие сведения o строении фигуры человека. Конструктивные
линии и основные детали плечевого изделия. Правила снятия
мерок, необходимых для построения чертежа конструкции
плечевого изделия. Условные обозначения мерок. Прибавки к
7.5
2
2
2
.
-
2
1
2
1
1'
1
2
2
Плечевые изделия
2:
1
1
2
1
1
меркам на свободу облегания.
7.9
7.10
Общие правила построения и оформления чертежей плечевых
изделий, воротника, рукава.
Моделирование тола, майки c помощью основы полочки и
спинки. Правила переноса вытачек.
:
2
2
8. Раздел «Выполнение творческого проекта «Юбка» (22ч.)
8.1
й
2
Разработка проекта «Юбка». Выбор идеи и ее обоснование.
Рисование и описание модели. Выбор ткaни. Экономический
расчет. Выбор наиболее рационального способа
1
' 1
технологической обработки изделия для данного вида модели с
8.2
8.3
8.4
учетом свойств ее ткани.
Выполнение проекта. Моделирование юбки выбранного
фасона.
Правила подготовки лекал к раскрою. Правила подготовки
ткани к раскрою.
Способы раскладки лекал в зависимости от ширины ткани.
Инструменты и приспособления для. раскроя.
Обмеловка. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя.
.
2
2
2
1
,
' 2
2
1
1
2
2
1
1
8.5
Обработка деталей кроя. Сборка изделия к первой примерке
(скалыванне, сметывание).
8.6
Примерка изделия, выявление и исправление возможных
дефектов кроя, выравнивание срезов.
8.7
Обработка вытачек, обработка швов. Обработка застежки
тесьмой «молния».
8.8
Обработка верхнего среза юбки поясом. Выполнение
обметочной петли.
2'
8.9
Обработка нижнего среза юбки.
2
1
8.10
Окончательная отделка изделия. Влажно тепловая обработка
(внутри проиессная и окончательная).
2
1
Контроль качества готового изделия. Мини-защита проекта.
2
8.. 11
.
9.1
9.2
1
.
.
2
2
.
2
1
1
.
2
9. Раздел «Выполнение творческого проекта» (50ч.)
Разработка проекта. Выбор идеи, и е-е обоснование. Выбор
ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет.
Составление плана технологическое- обработки изделия.
'
Построение чертежа конструкции в натуральную величину по
меркам или работа c базовой основой нужного размера.
5
1
4
6
6
.
9.3
Моделирование выбранного фасона c помощью основы
изделия.
Правила подготовки лекал и ткани к раскрою. Технология
раскроя ткани c направленным рисунком. Обмеловка;раскрой
4
4
6
6
ткани.
9.4
Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на
деталях кроя. Сборка деталей кроя на 1-ую примерку:
4
4
9.5
4
4
6
6
9.7
Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия,
подрезка деталей по новым контурным линиям c учетом
припусков на швы.
Выкраивание мелких деталей: обтачек, пояса и т.д.
дублирование мелких деталей. Обработка вытачек, рельефов.
' Обработка боковых и плечевых швов.
Обработка застежки.
9.8
Обработка горловины подкройной обтачкой.
9.9
Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка.
Окончательная отделка изделия.
3
6
9.6
9.10
Мини-зашита проекта.
4
4
1
'
2
6
'ц
2
2
10. Раздел «Постановка коллекций. дефиле, репетиции» (6ч.)
10.1
Проведение репетиции, для показа моделей, коллекций.
2
2
10.2
Подбор сценического макияжа и причесок, для создания
2
2
законченного образа.
10.3
Проведение показа изготовленных изделий и коллекций.
11. Раздел «Итоговое занятие» (2ч.)
2
2
11.1
Итоговое занятиё.
2
2
Итого:
136
34
102
7. Оценочные материалы по дополнительной общеобразовательной
программы «Конструирование и дизайн одежды»
•
•
•
•
•
аккуратность исполнения работы;
соответствие изделия образцу;
скорость выполнения изделия;
соответствие изделия технологии выполнения;
цветовое сочетание;
•самостоятельность,творческая инициатива и организованность;
• аккуратность выполнения;
• умение вносить изменения и дополнения в работу с изделием;
• создание оригинальной модели одежды;
'
• умение применять различные формы отделки;
• применения полученных знаний и умений при решении и выполнении
практических
заданий, связанных c
будущей , ' профессиональной
деятельностью;
• оформление и защита презeнтации.
Формы подведения итогов
• открытые занятия для педагогов, родителей;
• участие в выставках школьного,районного, городского уровня.
Все дети участвуют в школьных выставках, предъявляя свои лучшие
законченные работы.
B тeчение года наиболее удачные работы воспитанников участвуют в
районных и городских выставках, к которым все желающие ' серьёзно
готовятся. Участие в них. определяется по результатам отбора работ
организаторами выставки.
8. Методические материалы дополнительной общеобразовате ьной
программы «Конструирование и дизайн одежды»
Основной формой реализации обрaзовательного процесса является
учебное занятие, наряду c которым используются такие формы как к•нкурсы,
праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия; мастер-кл.ссы для
педагогов и родителей и др.
Во время проведения занятий педагог использует фрoнтaльную,
индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей групт~ой (при
демонстрации образцов поузловой обработки,показ электронных презентаций
И т. Д.)
.
Индивидуальная форма предполагает постановку задач индив дуально
каждому ребенку c учетом его способностей, желания, уровня подготовки.
Анализ результатов выполнения задания .тaкже может про~одиться
индивидуально.
B основе мелкогрупповых методов лежит работа в мaлых группах:
• совместно-индивидиальная форма
.
При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть
коллективной работы;
• совместно-последовательная форма
.
В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные этiементы ,
старшие — дополняют их, или собирают в композиции, выполняют
окончательное оформление изделий;
...
'
е.
• совмΡестно-взаимодействующая форма
При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя
обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или
выставочные работы.
`
При обучении
по источнику гснформаиии:
словесные:
➢ рассказом или беседой начинается, например разговор об истории
одежды, o закон~х композиции костюма, и т.д.;
➢ объяснение особенностей выполнения тек или иных ,приёмов,
способов, технологии изготовления изделий и др.;
:
➢ инструктаж по технике безопасности.
наглядные:
➢ демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов
выполнения работы и т.д.
.практические:
➢ выполнение ребенком изделий, разработка дизайн проекта, эскизов,
упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
по уровню познавательной активности:
объяснительно — иллюстративный:
➢ ребенок получат и осваивает готовую информацию;
репродуктивный:
➢ ребенок воспроизводит те или иные действия
соответствии c принципом «делай как я»;
педагога
в
частично-поисковый:
➢ ребенок вносит изменения в швейные изделия;
творческий:
➢ самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее
решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно
выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию
изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Обеспечение программы методическими видами продукции
дидактический материал:
➢ тематические альбомы, поузловая обработка
➢ наглядные
круг,
пособия:
сочетание
цвета (цветовой
дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
➢ образцы готовых изделий;
.
➢ раздаточный материал: технологические карточки;
➢ специальная и методическая литература по моделированию и
конструированию одежды c различными иллюстрациями.
➢ электронные презентации по разделам программы
8.1. Список литературы для учителя
1.
«Дополнительное образование» журнал.для педагогов
2.
Андреева И.A. «Популярная энциклопeдия Р.УКОДЕТПНЕ» M. 1982
З.
Демидова И. «Ваш гардероб» — стиль _ имидж —Минск: Миринда
2000
~
.
4.
Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»Ростов н/Дону : Феникс, 2001"
5.
Ерзекова H. B. «Искусство красиво одеваться» — Рига: Импакт , 1992
б.
Егорова P.И. «цчись шить» —Москва просвещение 1988
7. Рене Берг «От стандарта к индивидуальности». Выкройки --«НйолаПресс» 1995
8.
Саймон Треверс-Спенсер «Справочник дизайнера» —Москва 2008
9.
Несонова O.A. «Организация проектной деятельности» — Волгоград
2009
10. Виппер Б.P. «Введение в историческое изучение искусства» М.,
2004г.
11. Кузин B.C. Сиротин B.И. " Программ.но-методические материалы»
12. "Изобразительное искусство» 5-9 классы". М., Дрофа, 2000г
13. Антипина E. С., Киселева B. B. «Иллюстрированное пособие по
разработке и построению женской одежды с цельнокроеным рукавом»
учебное пособие. 2005
14. Каминская M.B. «История костюма» - N1.; Легкая индустрия, 2000
15. Косинец И.Б. «Дефекты швейных изделий» 2012 г.
16. Удальцова Л.Л. «Закройщик. Женская легкая одежда» 2011 г.
17. Орлова Л. «Азбука моды» — М.: Просвещение, 2001
18. «Практическая книга по моделированию женской одежды» — М.:
Легпромбытиздат, 2000
19. Черемнык A.И. «Основы
. `
художественного
конструирования
женской одежды"». — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002
20. «Шитье — мое хобби» — Оффенбург: Энне Бурда, 2000
21. Вершинникова E.Г. Программа «Школа дизайна >. - B кн.: Занятия
в школе дизайна. 5-9 классы /' авт.-сост. E.Г. Вершинникова, P.B. Игнатьев.Изд. 2-e.- Волгоград: Учитель, 2011, c. 96-113.
22. «Конструирование и моделирование одежды» - B сб.: Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.М.: Просвещение, 1986, c. 63-74.
8.2 Спилок литературы для детей и родителей.
23. Чернякова В .И:«Технология обработки ткани» — Просвещение 1999
24. «Современная энциклопедия Мода и стиль» — Москва 2002
25. Журналы мод разных лет
26. " Рачицская
Е.И
«Моделирование
и
художественное
оформлениё одежды» Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-наДону: Феникс, 2002
27. Зарецкая T.И. «Азбука шитья», Москва, 2011 год.
28. Ерзинкова H.B. «Искусство красиво одеваться» г. Рига, фирма
«Импак», 2002
29. Ерзенкова H.B. «Женская одежда в деталях». Изд. «Полымя», 2002
30. Лиин Жак «Техника кроя», Киев, МП «Муза», 2005
31. Перёвертень
«Просвещение», 2003
Г.И. «Самоделки
из текстильных материалов»