Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Льва Брусницына» Юридический адрес: 623700 г. Березовский, ул. Спортивная, строение 9 Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: 623700 г. Березовский, ул. Спортивная, строение 9 Принято: Утверждаю: Педагогогический совет Директпр БNIAОY 5 М'О К'атгинин ~,~ {!i r Протокол от,- ~ ~. ~ t-~ № ` , ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительная общеразвивающая программа «КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДИЗАЙН ОДЕЖДЫ» от 13 до 16 лет Срок реализации - 1 год Разработчик: Ю.B. Цибина, педагог дополнительного образования Березовский, 2024 год ОГЛАВЛЕНИЕ: 1. Содержание и объем программы:" 1.1. Нормативную правовую основу разработки образовательной программы составляют 1.2. Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы 1.3. Цель и задачи освоения программы стр. 3 2. Планируемые результаты освоения программы: 2.1. Регyлятивные универсальные учебные действия 2.2. Познавательные универсальные учебные действия 2.3. Коммуникативны универсальные учебные действия стр. 10 З. Организационно-педагогические условия реализации программы: 3.1. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию программы 3.2. Средства обучения и воспитания, необходимые для реализации дополнительной общеобразовательной программы стр. 12 4. Учебный план: " 4.1. Продолжительность и количество занятий стр. 16 5. Календарно-учебный график программы стр. 16 б. Рабочая программа дополнительной общеобразовательной программы ( КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДИЗАЙН ОДЕЖДЫ» стр. 17 7. Оценочные материалы программы стр. 19 8. Методические материалы программы .8.1 Список литературы для учителя 8.2 Список литературы для детей и родителей стр. 20 1.Содержание и объем программы Данная проiрамма является дополнительной программой. по _ курсу технологии и направлена на конструирование, дизайн и пошив одежды. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Сегодня особенно важно обратиться к традициям; восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока етдё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только c художественной, но и c исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и ,духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать o традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение народного костюма, как части духовного и материального наследия страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию y учащихся чувства красоты и гармонии,способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Занятия дополнительного образования по изготовлению народного костюма "направлены на воспитание художественной культуры школьников; развитие их интереса к народному творчеству, его традициям. Предлагаемая программа построена так, чтобы заинтересовать школьников, и создать современные костюмы c традиционными элементами в одежде. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Изделия могут выполняться как индивидуально, , так и коллективно. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтение; меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности,.позволяют выполнять масштабные работы. _ . Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В коде работы учащиеся знакомятся c основами дизайна одежды, углубляют знания по конструированию и моделированию. Y них развивается эстетический вкус, формируется представление o декоративно - прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый, " материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки. . Дизайн является феноменом художественной культуры ХХ века. Родившись на рубеже столетий, он ° на волне промышленной и научно- технической революции, стремительно рaзвиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Дизайн — сфера деятельности человека, продуктом которой является предметный мир. Человек, который занимается дизайном одежды, стремится сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и удобными, красивыми. Этот . процесс.: требует воображения, творческой энергии и оригинального мышления, a так же способности рисовать и шить. B связи c развитием промышленного способа изготовления вещей и массовым их потреблением, профессия дизайнера. становится очень востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности является дизайн одежды — искусство создания костюма как утилитарной вещи и одновременно художественного произведения. Представленная рабочая программа внеурочной деятельности «Дизайн и конструирование одежды» подразумевает знакомство c одним из объектов .. д труда дизайнера, модельера - это дизайн костюма. На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся c основными и наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма. Научатся определять преднaзначение и стиль костюма; и декорировать его согласно этим критериям. . Овладеть основами знаний о дизайне, o изменчивости моды, как специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности . человека, помогут разделы предлагаемой программы. На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и макетировать..Так же необходимо знание теоретических основ рисунка, колористики, композиции, основ декоративно-прикладного искусства, моделирования. . Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся c различными направлениями работы дизайнера (художника-модельера), c различными стилями, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач. Из анализа обрaзовательных программ дополнительного образования детей можно сделать вывод, что дизайну и проектированию, как одному из направлений художественной подготовки, стало 'уделяться внимание последние несколько лет. Поэтому данная программа была разработана и составлена, исходя из практической деятельности, в соответствий c 'интересами и потребностями учащихся и с учетом следующих программ по дополнительному .художественному образованию детей: Особенностью образовательной внеурочной деятельности школьников является: • ориентация на саморазвитие личности; . . • требование научить .решать . социально , и личностно значимые проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые реализуются путем освоения новых видов , деятельности освоение новых способов решения проблем в различных видан деятельности; • изучение интересов и потребностей обучающикся; •формирование условий для создания единого образовательного пространства; •расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающикся в объединениях по интересам; • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа; • обратттение к личностным проблемам обучающегося, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; • внеурочная деятельность дает ребенку возможность выбора.своего индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии c собственными способностями; •особое значение внеурочная деятельность имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников; . усиление личностной направленности образования, обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей . . выбора; •рaзвивающая направленность и построение возростосообразного образования, знания, .умения и навыки выступают не целью, a средством в . процессе развития ребенка. Направленность программы художественно-эстетическая: программа. направлена на приобщение школьников к основам дизайна и выявление. одаренных детей c целью развития их творческого потенциала. 1.1. Нормативную правовую основу разработки образовательной программы составляют: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); 2: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р); . 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления обрaзовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; . 4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № ° 28 "Об утверждении санитарных прaвил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утвёрждении санитарных правил и норм Сан11иН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". 8. Приказ Mинтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых" . 9. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 N дГ-245/06 "O направлении методических'' рекомендаций" (вместе c "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ c применением электронного обучения и дистанционных обрaзовательных технологий"). 9. "МР 2.4..0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05 .2021) (вместе c "Рекомендуемой номенклатурой, объемом и" периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи") 1.2. Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одеваться, художником должен быть каждый. Одним это дано природой, a другим — нет. программы: направленность Художеспi венно-эстетическая Программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна и выявление одаренных детей c целью развития их творческого потенциaла. Помогает воспитывать в себе художника и подчеркнуть индивидуальность человека . Программы «Конструирование й дизайн одежды > приобретает актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном учебном плане и является формой углубления, интересов учащихся, развития творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по теории и практике самостоятельного . проектирования и создания одежды, её художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности, когда складываются вкусы, формируется . представление o гармонии, приобретает очертания склад личности. Педагогическая целесообразность программы . заключается в занятости детей и их профессиональном : развитии, а также раскрывает творческий потeнциал личности и побуждает к достижению поставленных целей обучения. Программа «Kонструированиe и дизайн одежды » интегрирует знания и умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология», «Мировая художественная культура», «История» «Анатомия», «Изобразительное искусство», «Черчение» и создает благоприятные условия для творческой самореализации личности. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, a объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. Отличительной особенностьюреализации программы является: • ориентация на саморазвитие личности; • требование научить решать социально и личностно значимые проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые реализуются путем освоения новых видов деятельности освоение 'новых способов решения проблем в различных видах деятельности; • изучение интересов и потребностей обучающихся; • формирование условий для создания единого образовательного пространства; •расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам; • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и 'культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего и другйх народов; • обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности; • внеурочная деятельность дает ребёнку возможность выбора своего индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии c собственными способностями; •особое значение внеурочная деятельность имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения . школьников; •усиление личностной направленности обрaзования, обеспечение активности обучающихся в образовательном процессе,. увеличении возможностей выбора; .. •развивающая направленность и построение возростосообразного образования, знания, умения и навыки выступают не целью, a средством в процессе развития ребенка. Программа составлена c учётом дидактических принципов: принцип индивидyaльного подхода; принципов наглядности , и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний,умений и навыков. Ребёнок продвигается по образовательномy маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем- то оторванным, существующим «сама по себе», a базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются c нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного года. Hаряду работы c группами обучающихся, программа предусматривает широкое использование методов индивидуaльной работы c ребёнком. Право выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку. природосообрaзности, принципах на Программа основана последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи c жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным особенностям детей. Особенности программы: • Преемственность. • Ведущий вид деятельности: проектный. • Использование информационных технологий на различных этапах • реализации проекта. • Социальные практики. Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов. Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, a также физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение c мышц спины, шеи и кистей рук. 1.3. Цель и задачи освоения программы Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного проектирования и создания одежды, её художественного оформления: Задачи: 1. Обучающие: • • познакомить учащихся co сферой деятельности дизайнера одежды; научить выполнять дизайн-проект; • познакомить детей c историей одежды; . познакомить c этапами процессa моделирования одежды; • • формировать знания необходимые для создания оригинaльных моделей; • познакомить c приёмами изготовления и декорирования изделий сформировать знания, умения и навыки проектирования и художественного конструирования швейных изделий; • обучить технологии пошива некоторых видов одежды и приёмам изготовления и декорирования швейных изделий; • формировать художественно-образное мышление; • формировать навыки работы на швейном оборудовании. 2. Развивающие: . • формировать интерес к различным видам дёкоративной отделки; • развивать положительные эмоции и волевые качества; • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели, • обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; • развивать природные задатки, творческий потенциал .ребёнка, способности детей к творчеству самовыражению и самореализации; • воспитание способности мыслить; моделировать и создавать оригинальные йзделия; . • рaзвивать образное и пространственное мышление, фантазию, память, глазомер, воображение, • наблюдательность, совершенствовать моторику . рук. 3. Воспитывающие • Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения планировать свою деятельность. качественному к отношения творческого . • Формирование осуществлению трудовой деятельности., • Развитие ответственности й самостоятельности, индивидуальности, внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореaлизации поведения,чувства собственного достоинства, самоуважения. • Содействовать организации содержательного досуга. Условия реализации программы Образовательная программа «Конструирование и дизайн одежды» предназначена для 13-16 лётнего возраста и рассчитана на один год обучения (136 учебных часов). Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и ' освещенном помещении. Условия набора: В группы принимаются дети по предварительному отбору (собеседование) на основании заявления родителей.. . Основной формой организации обучающихся на занятии является . групповая .форма работы. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа (136 часов); Наполняемость групп: Не белее 12 человек. 2.. Планируемые результаты освоения программы. Y обучающегося будут сформированы: 1. Личностные универсальные учебные действия: • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия; • пользоваться средствами выразительности языка декоративно — прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно —творческой деятельности; . • осуществлять поиск информации c использованием литературы и средств массовой информации; . • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла. 2. Метапредлгетныерезультаты. 2.1. Регулятивные универсальные учебные действия: • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по коду его реализации, так и в конце действия; , • пользоваться средствами выразительности языка декоративно — прикладного искусства, художественного конструирования в собственной . художественно — творческой деятельности; • осуществлять поиск информации c использованием литературы и средств массовой информации; • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла. • 2.2. Познавательные универсальные учебные действия. • приобретать и осуществлять практическиe навыки и умения' в художественном творчестве; . • осваивать особенности художественно — выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно — прикладном творчестве; • развивать художественный вкус, как способность чувствовать и , воспринимать многообразие видов и жанров искусства; • художественно — образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира; • развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память; . • развивать критическое мышление, в способности аргументировать . свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно — прйкпадног0 искусства. . 2.3. Коммуникативные универсальные.учебные действия: • учитывать и координировать в сотрyдничeстве отличные от собственной позиции других людей; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную . ПОЗИЦИЮ; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества c партнером; , • .адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • в результате занятий у обучающикся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое; аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Предметные результаты. Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых понятий, связанных c изобразительным искусством; знакомство с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного г~скусства; расширение кругозора; испытание своих возможностей в рaзличных техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности. K кон iу 1 года обучения ребенок: Будет знать: • безопасные приемы труда c инструментами и приспособлениями для ручных и машинных pабoт; • • • • • • • терминологию и технологию выполнения ручных работ; терминологию и технологию выполнения машинных швов; устройство и рёгуляторы швейной машины; историю развития одежды, стили одежды; будет знать правила выбора ткани для одежды; выполнять простые эскизы изделий; уметь-пользоваться готовыми выкройками; будет знать технологию пошива изделия и правила отделки; • испытает опыт творческого отношения к трудовой дeятельности; • проявит желание совершенствоваться в данном направлении декоративно-прикладного искусства; • алгоритм создания дизайн — проектах • основные силуэтные формы; • этапы процесса моделирования одежды; . Научится: . • снимать измерения фигуры; • читать и строить чертёж юбки; • выполнять техническое моделирование юбки; • подбирать ткань и отделку для изготовления юбки; • выполнять раскрой изделия;. • проводить примерку; • обрабатывать детали кроя; • выполнять окончательную отделку изделия; • оформлять дизайн-папку; • Проявит способности мыслить и создавать оригинальные изделия. • Волевые качества личности станут более выраженными. • Будет знать исторические и современные стили одежды; • технологические свойства современных текстильных материалов; • законы композиции костюма; • единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров; • моделирование одежды c иcпользованиeм народного костюма как источника творчества; • построение чертежа плечевого изделия c модельными особенностями; • построение чертежа втачного рукава и техническое моделирование; • правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов; • способы отделки и влажно-тепловой обработки; •технологическую последовательность и поузловую обработку плечевого изделия • проявит самостоятельность и индивидуальность в составлении дизайн проекта. , Диaгностика результативности освоения программы осуществляется через использование разных форм и методов: • текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой . • наблюдение за ребенком на занятии (прямое, косвенное); • итоговый. контроль умений и навыков при анализе работы;, беседы; • участие в выставках. 3. Организационно-педагогические условия реализации программы. Программа адресована обучающимся 13 — 16 лет, 6-9 класс. Формы занятий: групповая (10-12 человек), индивидуальная, парная, самостоятельная образовательная деятельность. При наборе обучающихся ' следует комплектовать группу c превышением состава, , так как существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях. Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально оборудованном кабинете. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы. Мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей. Стулья и столы одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей, проводится c учетом роста детей согласно требованиям СанПин. Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии c его ростом и состоянием зрения и слуха. Парты (столы) расставлены в помещении по номерам: меньшие - ближе к доске, большие — дальше. Размеры мебели и ее маркировка в зависимости от роста ученика Для детей c нарушением слуха и зрения парты,независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики c пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окна. Площадь помещения на одного учащегося — не менее 3.5 кв.м. . Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха соотвтсвует СП . 118.13330.2012. B качестве нагревательных приборов применяются радиаторы. Отопительные приборы ограждены съемными кожухами, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых' и общественных зданий (СанПиН 2.4.2.2821-10). Источники искусственного освещения обеспечивают достаточное равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников осуществляется в соответствии c требованиями к размещению источников искусственного освещения помещений образовательных организаций B учебном классе, согласно СанПиН, свет соответствует цветовой температуре 3500-4500 K. 3.1. Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому рeализацию Программы дополнительное Осуществляет должностные обязанности. образование обучающихся в соответствии со своей образовательной проiраммой, развивает их разнообразную творческую деятельность. Комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и другого детского ' объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, a также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, вoзрастнoй психологии и школьной гигиены; а также современных информационных 'текнологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий,` обеспечивает их выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает c обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся. Оценивает эффективность обучения, учитывая Овладение умениями, развитие опыта используя творческой деятельности, познавательного интереса, компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, a также обучающимся, имеющим отклонения в развитии. Обeспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время. образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности. Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные прaвовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание" учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей; художественно эстетической, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обученйя, реализации компетентностного подхода, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучaющимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы c персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами); электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка обрaзовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка; секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу .работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование й дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. или Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего про©ессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки". K занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям й направлениям подготовки, : соответствующим направленностi дополнительных общеобразовательных программ. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной работодателем. общеобразовательной программы определяется 3.2. Средства обучения и воспитания, необходимые для реализации дополнительной общеобразовательной программы: Работа кружка проводится в кабинете технологии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется хорошее дневное и вечернее освещениe. Люминесцентные лампы обеспечивают общее освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями помещение проветривается;; температурный режим поддерживается в пределах от +17 до +20 °C. Площадь кабинета достаточна для проведения занятий c группой 12 человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место. Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные машины c электрическим приводом, которые располагаются на рабочих столах таким образом, чтобы естественный свет падал c левой стороны. Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с пароувлажнителем. Школьная доска используется для демонстрации схем, эскизов, рисунков, презентаций. B учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев, материалов и приспособлений Материалы , инструменты и приспособления. o Ткани, материалы й нитки для детей первого года обучения. o ткани, материалы и нитки .для выполнения личных программных работ учащиеся второго и третьего года обучения приобретают сами. o линейки масштабные для построения чертежей конструкции в масштабе; о лекало закройщика,.для раскроя изделий; o сантиметровая лента для снятия мерок, раскроя изделий; о булавки портновские; o ножницы для проведения раскроя, швейных работ; o напёрсток для предохранения пальца от укола; o колышек металлический, для обрaзования отверстий в ткани; о игла швейная для выполнения швейных работ; o калька для перевода рисунка, изготовления выкроек; o миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе; o альбомы 24 листа; .. o тетради для записей; o цветной картон; o портновский манекен. 4. Учебный план 4.1 Продолжительность и количество занятий: 2024/2025 Возрастная Длительность Количество Количество категория занятия занятий занятий в (лет) (минут) • 13-16 • .. ' в неделю 60 4 год ' 68 учебный год 5. Календарно-учебный график программы Дата начала 01.09.2024 Дата окончания 31.05.2025 Количество недель в 34 недели учебном году ' . . Продолжительность 5 дней учебной недели 04.11.2022 г. — День народного единства Праздничные (нерабочие) дни , . 31.12.2022 = 09.01.2023 г. — новогодние каникулы 23 .02.2023 -24.02.2023 г — День защитника . Отечества . '08.03.2023 г. `Международный женский день 01.052023 г. - Праздник Мира и Труда 08.05.2023-09.05.2023 г. - День Победы 12.06.2023 г. — день России Реализация Программы осуществляется в течение всего учебного года. б. Рабочая программа Дополнительной'общеобразовательной программы = дополнительной общеразвивающей программы «Конструирование и дизайн одежды» Раздел " Nº п/п Кол-во Часов B том числе Теория Практика 1. Раздел «Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ» (2ч.)' 1.1 Вводное занятие. 2 1 1 . 2. Раздел «Машиноведение» (4ч.) 2.1 Виды швейных машин, их назначение, устройство. История создания швейной машины. Заправка швейной машины. 2 1 .. 1 2.2 Запуск швейной машины. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине: 3. Раздел « Mатериaловедение.» (4ч.) 2 1 1 3.1 Свойства тканей и выбор ткани по каталогу. Общее понятие о процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани. Полотняное переплетение ткани. Классификация текстильных волокон, их свойства. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Правила выбора ткани для одежды Инструменты швеи. . , 4. Раздел «История моды» (2ч.) . 2 1 3.2 1 . . 2 1 1 . 4.1 Краткие сведения об истории изготовления одежды. Классификация и функции одежды. Национальна одежда, народный костюм. 1 1 4.2 Определение понятия «мода». Этапы развития моды. Мода в разную эпоху. 1 1 . 5. Раздел «Имидж и стиль» (4ч.) 5.1 Определение понятия «имидж» и «стиль». Основные стили . 1 1 1 современной одежды. 5.2 5.3 Типы фигур. Теория цвета в одежде. Способы коррекции фигуры c помощью одежды. 1. 1 1 5.4 Базовый гардероб. 1 1 6. Раздел «Технология выполнения ручных и машинных швов. детали швейных изделий. >'(20ч.) 6.1 Организация рабочего места для ручных работ. Прямые и косые стежки iл строчки временного назначения. 2 1 1 6.2 Технические условия на машинные стежки и строчки. Соединительные и краевые швы. 2 1 ; 1 6.3 Полочка. Спинка. Рукав. Воротник. детали и срезы брюк и юбки. 2 1 1 1 . 6..4 Технология обработки вытачек. `2 1 6.5 Способы обработки застежки тесьмой «молния» в боковом шве. 2 1 1 6.6 Технологическая последовательность обработки верхнего среза •2 1 1 юбки притачным поясом, обтачкой.. 6.7 Обработка петель. 2 1 1 6.8 6.9 Технология обработки накладных карманов, клапанов, шлёвок. Кокетки. Обработка деталей с-кокетками. 2 2 1 1 6.10 Способы отделки изделий: тесьмой, кружевом, аппликацией. 2 1 1 1 1 7. Раздел «Конструирование и моделирование изделий» (20ч.) "Поясные изделия 7.1 7.2 7.3 Общие сведения o конструировании одежды. Общие'правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Краткие сведения об ассортименте поясных изделий. Конструктивные линии и основные детали юбки. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа конструкции прямой юбки. Условные обозначения мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. Расчет и построение чертежа конструкции женской прямой ЮБКИ. 7.4 2 2 1 . 1 2 2 . 7.6 Понятие o конструктивном моделировании. Параллельная и коническая рaздвижка. Моделирование юбок различных фасонов на основе конструкции прямой юбки в масштабе 1:4. Конструктивные линии и основные детали брюк. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа ' базовой конструкции брюк. Условные обозначения мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. iОбщие правила построения чертежа конструкции брюк. 7.7 Моделирование брюк различных фасонов. 7.8 Общие сведения o строении фигуры человека. Конструктивные линии и основные детали плечевого изделия. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа конструкции плечевого изделия. Условные обозначения мерок. Прибавки к 7.5 2 2 2 . - 2 1 2 1 1' 1 2 2 Плечевые изделия 2: 1 1 2 1 1 меркам на свободу облегания. 7.9 7.10 Общие правила построения и оформления чертежей плечевых изделий, воротника, рукава. Моделирование тола, майки c помощью основы полочки и спинки. Правила переноса вытачек. : 2 2 8. Раздел «Выполнение творческого проекта «Юбка» (22ч.) 8.1 й 2 Разработка проекта «Юбка». Выбор идеи и ее обоснование. Рисование и описание модели. Выбор ткaни. Экономический расчет. Выбор наиболее рационального способа 1 ' 1 технологической обработки изделия для данного вида модели с 8.2 8.3 8.4 учетом свойств ее ткани. Выполнение проекта. Моделирование юбки выбранного фасона. Правила подготовки лекал к раскрою. Правила подготовки ткани к раскрою. Способы раскладки лекал в зависимости от ширины ткани. Инструменты и приспособления для. раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя. . 2 2 2 1 , ' 2 2 1 1 2 2 1 1 8.5 Обработка деталей кроя. Сборка изделия к первой примерке (скалыванне, сметывание). 8.6 Примерка изделия, выявление и исправление возможных дефектов кроя, выравнивание срезов. 8.7 Обработка вытачек, обработка швов. Обработка застежки тесьмой «молния». 8.8 Обработка верхнего среза юбки поясом. Выполнение обметочной петли. 2' 8.9 Обработка нижнего среза юбки. 2 1 8.10 Окончательная отделка изделия. Влажно тепловая обработка (внутри проиессная и окончательная). 2 1 Контроль качества готового изделия. Мини-защита проекта. 2 8.. 11 . 9.1 9.2 1 . . 2 2 . 2 1 1 . 2 9. Раздел «Выполнение творческого проекта» (50ч.) Разработка проекта. Выбор идеи, и е-е обоснование. Выбор ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет. Составление плана технологическое- обработки изделия. ' Построение чертежа конструкции в натуральную величину по меркам или работа c базовой основой нужного размера. 5 1 4 6 6 . 9.3 Моделирование выбранного фасона c помощью основы изделия. Правила подготовки лекал и ткани к раскрою. Технология раскроя ткани c направленным рисунком. Обмеловка;раскрой 4 4 6 6 ткани. 9.4 Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сборка деталей кроя на 1-ую примерку: 4 4 9.5 4 4 6 6 9.7 Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия, подрезка деталей по новым контурным линиям c учетом припусков на швы. Выкраивание мелких деталей: обтачек, пояса и т.д. дублирование мелких деталей. Обработка вытачек, рельефов. ' Обработка боковых и плечевых швов. Обработка застежки. 9.8 Обработка горловины подкройной обтачкой. 9.9 Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка. Окончательная отделка изделия. 3 6 9.6 9.10 Мини-зашита проекта. 4 4 1 ' 2 6 'ц 2 2 10. Раздел «Постановка коллекций. дефиле, репетиции» (6ч.) 10.1 Проведение репетиции, для показа моделей, коллекций. 2 2 10.2 Подбор сценического макияжа и причесок, для создания 2 2 законченного образа. 10.3 Проведение показа изготовленных изделий и коллекций. 11. Раздел «Итоговое занятие» (2ч.) 2 2 11.1 Итоговое занятиё. 2 2 Итого: 136 34 102 7. Оценочные материалы по дополнительной общеобразовательной программы «Конструирование и дизайн одежды» • • • • • аккуратность исполнения работы; соответствие изделия образцу; скорость выполнения изделия; соответствие изделия технологии выполнения; цветовое сочетание; •самостоятельность,творческая инициатива и организованность; • аккуратность выполнения; • умение вносить изменения и дополнения в работу с изделием; • создание оригинальной модели одежды; ' • умение применять различные формы отделки; • применения полученных знаний и умений при решении и выполнении практических заданий, связанных c будущей , ' профессиональной деятельностью; • оформление и защита презeнтации. Формы подведения итогов • открытые занятия для педагогов, родителей; • участие в выставках школьного,районного, городского уровня. Все дети участвуют в школьных выставках, предъявляя свои лучшие законченные работы. B тeчение года наиболее удачные работы воспитанников участвуют в районных и городских выставках, к которым все желающие ' серьёзно готовятся. Участие в них. определяется по результатам отбора работ организаторами выставки. 8. Методические материалы дополнительной общеобразовате ьной программы «Конструирование и дизайн одежды» Основной формой реализации обрaзовательного процесса является учебное занятие, наряду c которым используются такие формы как к•нкурсы, праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия; мастер-кл.ссы для педагогов и родителей и др. Во время проведения занятий педагог использует фрoнтaльную, индивидуальную и мелкогрупповую формы работы. Фронтальная форма предполагает работу со всей групт~ой (при демонстрации образцов поузловой обработки,показ электронных презентаций И т. Д.) . Индивидуальная форма предполагает постановку задач индив дуально каждому ребенку c учетом его способностей, желания, уровня подготовки. Анализ результатов выполнения задания .тaкже может про~одиться индивидуально. B основе мелкогрупповых методов лежит работа в мaлых группах: • совместно-индивидиальная форма . При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть коллективной работы; • совместно-последовательная форма . В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные этiементы , старшие — дополняют их, или собирают в композиции, выполняют окончательное оформление изделий; ... ' е. • совмΡестно-взаимодействующая форма При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или выставочные работы. ` При обучении по источнику гснформаиии: словесные: ➢ рассказом или беседой начинается, например разговор об истории одежды, o закон~х композиции костюма, и т.д.; ➢ объяснение особенностей выполнения тек или иных ,приёмов, способов, технологии изготовления изделий и др.; : ➢ инструктаж по технике безопасности. наглядные: ➢ демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов выполнения работы и т.д. .практические: ➢ выполнение ребенком изделий, разработка дизайн проекта, эскизов, упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др. по уровню познавательной активности: объяснительно — иллюстративный: ➢ ребенок получат и осваивает готовую информацию; репродуктивный: ➢ ребенок воспроизводит те или иные действия соответствии c принципом «делай как я»; педагога в частично-поисковый: ➢ ребенок вносит изменения в швейные изделия; творческий: ➢ самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления. Обеспечение программы методическими видами продукции дидактический материал: ➢ тематические альбомы, поузловая обработка ➢ наглядные круг, пособия: сочетание цвета (цветовой дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура; ➢ образцы готовых изделий; . ➢ раздаточный материал: технологические карточки; ➢ специальная и методическая литература по моделированию и конструированию одежды c различными иллюстрациями. ➢ электронные презентации по разделам программы 8.1. Список литературы для учителя 1. «Дополнительное образование» журнал.для педагогов 2. Андреева И.A. «Популярная энциклопeдия Р.УКОДЕТПНЕ» M. 1982 З. Демидова И. «Ваш гардероб» — стиль _ имидж —Минск: Миринда 2000 ~ . 4. Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»Ростов н/Дону : Феникс, 2001" 5. Ерзекова H. B. «Искусство красиво одеваться» — Рига: Импакт , 1992 б. Егорова P.И. «цчись шить» —Москва просвещение 1988 7. Рене Берг «От стандарта к индивидуальности». Выкройки --«НйолаПресс» 1995 8. Саймон Треверс-Спенсер «Справочник дизайнера» —Москва 2008 9. Несонова O.A. «Организация проектной деятельности» — Волгоград 2009 10. Виппер Б.P. «Введение в историческое изучение искусства» М., 2004г. 11. Кузин B.C. Сиротин B.И. " Программ.но-методические материалы» 12. "Изобразительное искусство» 5-9 классы". М., Дрофа, 2000г 13. Антипина E. С., Киселева B. B. «Иллюстрированное пособие по разработке и построению женской одежды с цельнокроеным рукавом» учебное пособие. 2005 14. Каминская M.B. «История костюма» - N1.; Легкая индустрия, 2000 15. Косинец И.Б. «Дефекты швейных изделий» 2012 г. 16. Удальцова Л.Л. «Закройщик. Женская легкая одежда» 2011 г. 17. Орлова Л. «Азбука моды» — М.: Просвещение, 2001 18. «Практическая книга по моделированию женской одежды» — М.: Легпромбытиздат, 2000 19. Черемнык A.И. «Основы . ` художественного конструирования женской одежды"». — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002 20. «Шитье — мое хобби» — Оффенбург: Энне Бурда, 2000 21. Вершинникова E.Г. Программа «Школа дизайна >. - B кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы /' авт.-сост. E.Г. Вершинникова, P.B. Игнатьев.Изд. 2-e.- Волгоград: Учитель, 2011, c. 96-113. 22. «Конструирование и моделирование одежды» - B сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.М.: Просвещение, 1986, c. 63-74. 8.2 Спилок литературы для детей и родителей. 23. Чернякова В .И:«Технология обработки ткани» — Просвещение 1999 24. «Современная энциклопедия Мода и стиль» — Москва 2002 25. Журналы мод разных лет 26. " Рачицская Е.И «Моделирование и художественное оформлениё одежды» Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-наДону: Феникс, 2002 27. Зарецкая T.И. «Азбука шитья», Москва, 2011 год. 28. Ерзинкова H.B. «Искусство красиво одеваться» г. Рига, фирма «Импак», 2002 29. Ерзенкова H.B. «Женская одежда в деталях». Изд. «Полымя», 2002 30. Лиин Жак «Техника кроя», Киев, МП «Муза», 2005 31. Перёвертень «Просвещение», 2003 Г.И. «Самоделки из текстильных материалов»