ДООП Конструирование и дизайн одежды

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Льва Брусницына»
Юридический адрес: 623700 г. Березовский, ул. Спортивная, строение 9
Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности:
623700 г. Березовский, ул. Спортивная, строение 9
Принято:
Утверждаю:
Педагогогический совет

Директпр БNIAОY

5

М'О К'атгинин ~,~
{!i
r

Протокол от,-

~

~. ~ t-~

№

`

,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительная общеразвивающая программа
«КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»
от 13 до 16 лет
Срок реализации - 1 год

Разработчик:
Ю.B. Цибина, педагог дополнительного образования

Березовский, 2024 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Содержание и объем программы:"
1.1. Нормативную правовую основу разработки
образовательной программы составляют
1.2. Направленность, актуальность, педагогическая
целесообразность, отличительные особенности
программы
1.3. Цель и задачи освоения программы

стр. 3

2. Планируемые результаты освоения программы:
2.1. Регyлятивные универсальные учебные действия
2.2. Познавательные универсальные учебные действия
2.3. Коммуникативны универсальные учебные действия

стр. 10

З. Организационно-педагогические условия
реализации программы:
3.1. Требования к педагогу дополнительного
образования, осуществляемому реализацию программы
3.2. Средства обучения и воспитания, необходимые
для реализации дополнительной общеобразовательной
программы

стр. 12

4. Учебный план: "
4.1. Продолжительность и количество занятий

стр. 16

5. Календарно-учебный график программы

стр. 16

б. Рабочая программа дополнительной
общеобразовательной программы ( КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДИЗАЙН ОДЕЖДЫ»

стр. 17

7. Оценочные материалы программы

стр. 19

8. Методические материалы программы
.8.1 Список литературы для учителя
8.2 Список литературы для детей и родителей

стр. 20

1.Содержание и объем программы
Данная проiрамма является дополнительной программой. по _ курсу
технологии и направлена на конструирование, дизайн и пошив одежды.
Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его
культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его
изготовления. Сегодня особенно важно обратиться к традициям; восстановить
те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения,
возродить
преемственность.
Необходимо
передать
подрастающему
поколению те нравственные устои, которые пока етдё живы в людях старшего
поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.
Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции
представляют интерес не только c художественной, но и c исторической,
этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ
народной культуры, быта, традиций, их природы и ,духовных ценностей
составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать
которую можно много узнать o традициях, обычаях и истории своего народа.
Изучение народного костюма, как части духовного и материального наследия
страны, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям,
развитию y учащихся чувства красоты и гармонии,способности воспринимать
мир художественных образов. Приобщение к народному искусству
незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития
уважения к труду, наследству своих предков. Занятия дополнительного
образования по изготовлению народного костюма "направлены на воспитание
художественной культуры школьников; развитие их интереса к народному
творчеству, его традициям.
Предлагаемая программа построена так, чтобы заинтересовать
школьников, и создать современные костюмы c традиционными элементами в
одежде. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов
вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Изделия могут выполняться как индивидуально, , так и коллективно.
Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности
воспитанника, его предпочтение; меру художественного вкуса. Коллективные
работы способствуют развитию навыков совместной деятельности,.позволяют
выполнять масштабные работы. _ .
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в
программе представлены в их содержательном единстве. В коде работы
учащиеся знакомятся c основами дизайна одежды, углубляют знания по
конструированию и моделированию. Y них развивается эстетический вкус,
формируется представление o декоративно - прикладном искусстве. Дети
учатся экономно расходовать используемый, " материал, развивают
художественный вкус, формируют профессиональные навыки. .
Дизайн является феноменом художественной культуры ХХ века.
Родившись на рубеже столетий, он ° на волне промышленной и научно-

технической революции, стремительно рaзвиваясь, превратился в один из
самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности.
Дизайн — сфера деятельности человека, продуктом которой является
предметный мир. Человек, который занимается дизайном одежды, стремится
сделать окружающие предметы не только технически целесообразными, но и
удобными, красивыми. Этот . процесс.: требует воображения, творческой
энергии и оригинального мышления, a так же способности рисовать и шить.
B связи c развитием промышленного способа изготовления вещей и
массовым их потреблением, профессия дизайнера. становится очень
востребованной. Одним из направлений творческой проектной деятельности
является дизайн одежды — искусство создания костюма как утилитарной вещи
и одновременно художественного произведения.
Представленная рабочая программа внеурочной деятельности «Дизайн
и конструирование одежды» подразумевает
знакомство c одним из объектов
..
д
труда дизайнера, модельера - это дизайн костюма.
На занятиях по дизайну костюма учащиеся познакомятся c основными и
наиболее выразительными средствами декоративного оформления костюма.
Научатся определять преднaзначение и стиль костюма; и декорировать его
согласно этим критериям.
.
Овладеть основами знаний о дизайне, o изменчивости моды, как
специфической художественно-творческой, конструкторской деятельности
.
человека, помогут разделы предлагаемой программы.
На занятиях учащиеся узнают, что художественное проектирование
многих вещей требует умения рисовать, чертить, моделировать и
макетировать..Так же необходимо знание теоретических основ рисунка,
колористики, композиции, основ декоративно-прикладного искусства,
моделирования.
.
Содержание разделов программы позволяет ознакомить учащихся c
различными направлениями работы дизайнера (художника-модельера), c
различными стилями, развить способности, позволяющие использовать
полученные знания и умения при решении конкретных задач.
Из анализа обрaзовательных программ дополнительного образования
детей можно сделать вывод, что дизайну и проектированию, как одному из
направлений художественной подготовки, стало 'уделяться внимание
последние несколько лет. Поэтому данная программа была разработана и
составлена, исходя из практической деятельности, в соответствий c
'интересами и потребностями учащихся и с учетом следующих программ по
дополнительному .художественному образованию детей:
Особенностью образовательной внеурочной деятельности школьников
является:
• ориентация на саморазвитие личности;
.
. • требование научить .решать . социально , и личностно значимые
проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые
реализуются путем освоения новых видов , деятельности освоение новых
способов решения проблем в различных видан деятельности;
• изучение интересов и потребностей обучающикся;

•формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
•расширение видов творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающикся в объединениях по
интересам;
• создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и
культуре своего народа;
• обратттение к личностным проблемам обучающегося, формирование их
нравственных качеств, творческой и социальной активности;
• внеурочная деятельность дает ребенку возможность выбора.своего
индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий
для достижения успехов в соответствии c собственными способностями;
•особое значение внеурочная деятельность имеет для решения
проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения
школьников;
.
усиление личностной направленности образования, обеспечение
активности
обучающихся в образовательном процессе, увеличении возможностей
.
. выбора;
•рaзвивающая направленность и построение возростосообразного
образования, знания, .умения и навыки выступают не целью, a средством в
.
процессе развития ребенка.
Направленность программы художественно-эстетическая: программа.
направлена на приобщение школьников к основам дизайна и выявление.
одаренных детей c целью развития их творческого потенциала.
1.1. Нормативную правовую основу разработки образовательной
программы составляют:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
2: Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р);
.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
обрaзовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № ° 28 "Об утверждении санитарных прaвил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 N 2 "Об утвёрждении санитарных правил и норм Сан11иН
1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников образования".
8. Приказ Mинтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и
взрослых" .
9. Письмо Минпросвещения России от 31.01.2022 N дГ-245/06 "O
направлении методических'' рекомендаций" (вместе c "Методическими
рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных

программ c применением электронного

обучения и дистанционных

обрaзовательных технологий").
9. "МР 2.4..0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным
санитарным врачом РФ 17.05 .2021) (вместе c "Рекомендуемой номенклатурой,
объемом и" периодичностью проведения лабораторных и инструментальных
исследований в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи")
1.2. Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность,
отличительные особенности программы
История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что
в искусстве одеваться, художником должен быть каждый. Одним это дано
природой, a другим — нет.
программы:
направленность
Художеспi венно-эстетическая
Программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна и
выявление одаренных детей c целью развития их творческого потенциaла.
Помогает воспитывать в себе художника и подчеркнуть индивидуальность
человека .
Программы «Конструирование й дизайн одежды > приобретает
актуальность в связи с сокращением количества часов технологии в базисном
учебном плане и является формой углубления, интересов учащихся, развития
творческих способностей, природной одарённости, обогащения их знаний по
теории и практике самостоятельного . проектирования и создания одежды, её
художественного оформления. Особенно это важно в преддверии юности,
когда складываются вкусы, формируется . представление o гармонии,
приобретает очертания склад личности.

Педагогическая целесообразность программы .
заключается в
занятости детей и их профессиональном : развитии, а также раскрывает
творческий потeнциал личности и побуждает к достижению поставленных
целей обучения.
Программа «Kонструированиe и дизайн одежды » интегрирует знания и
умения по таким общеобразовательным дисциплинам как «Технология»,
«Мировая
художественная
культура», «История» «Анатомия»,
«Изобразительное искусство», «Черчение» и создает благоприятные условия
для творческой самореализации личности. Интеграция в этой программе
является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, a
объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой
развития познавательного интереса.
Отличительной особенностьюреализации программы является:
• ориентация на саморазвитие личности;
• требование научить решать социально и личностно значимые
проблемы, и жизненно важные задачи в каждом возрасте, которые
реализуются путем освоения новых видов деятельности освоение 'новых
способов решения проблем в различных видах деятельности;
• изучение интересов и потребностей обучающихся;
• формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
•расширение видов творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по
интересам;
• создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и 'культурных ценностей, воспитание уважения к истории и
культуре своего и другйх народов;
• обращение к личностным проблемам обучающегося, формирование
их нравственных качеств, творческой и социальной активности;
• внеурочная деятельность дает ребёнку возможность выбора своего
индивидуального пути, включение в занятия по интересам, создание условий
для достижения успехов в соответствии c собственными способностями;
•особое значение внеурочная деятельность имеет для решения
проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения
.
школьников;
•усиление личностной направленности обрaзования, обеспечение
активности обучающихся в образовательном процессе,. увеличении
возможностей выбора;
..
•развивающая направленность и построение возростосообразного
образования, знания, умения и навыки выступают не целью, a средством в
процессе развития ребенка.
Программа составлена c учётом дидактических принципов: принцип
индивидyaльного подхода; принципов наглядности , и доступности,
сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний,умений
и навыков. Ребёнок продвигается по образовательномy маршруту постепенно,
осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-

то оторванным, существующим «сама по себе», a базируется на полученных
ранее знаниях, умениях, навыках. Основные приёмы работы изучаются c
нарастающей сложностью и многократно повторяются в течение учебного
года.
Hаряду работы c группами обучающихся, программа предусматривает
широкое использование методов индивидуaльной работы c ребёнком. Право
выбора наиболее комфортного темпа и полноты объёма принадлежит ребёнку.
природосообрaзности,
принципах
на
Программа
основана
последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной
связи c жизнью. Все задания соответствуют по сложности возрастным
особенностям детей.
Особенности программы:
• Преемственность.
• Ведущий вид деятельности: проектный.
• Использование информационных технологий на различных этапах
• реализации проекта.
• Социальные практики.
Программа предполагает применение щадящих приёмов и методов.
Чтобы не повредить зрению, на каждом занятии проводится гимнастика для
глаз. Во время занятий практикуются физкультминутки, a также
физкультурные паузы, главная задача которых снять напряжение c мышц
спины, шеи и кистей рук.
1.3. Цель и задачи освоения программы
Цель: Создание условий для раскрытия творческих способностей и развития
эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного
проектирования и создания одежды, её художественного оформления:
Задачи:
1. Обучающие:
•
•

познакомить учащихся co сферой деятельности дизайнера одежды;
научить выполнять дизайн-проект;

•

познакомить детей c историей одежды;
.
познакомить c этапами процессa моделирования одежды;

•
•

формировать знания необходимые для создания оригинaльных

моделей;
• познакомить c приёмами изготовления и декорирования изделий
сформировать знания, умения и навыки проектирования и
художественного конструирования швейных изделий;
• обучить технологии пошива некоторых видов одежды и приёмам
изготовления и декорирования швейных изделий;
• формировать художественно-образное мышление;
• формировать навыки работы на швейном оборудовании.

2. Развивающие:

.

• формировать интерес к различным видам дёкоративной отделки;
• развивать положительные эмоции и волевые качества;
• Развивать потребность к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной
цели,
• обеспечить необходимые условия для личностного развития,
укрепления здоровья профессионального самоопределения и творческого
труда обучающихся;
• развивать природные задатки, творческий потенциал .ребёнка,
способности детей к творчеству самовыражению и самореализации;
• воспитание способности мыслить; моделировать и создавать
оригинальные йзделия;
.
• рaзвивать образное и пространственное мышление, фантазию,
память,
глазомер,
воображение,
• наблюдательность,
совершенствовать моторику
. рук.

3. Воспитывающие

• Воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремлённости, умения
планировать свою деятельность.
качественному
к
отношения
творческого
. • Формирование
осуществлению трудовой деятельности.,
• Развитие ответственности й самостоятельности, индивидуальности,
внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и
самореaлизации поведения,чувства собственного достоинства, самоуважения.
• Содействовать организации содержательного досуга.
Условия реализации программы
Образовательная программа «Конструирование и дизайн одежды»
предназначена для 13-16 лётнего возраста и рассчитана на один год обучения
(136 учебных часов).
Занятия проводятся во внеурочное время в хорошо проветриваемом и
'
освещенном помещении.
Условия набора:
В группы принимаются дети по предварительному отбору
(собеседование) на основании заявления родителей..
.
Основной формой организации обучающихся на занятии является
.
групповая .форма работы.
Режим занятий:
2 раза в неделю по 2 академических часа (136 часов);
Наполняемость групп:
Не белее 12 человек.

2.. Планируемые результаты освоения программы.
Y обучающегося будут сформированы:
1. Личностные универсальные учебные действия:
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его
реализации, так и в конце действия;
• пользоваться средствами выразительности языка декоративно —
прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
художественно —творческой деятельности; .
• осуществлять поиск информации c использованием литературы и
средств массовой информации;
.
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
2. Метапредлгетныерезультаты.
2.1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по коду его
реализации, так и в конце действия;
,
• пользоваться средствами выразительности языка декоративно —
прикладного искусства, художественного конструирования в собственной
. художественно — творческой деятельности;
• осуществлять поиск информации c использованием литературы и
средств массовой информации;
• отбирать и выстраивать оптимальную технологическую
последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
• 2.2. Познавательные универсальные учебные действия.
• приобретать и осуществлять практическиe навыки и умения' в
художественном творчестве;
.
• осваивать особенности художественно — выразительных средств,
материалов и техник, применяемых в декоративно — прикладном творчестве;
• развивать художественный вкус, как способность чувствовать и ,
воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
• художественно — образному, эстетическому типу мышления,
формированию целостного восприятия мира;
• развивать фантазию, воображение, художественную интуицию,
память;
.
• развивать критическое мышление, в способности аргументировать
.
свою точку зрения по отношению к различным произведениям
изобразительного декоративно — прйкпадног0 искусства. .
2.3. Коммуникативные универсальные.учебные действия:
• учитывать и координировать в сотрyдничeстве отличные от
собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную .
ПОЗИЦИЮ;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества c партнером;
,
• .адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей

деятельности;
• в результате занятий у обучающикся должны быть развиты такие
качества личности, как умение замечать красивое; аккуратность, трудолюбие,
целеустремленность.
Предметные результаты.
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной
деятельности, решения творческих задач, эстетического оформления
изделий; обеспечение сохранности продуктов труда; освоение ключевых
понятий, связанных c изобразительным искусством; знакомство с
различными видами изобразительного, декоративно-прикладного г~скусства;
расширение кругозора; испытание своих возможностей в рaзличных
техниках и направлениях декоративно-прикладного творчества; овладение
способами индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
K кон iу 1 года обучения ребенок:
Будет знать:
• безопасные приемы труда c инструментами и приспособлениями для
ручных и машинных pабoт;
•
•
•
•
•
•
•

терминологию и технологию выполнения ручных работ;
терминологию и технологию выполнения машинных швов;
устройство и рёгуляторы швейной машины;
историю развития одежды, стили одежды;
будет знать правила выбора ткани для одежды;
выполнять простые эскизы изделий;
уметь-пользоваться готовыми выкройками;
будет знать технологию пошива изделия и правила отделки;
• испытает опыт творческого отношения к трудовой дeятельности;
• проявит желание совершенствоваться в данном
направлении
декоративно-прикладного искусства;
• алгоритм создания дизайн — проектах
• основные силуэтные формы;
• этапы процесса моделирования одежды;
.
Научится:
.
• снимать измерения фигуры;
• читать и строить чертёж юбки;
• выполнять техническое моделирование юбки;
• подбирать ткань и отделку для изготовления юбки;
• выполнять раскрой изделия;.
• проводить примерку;
• обрабатывать детали кроя;

• выполнять окончательную отделку изделия;
• оформлять дизайн-папку;
• Проявит способности мыслить и создавать оригинальные изделия.
• Волевые качества личности станут более выраженными.
• Будет знать исторические и современные стили одежды;
• технологические свойства современных текстильных материалов;
• законы композиции костюма;
• единство стиля костюма, причёски, косметики, аксессуаров;
• моделирование одежды c иcпользованиeм народного костюма как
источника творчества;
• построение чертежа плечевого изделия c модельными особенностями;
• построение чертежа втачного рукава и техническое моделирование;
• правила подготовки и проведения примерки и устранения дефектов;
• способы отделки и влажно-тепловой обработки;
•технологическую последовательность и поузловую обработку
плечевого изделия
• проявит самостоятельность и индивидуальность в составлении дизайн
проекта.
,
Диaгностика результативности освоения программы осуществляется
через использование разных форм и методов:
• текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой
.
• наблюдение за ребенком на занятии (прямое, косвенное);
• итоговый. контроль умений и навыков при анализе работы;,

беседы;

• участие в выставках.
3. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Программа адресована обучающимся 13 — 16 лет, 6-9 класс.
Формы занятий: групповая (10-12 человек), индивидуальная, парная,
самостоятельная образовательная деятельность.
При наборе обучающихся ' следует комплектовать группу c
превышением состава, , так как существует естественный отсев членов
объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным
причинам могут участвовать в учебных и зачетных мероприятиях.
Занятия по дополнительному образованию проводятся в специально
оборудованном кабинете. Рабочее место педагога оснащено современными
техническими средствами обучения. Предметно-развивающая среда
соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам программы.
Мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов,
безвредных для здоровья детей. Стулья и столы одной группы мебели и
промаркированы. Подбор мебели для детей, проводится c учетом роста детей
согласно требованиям СанПин.

Каждый учащийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой
или столом в соответствии c его ростом и состоянием зрения и слуха.
Парты (столы) расставлены в помещении по номерам: меньшие - ближе
к доске, большие — дальше.
Размеры мебели и ее маркировка в зависимости от роста ученика
Для детей c нарушением слуха и зрения парты,независимо от их номера,
ставятся первыми, причем ученики c пониженной остротой зрения должны
размещаться в первом ряду от окна.
Площадь помещения на одного учащегося — не менее 3.5 кв.м. .
Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха соотвтсвует СП
.
118.13330.2012.
B качестве нагревательных приборов применяются радиаторы.
Отопительные приборы ограждены съемными кожухами, располагаются под
оконными проемами и имеют регуляторы температуры.
Уровни естественного и искусственного освещения соответствуют
санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
естественному,
искусственному и совмещенному освещению жилых' и общественных зданий
(СанПиН 2.4.2.2821-10).
Источники искусственного освещения обеспечивают достаточное
равномерное освещение всех помещений. Размещение светильников
осуществляется в соответствии c требованиями к размещению источников
искусственного освещения помещений образовательных организаций
B учебном классе, согласно СанПиН, свет соответствует цветовой
температуре 3500-4500 K.
3.1. Требования к педагогу дополнительного образования,
осуществляемому рeализацию Программы
дополнительное
Осуществляет
должностные
обязанности.
образование обучающихся в соответствии со своей образовательной
проiраммой, развивает их разнообразную творческую деятельность.
Комплектует состав обучающихся кружка, секции, студии, клубного и другого
детского ' объединения и принимает меры по сохранению контингента
обучающихся в течение срока обучения. Обеспечивает педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из
психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, a
также цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия,
опираясь на достижения в области методической, педагогической и
психологической наук, вoзрастнoй психологии и школьной гигиены; а также
современных информационных 'текнологий. Обеспечивает соблюдение прав и
свобод обучающихся. Участвует в разработке и реализации образовательных
программ. Составляет планы и программы занятий,` обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности обучающихся, способствует
их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и
склонностей. Организует разные виды деятельности обучающихся,

ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их
познавательных интересов, способностей. Организует самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, включает в
учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает c обучающимися актуальные события современности.
Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся. Оценивает
эффективность обучения, учитывая Овладение умениями, развитие опыта
используя
творческой
деятельности,
познавательного
интереса,
компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные
таблицы в своей деятельности. Оказывает особую поддержку одаренным и
талантливым обучающимся, a также обучающимся, имеющим отклонения в
развитии. Обeспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время.
образовательного процесса. Обеспечивает при проведении занятий
соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные прaвовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание" учебной программы, методику и
организацию дополнительного образования детей; художественно эстетической, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций,
студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов,
организаций и ассоциаций; методы развития мастерства; современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного,
развивающего обученйя, реализации компетентностного подхода, методы
убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с
обучaющимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями,
лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики
причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии
педагогической диагностики; основы работы c персональным компьютером
(текстовыми редакторами, электронными таблицами); электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего
трудового распорядка обрaзовательного учреждения; правила по охране труда
и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка; секции, студии, клубного и иного детского объединения без
предъявления требований к стажу .работы либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование й дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.

или

Высшее образование либо среднее профессиональное образование в

рамках иного направления подготовки высшего образования и
специальностей среднего про©ессионального образования при условии его
соответствия дополнительным общеразвивающим программам и получение

при

необходимости

после

трудоустройства

дополнительного

профессионального образования по направлению подготовки "Образование и

педагогические науки".
K занятию

педагогической деятельностью

по дополнительным

общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям й
направлениям
подготовки, :
соответствующим
направленностi
дополнительных
общеобразовательных
программ.
Соответствие
образовательной
программы
высшего
образования
направленности

дополнительной
работодателем.

общеобразовательной

программы

определяется

3.2. Средства обучения и воспитания, необходимые для реализации
дополнительной общеобразовательной программы:
Работа кружка проводится

в кабинете технологии, отвечающем

санитарно-гигиеническим требованиям, где имеется

хорошее дневное и

вечернее освещениe. Люминесцентные лампы обеспечивают общее
освещение, близкое к естественному свету, что очень важно при подборе
ниток для вышивки или декоративной отделки. В перерывах между занятиями
помещение проветривается;; температурный режим поддерживается в
пределах от +17 до +20 °C.

Площадь кабинета достаточна для проведения занятий c группой 12
человек. Рабочие места организованы таким образом, чтобы дети сидели, не
стесняя друг друга, за каждым закреплено определённое место.
Для выполнения машинных работ используются бытовые швейные
машины c электрическим приводом, которые располагаются на рабочих
столах таким образом, чтобы естественный свет падал c левой стороны.
Для утюжки изделий имеется гладильная доска и утюг с

пароувлажнителем.
Школьная доска используется для демонстрации схем,
эскизов,
рисунков, презентаций.
B учебном помещении имеются шкафы-витрины для размещения
постоянно действующей выставки лучших работ кружковцев. Нижняя часть
шкафов используется для хранения незаконченных работ кружковцев,
материалов и приспособлений
Материалы , инструменты и приспособления.
o Ткани, материалы й нитки для детей первого года обучения.
o ткани, материалы и нитки .для выполнения личных программных
работ учащиеся второго и третьего года обучения приобретают сами.

o линейки масштабные для построения чертежей конструкции в
масштабе;
о лекало закройщика,.для раскроя изделий;
o сантиметровая лента для снятия мерок, раскроя изделий;
о булавки портновские;
o ножницы для проведения раскроя, швейных работ;
o напёрсток для предохранения пальца от укола;
o колышек металлический, для обрaзования отверстий в ткани;
о игла швейная для выполнения швейных работ;
o калька для перевода рисунка, изготовления выкроек;
o миллиметровая бумага для выполнения чертежей в масштабе;
o альбомы 24 листа;
..
o тетради для записей;
o цветной картон;
o портновский манекен.
4. Учебный план
4.1 Продолжительность и количество занятий:

2024/2025

Возрастная

Длительность

Количество

Количество

категория

занятия

занятий

занятий в

(лет)

(минут)

•

13-16

•

.. ' в неделю

60

4

год
'

68

учебный год

5. Календарно-учебный график программы
Дата начала

01.09.2024

Дата окончания

31.05.2025

Количество недель в

34 недели

учебном году '

.

.

Продолжительность

5 дней

учебной недели
04.11.2022 г. — День народного единства
Праздничные
(нерабочие) дни

,

. 31.12.2022 = 09.01.2023 г. — новогодние каникулы
23 .02.2023 -24.02.2023 г — День защитника
.
Отечества
. '08.03.2023 г. `Международный женский день
01.052023 г. - Праздник Мира и Труда
08.05.2023-09.05.2023 г. - День Победы
12.06.2023 г. — день России

Реализация Программы осуществляется в течение всего учебного года.

б. Рабочая программа
Дополнительной'общеобразовательной программы =
дополнительной общеразвивающей программы
«Конструирование и дизайн одежды»
Раздел "

Nº
п/п

Кол-во
Часов

B том числе
Теория
Практика

1. Раздел «Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ» (2ч.)'
1.1

Вводное занятие.

2

1

1

. 2. Раздел «Машиноведение» (4ч.)
2.1

Виды швейных машин, их назначение, устройство. История
создания швейной машины. Заправка швейной машины.

2

1 ..

1

2.2

Запуск швейной машины. Формирование первоначальных
навыков работы на швейной машине:
3. Раздел « Mатериaловедение.» (4ч.)

2

1

1

3.1

Свойства тканей и выбор ткани по каталогу. Общее понятие о
процессе прядения. Основная и уточная нити в ткани.
Полотняное переплетение ткани. Классификация текстильных
волокон, их свойства. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Правила выбора ткани для одежды
Инструменты швеи.
. ,
4. Раздел «История моды» (2ч.) .

2

1

3.2

1
.
.

2

1

1

.

4.1

Краткие сведения об истории изготовления одежды.
Классификация и функции одежды.
Национальна одежда, народный костюм.

1

1

4.2

Определение понятия «мода». Этапы развития моды. Мода в
разную эпоху.

1

1
.

5. Раздел «Имидж и стиль» (4ч.)
5.1

Определение понятия «имидж» и «стиль». Основные стили

.

1

1
1

современной одежды.

5.2
5.3

Типы фигур. Теория цвета в одежде.
Способы коррекции фигуры c помощью одежды.

1.
1

1

5.4

Базовый гардероб.

1

1

6. Раздел «Технология выполнения ручных и машинных швов. детали швейных изделий. >'(20ч.)
6.1

Организация рабочего места для ручных работ. Прямые и
косые стежки iл строчки временного назначения.

2

1

1

6.2

Технические условия на машинные стежки и строчки.
Соединительные и краевые швы.

2

1
;

1

6.3

Полочка. Спинка. Рукав. Воротник. детали и срезы брюк и
юбки.

2

1

1
1

.

6..4

Технология обработки вытачек.

`2

1

6.5

Способы обработки застежки тесьмой «молния» в боковом шве.

2

1

1

6.6

Технологическая последовательность обработки верхнего среза

•2

1

1

юбки притачным поясом, обтачкой..
6.7

Обработка петель.

2

1

1

6.8
6.9

Технология обработки накладных карманов, клапанов, шлёвок.
Кокетки. Обработка деталей с-кокетками.

2
2

1
1

6.10

Способы отделки изделий: тесьмой, кружевом, аппликацией.

2

1

1
1
1

7. Раздел «Конструирование и моделирование изделий» (20ч.)
"Поясные изделия

7.1

7.2

7.3

Общие сведения o конструировании одежды. Общие'правила
построения и оформления чертежей швейных изделий. Краткие
сведения об ассортименте поясных изделий.
Конструктивные линии и основные детали юбки.
Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа
конструкции прямой юбки. Условные обозначения мерок.
Прибавки к меркам на свободу облегания.
Расчет и построение чертежа конструкции женской прямой
ЮБКИ.

7.4

2

2

1

.
1

2

2

.

7.6

Понятие o конструктивном моделировании. Параллельная и
коническая рaздвижка. Моделирование юбок различных
фасонов на основе конструкции прямой юбки в масштабе 1:4.
Конструктивные линии и основные детали брюк.
Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежа
'
базовой конструкции брюк.
Условные обозначения мерок.
Прибавки к меркам на свободу облегания.
iОбщие правила построения чертежа конструкции брюк.

7.7

Моделирование брюк различных фасонов.

7.8

Общие сведения o строении фигуры человека. Конструктивные
линии и основные детали плечевого изделия. Правила снятия
мерок, необходимых для построения чертежа конструкции
плечевого изделия. Условные обозначения мерок. Прибавки к

7.5

2

2

2
.

-

2

1

2

1

1'

1

2

2

Плечевые изделия
2:

1

1

2

1

1

меркам на свободу облегания.
7.9
7.10

Общие правила построения и оформления чертежей плечевых
изделий, воротника, рукава.
Моделирование тола, майки c помощью основы полочки и
спинки. Правила переноса вытачек.
:

2

2

8. Раздел «Выполнение творческого проекта «Юбка» (22ч.)
8.1

й

2

Разработка проекта «Юбка». Выбор идеи и ее обоснование.
Рисование и описание модели. Выбор ткaни. Экономический
расчет. Выбор наиболее рационального способа

1

' 1

технологической обработки изделия для данного вида модели с
8.2
8.3

8.4

учетом свойств ее ткани.
Выполнение проекта. Моделирование юбки выбранного
фасона.
Правила подготовки лекал к раскрою. Правила подготовки
ткани к раскрою.
Способы раскладки лекал в зависимости от ширины ткани.
Инструменты и приспособления для. раскроя.
Обмеловка. Раскрой ткани. Подготовка деталей кроя.

.
2

2

2

1
,

' 2
2

1

1
2

2

1

1

8.5

Обработка деталей кроя. Сборка изделия к первой примерке
(скалыванне, сметывание).

8.6

Примерка изделия, выявление и исправление возможных
дефектов кроя, выравнивание срезов.

8.7

Обработка вытачек, обработка швов. Обработка застежки
тесьмой «молния».

8.8

Обработка верхнего среза юбки поясом. Выполнение
обметочной петли.

2'

8.9

Обработка нижнего среза юбки.

2

1

8.10

Окончательная отделка изделия. Влажно тепловая обработка
(внутри проиессная и окончательная).

2

1

Контроль качества готового изделия. Мини-защита проекта.

2

8.. 11

.
9.1

9.2

1

.

.

2

2
.

2

1
1
.
2

9. Раздел «Выполнение творческого проекта» (50ч.)

Разработка проекта. Выбор идеи, и е-е обоснование. Выбор
ткани. Рисование и описание модели. Экономический расчет.
Составление плана технологическое- обработки изделия.
'
Построение чертежа конструкции в натуральную величину по
меркам или работа c базовой основой нужного размера.

5

1

4

6

6
.

9.3

Моделирование выбранного фасона c помощью основы
изделия.
Правила подготовки лекал и ткани к раскрою. Технология
раскроя ткани c направленным рисунком. Обмеловка;раскрой

4

4

6

6

ткани.

9.4

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на
деталях кроя. Сборка деталей кроя на 1-ую примерку:

4

4

9.5

4

4

6

6

9.7

Примерка изделия на фигуру. Уточнение конструкции изделия,
подрезка деталей по новым контурным линиям c учетом
припусков на швы.
Выкраивание мелких деталей: обтачек, пояса и т.д.
дублирование мелких деталей. Обработка вытачек, рельефов.
' Обработка боковых и плечевых швов.
Обработка застежки.

9.8

Обработка горловины подкройной обтачкой.

9.9

Обработка низа изделия. Влажно-тепловая обработка.
Окончательная отделка изделия.

3
6

9.6

9.10

Мини-зашита проекта.

4

4
1

'

2
6

'ц
2

2

10. Раздел «Постановка коллекций. дефиле, репетиции» (6ч.)
10.1

Проведение репетиции, для показа моделей, коллекций.

2

2

10.2

Подбор сценического макияжа и причесок, для создания

2

2

законченного образа.

10.3

Проведение показа изготовленных изделий и коллекций.
11. Раздел «Итоговое занятие» (2ч.)

2

2

11.1

Итоговое занятиё.

2

2

Итого:

136

34

102

7. Оценочные материалы по дополнительной общеобразовательной
программы «Конструирование и дизайн одежды»

•
•
•
•
•

аккуратность исполнения работы;
соответствие изделия образцу;
скорость выполнения изделия;
соответствие изделия технологии выполнения;
цветовое сочетание;
•самостоятельность,творческая инициатива и организованность;
• аккуратность выполнения;
• умение вносить изменения и дополнения в работу с изделием;
• создание оригинальной модели одежды;
'
• умение применять различные формы отделки;
• применения полученных знаний и умений при решении и выполнении
практических
заданий, связанных c
будущей , ' профессиональной
деятельностью;
• оформление и защита презeнтации.

Формы подведения итогов
• открытые занятия для педагогов, родителей;
• участие в выставках школьного,районного, городского уровня.
Все дети участвуют в школьных выставках, предъявляя свои лучшие
законченные работы.
B тeчение года наиболее удачные работы воспитанников участвуют в
районных и городских выставках, к которым все желающие ' серьёзно
готовятся. Участие в них. определяется по результатам отбора работ
организаторами выставки.
8. Методические материалы дополнительной общеобразовате ьной
программы «Конструирование и дизайн одежды»
Основной формой реализации обрaзовательного процесса является
учебное занятие, наряду c которым используются такие формы как к•нкурсы,
праздники, выставки, экскурсии, открытые занятия; мастер-кл.ссы для
педагогов и родителей и др.
Во время проведения занятий педагог использует фрoнтaльную,
индивидуальную и мелкогрупповую формы работы.
Фронтальная форма предполагает работу со всей групт~ой (при
демонстрации образцов поузловой обработки,показ электронных презентаций
И т. Д.)

.

Индивидуальная форма предполагает постановку задач индив дуально
каждому ребенку c учетом его способностей, желания, уровня подготовки.
Анализ результатов выполнения задания .тaкже может про~одиться
индивидуально.
B основе мелкогрупповых методов лежит работа в мaлых группах:
• совместно-индивидиальная форма
.
При такой форме каждым ребенком выполняется определенная часть
коллективной работы;
• совместно-последовательная форма
.
В этом случае младшие дети выполняют наименее сложные этiементы ,
старшие — дополняют их, или собирают в композиции, выполняют
окончательное оформление изделий;
...
'
е.
• совмΡестно-взаимодействующая форма
При такой форме одну работу делают двое, самостоятельно распределяя
обязанности между собой. Так могут выполняться подарочные или
выставочные работы.
`
При обучении
по источнику гснформаиии:
словесные:
➢ рассказом или беседой начинается, например разговор об истории
одежды, o закон~х композиции костюма, и т.д.;

➢ объяснение особенностей выполнения тек или иных ,приёмов,
способов, технологии изготовления изделий и др.;
:
➢ инструктаж по технике безопасности.
наглядные:
➢ демонстрация образцов изделий, рисунков, таблиц, приёмов
выполнения работы и т.д.
.практические:
➢ выполнение ребенком изделий, разработка дизайн проекта, эскизов,
упражнения по выполнению тех или иных приёмов и др.
по уровню познавательной активности:
объяснительно — иллюстративный:
➢ ребенок получат и осваивает готовую информацию;
репродуктивный:
➢ ребенок воспроизводит те или иные действия
соответствии c принципом «делай как я»;

педагога

в

частично-поисковый:
➢ ребенок вносит изменения в швейные изделия;

творческий:
➢ самостоятельная постановка задачи и самостоятельный поиск ее
решения. При выполнении творческих заданий ребенок самостоятельно
выбирает тему, разрабатывает эскиз, подбирает отделку, технологию
изготовления, выполняет изделие и выбирает способ оформления.
Обеспечение программы методическими видами продукции
дидактический материал:
➢ тематические альбомы, поузловая обработка

➢ наглядные
круг,
пособия:
сочетание
цвета (цветовой
дополнительные цвета), образцы материалов и фурнитура;
➢ образцы готовых изделий;
.
➢ раздаточный материал: технологические карточки;
➢ специальная и методическая литература по моделированию и
конструированию одежды c различными иллюстрациями.
➢ электронные презентации по разделам программы
8.1. Список литературы для учителя
1.

«Дополнительное образование» журнал.для педагогов

2.

Андреева И.A. «Популярная энциклопeдия Р.УКОДЕТПНЕ» M. 1982

З.

Демидова И. «Ваш гардероб» — стиль _ имидж —Минск: Миринда

2000
~

.

4.
Дудникова Г. П. История костюма. Серия «Учебники XXI века»Ростов н/Дону : Феникс, 2001"
5.

Ерзекова H. B. «Искусство красиво одеваться» — Рига: Импакт , 1992

б.

Егорова P.И. «цчись шить» —Москва просвещение 1988

7. Рене Берг «От стандарта к индивидуальности». Выкройки --«НйолаПресс» 1995
8.

Саймон Треверс-Спенсер «Справочник дизайнера» —Москва 2008

9.

Несонова O.A. «Организация проектной деятельности» — Волгоград

2009
10. Виппер Б.P. «Введение в историческое изучение искусства» М.,
2004г.
11. Кузин B.C. Сиротин B.И. " Программ.но-методические материалы»
12. "Изобразительное искусство» 5-9 классы". М., Дрофа, 2000г
13. Антипина E. С., Киселева B. B. «Иллюстрированное пособие по
разработке и построению женской одежды с цельнокроеным рукавом»
учебное пособие. 2005

14. Каминская M.B. «История костюма» - N1.; Легкая индустрия, 2000
15. Косинец И.Б. «Дефекты швейных изделий» 2012 г.
16. Удальцова Л.Л. «Закройщик. Женская легкая одежда» 2011 г.
17. Орлова Л. «Азбука моды» — М.: Просвещение, 2001
18. «Практическая книга по моделированию женской одежды» — М.:
Легпромбытиздат, 2000
19. Черемнык A.И. «Основы

. `
художественного

конструирования

женской одежды"». — М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002
20. «Шитье — мое хобби» — Оффенбург: Энне Бурда, 2000
21. Вершинникова E.Г. Программа «Школа дизайна >. - B кн.: Занятия
в школе дизайна. 5-9 классы /' авт.-сост. E.Г. Вершинникова, P.B. Игнатьев.Изд. 2-e.- Волгоград: Учитель, 2011, c. 96-113.

22. «Конструирование и моделирование одежды» - B сб.: Программы
для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.М.: Просвещение, 1986, c. 63-74.
8.2 Спилок литературы для детей и родителей.
23. Чернякова В .И:«Технология обработки ткани» — Просвещение 1999
24. «Современная энциклопедия Мода и стиль» — Москва 2002
25. Журналы мод разных лет
26. " Рачицская

Е.И

«Моделирование

и

художественное

оформлениё одежды» Серия «Учебники и учебные пособия» - Ростов-наДону: Феникс, 2002
27. Зарецкая T.И. «Азбука шитья», Москва, 2011 год.
28. Ерзинкова H.B. «Искусство красиво одеваться» г. Рига, фирма
«Импак», 2002
29. Ерзенкова H.B. «Женская одежда в деталях». Изд. «Полымя», 2002
30. Лиин Жак «Техника кроя», Киев, МП «Муза», 2005
31. Перёвертень
«Просвещение», 2003

Г.И. «Самоделки

из текстильных материалов»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».