Черчение 8 класс

1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по черчению составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 01.07.2020, вст. с 01.01.2021, редакция от 17.02.2021,
вст.28.02.2021);;
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию );
- Основной образовательной программы основного общего образования БМАОУ СОШ №55
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностноориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению
«Черчению»:
-развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения прикладных задач;
-овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования,
конструирования;
-овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации;
-формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам для
решения прикладных учебных задач;
-формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, и
их востребованностью на рынке труда;
-приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества
в области освоения графических способов передачи информации.
Курс черчения в школе – составная часть трудового политехнического образования
учащихся. Учебно-воспитательные задачи курса способствуют трудовой политехнической и
профессиональной подготовке школьников, формированию основ графической грамоты,
умению составлять чертежно-графическую документацию и сознательно ею пользоваться.
Школьный курс черчения:
-помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
-имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся;
-приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и
технологии современного производства;
-содействует развитию графической культуры, познавательных способностей обучающихся,
творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач,
направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образнопространственного мышления.
В основу курса черчения для 8 класса положены такие принципы, как:
-научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
-систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному, отбор
материала в определенной последовательности, доступность, строгость и систематичность
изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
-развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области
черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников
пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
-связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных заданий
стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и
элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять
межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами
через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
-ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания,
планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам

решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по
решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
В соответствии с учебным планом курс рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе, что
составляет 35 часов в год в 8 классе.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные образовательные результаты
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки
школьников в области черчения:
- развитие познавательных интересов и активности при изучении курса черчения;
- воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами организации труда;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению и мировоззрению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и творческой
деятельности, готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых задач в учебе;
- планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
- способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся задачей;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе
подготовки школьников в области черчения:
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области
освоения графических способов передачи информации;
- развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и
пространственных представлений;
- развитие визуально – пространственного мышления;
- рациональное использование чертежных инструментов;
- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;
- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования
формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе
базирующихся на ИКТ;
- применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием (в том числе с элементами конструирования);
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории
черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных
программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами.
Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Линии чертежа: сплошная толстая
основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с
двумя точками. Форматы Формат, рамка, основная надпись.
Сведения о нанесении
размеров на чертежах (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса,
толщины, длины, расположение размерных чисел).Понятие о симметрии. Виды симметрии.
Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки
на чертежах.
Раздел 2. Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид
сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах.
Понятие о местных видах.
Раздел 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
Получение аксонометрических проекций. Построение аксонометрических проекций.
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции.
Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Аксонометрические проекции
предметов, имеющих круглые поверхности. Эллипс как проекция окружности. Построение
овала. Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее
построения.
Раздел 4. Чтение и выполнение чертежей.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи и
аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи группы геометрических тел.
Проекции вершин, ребер и граней предмета. Нахождение на чертеже вершин, ребер,
образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Порядок построения изображений на чертежах. Нанесение размеров на чертежах с учетом
формы предмета. Анализ графического состава изображений.
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Выполнение чертежей
предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и
угла на равные части; сопряжений. Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
Порядок чтения чертежей деталей.
Раздел 5. Эскизы.
Выполнение эскизов деталей.
Повторение сведений о способах проецирования.
Перечень упражнений и практических работ в 8 классе:
1. Вычерчивание линий чертежа.
2. Анализ правильности оформления чертежа.
3. Деление окружности, углов, отрезков на равные части.
4. Выполнение сопряжений (углов, двух окружностей, двух параллельных прямых,
окружности и прямой).
5. Построение овала.
6. Выполнение чертежей плоских деталей с применением геометрических построений.
7. Вычерчивание аксонометрических проекций несложных деталей.
8. Определение и построение недостающих проекций точек по заданным проекциям.
9. Построение третьей проекции по двум заданным с нанесением размеров.
10. Выполнение эскиза и технического рисунка.
11. Анализ геометрической формы предмета.
12. Чтение чертежа детали.
Обязательный минимум графических работ в 8 классе:
1. Линии чертежа.
2. Чертеж «плоской» детали.
3. Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4. Построение трёх видов детали по её наглядному изображению.
5. Построение аксонометрической проекции детали по её ортогональному чертежу и
нахождение проекций точек.
6. Построение третьего вида по двум данным.
7. Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
8. Эскиз и технический рисунок детали.
9. Чертеж предмета по аксонометрической проекции или с натуры (контрольная).
Раздел
1.
2.
3.
4.
5.
6.

4. Тематическое планирование
Тема
Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Геометрические построения
Чертежи в системе прямоугольных проекций
Чтение и выполнение чертежей.
Аксонометрические проекции. Технический рисунок
Эскизы
Итого

Кол-во часов
8 кл.
6
6
4
12
4
4
35

4. Учебная литература
1. 1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для
общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.
2. Черчение. Рабочая тетрадь. Дополнительные упражнения к учебнику А.Д.
Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского И.С. /Вышнепольский - М.: Изд.
Оникс 21 век
3. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.Волгоград: Учитель,
4. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей,
Учебно–методический комплект:
1. А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышепольский. Черчение. Учебник для
общеобразовательных учреждений 4-е издание доработанное. Москва, «Астрель», 2010 год.
2. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений – М.: Вентана - Граф,
3. .Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО «Издательство АСТ»,.
4. Г.Г.Ерохина. Поурочные разработки по черчению. Универсальное издание. Москва,
«ВАКО». 2011 год.
5. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 1.: Пособие для учителя / Степакова В.В.,
Анисимова Л.Н., Миначева Р.М. и др.; под ред. Степаковой В.В.-М.: Просвещение,
6. Карточки-задания по черчению: В 2 ч. Ч 2.: Пособие для учителя / Степакова В.В.,
Анисимова Л.Н., Гервер В.А. и др.; под ред. Степаковой В.В.- М.: Просвещение,

Материально-технические и информационно-технические ресурсы:
Пособия к уроку (модели, таблицы)
Мультимедийные презентации по темам
Графические и контрольные работы учащихся.
Карточки задания
Аппаратные средства
одно рабочее место преподавателя;
мультимедийный проектор;
принтер;
сканер;
акустические колонки (в составе рабочего места преподавателя);
локальная сеть;
глобальная сеть.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».