Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына» (БМАОУ СОШ №55) УТВЕРЖДЕНО приказом директора БМАОУ СОШ № 55 от 07.10.2022 № 98 Подписано цифровой подписью: Братчиков А.В. ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в Березовском муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в Березовском муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына» (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», уставом БМАОУ СОШ № 55 (далее — школа). 1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам школы, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 1.3. Положение является обязательным к исполнению для всех работников структурных подразделений школы, осуществляющих деятельность по дополнительным общеразвивающим программам. 2. Формирование и утверждение дополнительных общеразвивающих программ 2.1. В школе реализуются дополнительные общеразвивающие программы следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной. 2.2. Требования к структуре дополнительных общеразвивающих программ 2.2.1. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной школой. Структура дополнительных общеразвивающих образовательных программ должна включать: а) титульный лист: наименование школы; где, когда и кем утверждена образовательная программа; название образовательной программы, которая отражает ее содержание и направленность; возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; срок реализации образовательной программы; Ф. И. О., должность автора (авторов) образовательной программы; год разработки дополнительной образовательной программы. б) пояснительную записку: общая характеристика образовательной программы, которая отражает актуальность и новизну, цели и задачи, уровень сложности, направленность, категорию обучающихся, объем и срок освоения образовательной программы, форму обучения, отличительные особенности (при наличии), условия реализации образовательной программы, планируемые результаты; в) содержание образовательной программы: учебный план, который может быть составлен на весь период освоения образовательной программы или на учебный год, если срок реализации образовательной программы составляет более двух лет. В плане должны быть прописаны: перечень, трудоемкость и содержание видов учебной деятельности обучающихся, формы аттестации; календарный учебный график, который должен содержать: месяц, число и время проведения занятия, форму проведения занятия, количество часов, тему занятия, место проведения и форму контроля. Также в содержание образовательной программы в зависимости от ее назначения могут входить рабочие программы курсов, дисциплин или иных компонентов, и при наличии условий, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения, — индивидуальные учебные планы; г) организационно-педагогические условия: кадровые условия: численность и Ф. И. О. преподавателей, вспомогательного и обслуживающего персонала, уровень их образования; материально-технические: помещение, учебное оборудование; учебно-методические: наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы; д) оценку качества освоения образовательной программы: формы текущего контроля, формы промежуточной и итоговой аттестации (при наличии), примерный перечень контрольных вопросов, критерии оценки, зачета/незачета, иные компоненты. 2.3. Разработка и согласование дополнительных общеразвивающих программ 2.3.1. Дополнительные общеразвивающие программы формируют педагоги дополнительного образования, назначенные приказом директора школы. При необходимости к разработке привлекается методист школы. 2.3.2. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются с учетом пожеланий обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников. Для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании образовательной программы учитываются особенности их психофизического развития. 2.3.3. Разработанный проект дополнительной общеразвивающей программы предоставляется на экспертизу и согласование руководителю структурного подразделения, который заведует образовательной деятельностью по дополнительным общеразвивающим программам (далее — руководитель структурного подразделения). Проект образовательной программы, сформированной для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-педагогическому консилиуму. На последней стадии согласования проект дополнительной общеразвивающей программы предоставляется на рассмотрение педагогическому совету школы. 2.4. Утверждение и пересмотр дополнительных общеразвивающих программ 2.4.1. Для утверждения дополнительных общеразвивающих программ ответственные работники готовят: служебную записку на имя директора школы с обоснованием необходимости открытия новой или замены действующей дополнительной общеразвивающей программы. Служебная записка подписывается разработчиком дополнительной общеразвивающей программы и руководителем структурного подразделения; документы о согласовании дополнительных общеразвивающих программ; проект дополнительной общеразвивающей программы, составленной с учетом требований, указанных в пункте 2.2 настоящего раздела. 2.4.2. Дополнительные общеразвивающие программы утверждает директор школы приказом. 2.4.3. Утвержденные дополнительные общеразвивающие программы размещаются на информационном стенде и официальном сайте школы. 2.4.4. Оригинал утвержденной дополнительной общеразвивающей программы хранится в структурном подразделении, копии — у педагогов дополнительного образования и руководителя структурного подразделения. 2.4.5. Ответственные работники обязаны ежегодно и по мере необходимости обновлять дополнительные общеразвивающие программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы. 3. Прием на обучение и отчисление обучающихся 3.1. К освоению дополнительных общеразвивающих программ допускаются обучающиеся школы в возрасте от 6,5 до 18 лет без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой дополнительной общеразвивающей программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются обучающиеся из других общеобразовательных организаций. 3.2. Прием на обучение 3.2.1. Прием обучающихся и их обучение осуществляются по мере комплектования групп в течение календарного года, включая каникулярное время, в порядке, предусмотренном . 3.2.2. Информация о сроках приема документов размещается на информационном стенде и официальном сайте школы. Набор обучающихся объявляется только при наличии утвержденной дополнительной общеразвивающей программы. 3.2.3. Для поступления на обучение по дополнительным образовательным программам на платной основе с обучающимся и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение обучающегося, зачисляемого на обучение, заключается договор на оказание платных образовательных услуг. 3.2.4. Зачисление обучающихся на обучение осуществляется приказом директора школы. 3.3. Отчисление 3.3.1. Отчисление обучающихся производится: а) в связи с получением образования (завершением обучения); б) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; в) по инициативе школы или структурного подразделения: при грубом нарушении устава школы и правил поведения обучающихся. Отчисление проводится в качестве меры дисциплинарного взыскания к обучающимся старше 15 лет; в случае нарушения порядка приема по вине обучающегося; г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в том числе: в случае ликвидации школы или структурного подразделения; при аннулировании или приостановлении действия лицензии на образовательную деятельность; в связи со смертью обучающегося. 3.3.2. Отчисление обучающихся оформляется приказом директора школы. 3.4. Восстановление обучающихся на обучение не проводится. 4. Организация образовательного процесса 4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и утвержденной дополнительной общеразвивающей программой. 4.2. Предоставление образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам может осуществляться в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Обучающиеся школы осваивают дополнительные общеразвивающие программы без отрыва от обучения по основной общеобразовательной программе. 4.3. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются структурным подразделением школы как самостоятельно,так и посредством сетевых форм их реализации. 4.4. Обучение осуществляется очно, очно-заочно, заочно, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ) и электронного обучения (далее — ЭО), если это позволяет реализуемая дополнительная общеразвивающая программа. 4.5. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом. Образовательный процесс может осуществляться в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (далее — объединения), а также индивидуально. Если требуется организовать ускоренное обучение, обучение в заочной, очно-заочной формах (если такие формы — исключение, а не общее правило), на дому, в медицинской организации или провести занятия, требующие индивидуальной формы проведения, образовательная деятельность осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами (далее — ИПУ). Порядок обучения по ИПУ определяется локальным актом школы. 4.6. Занятия в объединениях проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.7. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительной общеразвивающей программы. Каждый обучающийся вправе заниматься в нескольких объединениях и переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 4.8. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей обучающихся. 4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования могут участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители). 4.10. При реализации дополнительных общеразвивающих программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 4.11. При реализации дополнительных общеразвивающих программ возможно проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и их родителей (законных представителей). 4.12. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. 4.13. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается в соответствии с нормами СанПиН 1.2.3685-21. 5. Особенности организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 5.1. При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — ЭО и ДОТ) в школе обеспечиваются условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и гарантирующей освоение обучающимися дополнительных общеразвивающих программ в полном объеме. 5.2. При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением ЭО и ДОТ объем образовательной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогических работников с обучающимися, и учебных занятий с применением ЭО и ДОТ определяется в соответствии с требованиями санитарных правил и гигиенических нормативов. 5.3. При реализации заочной формы обучения с применением ЭО и ДОТ допускается отсутствие аудиторных занятий. 5.4. Необходимым условием реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением ЭО и ДОТ является наличие электронной информационно-образовательной среды школы, которая обеспечивает: предоставление всех необходимых сервисов для организации структурного подразделения централизованного автоматизированного управления обучением; быстрое и эффективное размещение учебного контента, его персонализацию ивозможность многократного использования; единую платформу для решения всех учебных задач в соответствии ссовременными стандартами в сфере ЭО и ДОТ; широкое взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. 5.5. При реализации дополнительных общеразвивающих программ с использованием ЭО и ДОТ материально- техническая база включает в себя: техническую и административную инфраструктуру, платформу для структурированного и интерактивного обучения, опирающегося на синхронное и асинхронное взаимодействие между группой и педагогическим составом; компьютерные классы; приемные станции, в том числе сети Интернет со скоростью не менее100 Мб/с; подключение к глобальной, национальной, региональной, локальной и (или)корпоративной компьютерной сети; электронный архив учебного материала; электронную библиотеку и видеотеку учебных дисциплин; офисное оборудование. 5.6. Требования к техническому оснащению рабочего места обучающегося и педагогического работника: персональный компьютер с доступом к сети Интернет: операционная система не ниже Windows 7 и программное обеспечение — DirectX, Adobe Flash Player, Microsoft Explorer; компьютерная периферия: веб-камера, микрофон, наушники и (или)аудиоколонки; доступ к системе дистанционного обучения по индивидуальному логину и паролю. 5.7. При реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является местонахождение школы, независимо от местонахождения обучающихся. 6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов 6.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов школа организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 6.2. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 6.3. Сроки обучения по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной дополнительной образовательной программой. 6.4. Школа в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, по адаптированным дополнительным образовательным программам обеспечивает создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися. 6.5. При реализации образовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. 6.6. Учебные материалы могут быть предоставлены в электронном и (или) печатном виде с учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. 7. Аттестация 7.1. Освоение дополнительных общеразвивающих программ завершается аттестацией обучающихся. Формы аттестации определяются дополнительной общеразвивающей программой. Возможные формы аттестации: тестирование, собеседование, выполнение проекта или творческой работы, выставка, презентация, концерт, доклад на конференции и др. формы предъявления результата. 7.2. Аттестация проводится аттестационной комиссией, назначаемой приказом директора школы, руководителем структурного подразделения или педагогическим работником, осуществляющим обучение. 7.3. Результаты аттестации в любой из форм определяются оценками «аттестован», «не аттестован». 7.4. Обучающимся, завершившим обучение по дополнительной общеразвивающей программе и успешно прошедшим аттестацию, могут выдаваться документы об обучении (сертификаты, свидетельства и т. п.), форма которых устанавливается структурным подразделением, реализующим образовательную программу. 8. Мониторинг образовательной деятельности 8.1. Мониторинг образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам проводится с целью систематического стандартизированного наблюдения за условиями и результатами реализации образовательных программ структурными подразделениями школы. 8.2. Мониторинг осуществляется с использованием: реестра дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в структурных подразделениях в текущем календарном году; сведений о реализации дополнительных общеразвивающих программ структурными подразделениями в истекшем полугодии. 8.3. Сводные данные мониторинга за истекший календарный год подлежат размещению на официальном сайте школы. 8.4. Оценка соответствия образовательной деятельности проводится директором школы и его заместителями.