Физика 10 класс Углубленный уровень

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны
отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения базового курса физики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине
мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание
роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и
теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение,
описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений,
обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
раздела

Тема

Основная цель

Содержание

Введение.

Физика
и
естественнонаучный метод
познания
природы.

Обсуждать
объекты
изучения
физики.
Изучать эмпирический и
теоретический
методы
познания природы, их
взаимосвязь и общие
логические
формы.
Рассматривать
схему

Физика
—
фундаментальная наука о
природе. Научный метод
познания.
Методы
исследования
физических
явлений.
Моделирование
физических явлений и

Лабораторные
и
контрольные
работы

естественно-научного
метода познания (метода
Галилея) и применять его
к исследованию любых
физических процессов и
явлений.
Приводить
различные
формы
выражения
научного
знания.
Различать
прямые и косвенные
измерения физических
величин, абсолютную и
относительную
погрешности
измерений.
Раздел 1.

Механика
КИНЕМАТИКА.
Кинематика
твердого тела.

Различать
способы
описания механического
движения.
Изучать
основные
физические
величины кинематики:
перемещение, средняя и
мгновенная
скорости,
пройденный
путь,
средняя
путевая
скорость,
ускорение.
Наблюдать и описывать
относительность
механического
движения.
Измерять
перемещение, скорость,
ускорение
тела.
Представлять результаты
измерений и вычислений
в
виде
уравнений
(формул),
графиков,
таблиц.
ДИНАМИКА.
Понимать
смысл
Законы динамики физических
моделей:
Ньютона
материальная
точка,
инерциальная
система
отсчета,
свободное
тело.
Использовать
законы
Ньютона для описания

процессов. Научные факты
и гипотезы. Физические
законы и границы их
применимости.
Физические
теории
и
принцип
соответствия.
Физические
величины.
Погрешности
измерений
физических величин. Роль
и
место
физики
в
формировании
современной
научной
картины
мира,
в
практической деятельности
людей. Физика и культура.
Границы
применимости
классической
механики.
Пространство и время.
Относительность
механического движения.
Системы отсчёта.
Скалярные и векторные
физические величины.
Траектория.
Путь.
Перемещение.
Скорость.
Ускорение. Равномерное и
равноускоренное
прямолинейное движение.
Равномерное движение по
окружности.
Взаимодействие тел.
Явление инерции.
Сила. Масса.
Инерциальные
системы
отсчета.
Законы
динамики
Ньютона.
Сила
тяжести,
вес,
невесомость.
Силы
упругости, силы трения.
Законы:
всемирного
тяготения, Гука, трения.
Импульс
материальной
точки и системы.
Импульс силы.
Закон
сохранения

Контрольная
работа
№1
«Основы
кинематики».
Контрольная
работа
№2
Динамика.
Силы
в
природе»
Контрольная
работа № 3
«Законы
сохранения в
механике»
Контрольная
работа
№4
«Механика»
Лабораторная
работа
№1
«Изучение
движения тела
по
окружности»
Лабораторная
работа
№2
«Измерение
жёсткости

движения
и
взаимодействия тел в
инерциальных системах
отсчета.
Решать
задач
на
применение
законов
Ньютона,
виды
движения,
закон
всемирного тяготения.
Силы в механике Формулировать
определение физических
величин:
силы,
массы,
силы
упругости, веса тела;
понятия центра тяжести.
Обсуждать
явление
перегрузки
и
смысл
коэффициента
перегрузки, роль сил
трения в технике и быту.
Объяснять и приводить
примеры
явления
невесомости.
Познакомиться с видами
сил трения. Понимать
смысл
коэффициента
трения скольжения и
приводить его значения
для
некоторых
материалов.
Изучать
принцип суперпозиции
сил.
Закон сохранения Формулировать
импульса
определения физических
сил:
импульса,
материальной
точки,
работы
силы.
Вычислять:
импульс
тела. Понимать смысл
физических
законов:
сохранения
импульса.
Объяснять
реактивное
движение на основе
закона
сохранения
импульса.
Закон сохранения Записывать
и
механической
анализировать формулу

импульса.
Механическая
работа.
Мощность.
Механическая
энергия
материальной
точки
и
системы. Закон сохранения
механической энергии.
Работа силы тяжести и
силы
упругости.
Равновесие материальной
точки и твёрдого тела.
Момент силы.
Условия равновесия.
Равновесие жидкости и
газа. Давление

пружины»
Лабораторная
работа
№3
«Измерение
коэффициента
трения
скольжения»
Лабораторная
работа
№4
«Изучение
движения тела,
брошенного
горизонтально»
Лабораторная
работа
№5
«Изучение
закона
сохранения
механической
энергии»
Лабораторная
работа
№6
«Изучение
равновесия
тела
под
действием
нескольких
сил»

энергии

Динамика
вращательного
движения
абсолютно
твердого тела.

СТАТИКА.
Равновесие
абсолютно
твердых тел.

определения:
работы постоянной силы
для
общего
случая;
работы сил упругости и
тяжести; кинетической
энергии
тела,
потенциальной энергии
взаимодействия тела и
Земли,
потенциальной энергии
упруго деформированной
пружины. Устанавливать
связь между работой
постоянной
силы
и
изменением
кинетической
энергии
тела, работой постоянной
силы
и
изменением
потенциальной энергии
системы тел. Применять
законы сохранения в
механике к решению
задач.
Рассматривать динамику
движения
по
окружности.
Применять
основные
понятия, формулы и
законы
динамики к решению
задач при вращательном
движении
абсолютно
твердого тела
Применять
при
объяснении равновесия
тел физические модели:
абсолютно твердое тело,
центр масс и центр
тяжести
тела;
физические
величины:
момент силы, плечо
силы.
Формулировать
и
объяснять
первое
и
второе
условия
равновесия
твердого
тела.
Приводить

примеры
видов
равновесия твердых тел,
простых
механизмов.
Формулировать: условие
равновесия
рычага,
принцип
минимума
потенциальной энергии.
Применять
условие
равновесия рычага для
объяснения
действия
различных
инструментов,
используемых в быту.
ГИДРОМЕХАНИ
КА.
Основы
гидромеханики

Раздел 2.

Молекулярная
физика.
Термодинамика.
Основы
молекулярнокинетической
теории

Формулировать
и
объяснять на основе
экспериментов
закон Паскаля, закон
Архимеда,
условие
плавания
тел.
Объяснять
опыт
Торричелли
по
обнаружению
атмосферного давления.
Измерять атмосферное
давление с помощью
барометра-анероида.
Наблюдать
и
анализировать действие
архимедовой силы.

Формулировать
основные
положения
молекулярнокинетической
теории.
Приводить
общие
характеристики молекул:
размеры
молекул,
количество
вещества,
число
Авогадро,
относительная
молекулярная
масса,
молярная
масса.
Понимать смысл и знать

Молекулярно-кинетическая
теория (МКТ) строения
вещества
и
её
экспериментальные
доказательства.
Тепловое равновесие.
Абсолютная температура
как
мера
средней
кинетической
энергии
теплового движения частиц
вещества.
Модель идеального газа.
Давление газа.
Уравнение
состояния
идеального газа.
Уравнение Менделеева —

Контрольная
работа
№5
«Основы МКТ
идеального
газа».
Контрольная
работа№6
«Основы
термодинамики
».

Лабораторная
работа
№7.
«Эксперимента

Уравнение
состояния газа

числовые
значения
постоянной
Авогадро,
атомной единицы массы,
постоянной Больцмана,
универсальной газовой
постоянной. Наблюдать
броуновское движение и
явление
диффузии.
Объяснять
взаимодействие частиц
вещества
на
основе
моделей строения газов,
жидкостей и твердых
тел.
Понимать
смысл
физических
моделей:
идеальный
газ;
понятий:
термодинамическая
система,
Изучать
понятие температуры как
параметра равновесного
состояния
термодинамической
системы. Устанавливать
связи между: средней
кинетической энергией
хаотического
поступательного
движения
молекул
идеального
газа
и
температурой;
основными
макроскопическими
параметрами идеального
газа при изопроцессах.
Формулировать: законы
Бойля—Мариотта,
Шарля,
Гей-Люссака,
объединенный газовый
закон, закон Дальтона.
Объяснять
изотермический,
изохорный, изобарный
процессы с точки зрения
молекулярнокинетической
теории.

Клапейрона.
льная проверка
Газовые
законы. закона
ГейАгрегатные
состояния Люссака»
вещества.
Взаимные
превращения жидкости и
газа.
Влажность воздуха.
Модель
строения
жидкостей. Поверхностное
натяжение.
Кристаллические
и
аморфные
тела.
Внутренняя энергия.
Работа и теплопередача как
способы
изменения
внутренней энергии.
Уравнение
теплового
баланса. Первый закон
термодинамики.
Необратимость тепловых
процессов.
Принципы действия и КПД
тепловых машин.

Анализировать основное
уравнение молекулярнокинетической
теории,
графики изопроцессов.
Взаимные
Рассматривать фазовые
превращения
переходы, происходящие
жидкостей
и между жидкостью и
газов. Жидкости и газом,
жидкостью
и
твердые тела.
твердым
телом.
Понимать
смысл
понятий: насыщенный и
ненасыщенный
пар,
температура
кипения,
удельная
теплота
парообразования
жидкости, абсолютная и
относительная влажность
воздуха,
температура
плавления,
удельная
теплота
плавления
вещества.
Изучать
зависимость
температуры
кипения
жидкости от внешнего
давления.
Объяснять
устройство и принцип
действия: психрометра,
конденсационного
и
волосного гигрометров;
измерять с их помощью
влажность
воздуха.
Основы
термодинамики

Объяснять
понятие
внутренней
энергии
макроскопической
системы с точки зрения
молекулярнокинетической
теории.
Определять
работу
идеального газа при
изобарном
процессе с помощью
графиков в координатах
p—V.
Формулировать: первый
закон
термодинамики
как

закон
сохранения
энергии для тепловых
процессов;
второй
закон
термодинамики.
Записывать: уравнение
первого
закона
термодинамики;
формулы
определения
удельной теплоемкости
вещества,
КПД
идеального
теплового
двигателя.
Применять
первый
закон
термодинамики
к
объяснению
изопроцессов.
Обсуждать
невозможность создания
вечного
двигателя,
необратимость тепловых
процессов в природе.
Решать
задачи
на
применение
первого
закона термодинамики,
составление уравнения
теплового баланса
Раздел 3.

Основы
электродинамик
и
Электростатика.

Обсуждать:
существование
электростатического
поля
как частного случая
проявления
электромагнитного
поля
в
выбранной
системе
отсчета;
свойства
знаковой
модели
электростатического
поля
—
линий
напряженности
и
применять
ее
при
анализе
картин
электростатических

Электрические заряды.
Закон
сохранения
электрического заряда.
Закон
Кулона.
Электрическое
поле.
Напряжённость
и
потенциал
электростатического поля.
Линии напряжённости и
эквипотенциальные
поверхности.
Принцип
суперпозиции
полей.
Проводники
и
диэлектрики
в
электрическом поле.
Электроёмкость.
Конденсатор.

Контрольная
работа
№7
«Электростати
ка»
Контрольная
работа № 8
"Законы
постоянного
тока»
Лабораторная
работа
№8.
«Изучение
последовательн
ого
и
параллельного
соединения
проводников»

Законы
постоянного тока

полей.
Анализировать свойства
электрического заряда.
Применять физическую
модель — точечный
заряд
при
изучении
электрических
взаимодействий
покоящихся заряженных
тел.
Формулировать:
закон
сохранения
электрического заряда,
закон Кулона, принцип
суперпозиции
электростатических
полей.
Рассматривать
схему
устройства:
электроскопа,
электрометра,
крутильных
весов
Кулона.
Определять направления
векторов
кулоновских
сил.
Наблюдать
силовое
действие
электростатического
поля. Решать задачи на
применение
закона
Кулона
и
принципа
суперпозиции
электростатических
полей.
Исследовать
экспериментально
зависимость
электроемкости плоского
конденсатора
от
расстояния
между
пластинами, от площади
пластин
и
от
заполняющей
конденсатор среды
Рассматривать
различные
действия
электрического
тока.
Понимать
смысл
и
записывать
формулы

Постоянный электрический
ток. Сила тока.
Сопротивление.
Последовательное
и параллельное соединение
проводников.
Закон Джоуля— Ленца.
Электродвижущая сила.
Закон Ома для полной
цепи. Электрический ток в
проводниках, электролитах,
полупроводниках,
газах и вакууме.
Плазма.
Сверхпроводимость

Лабораторная
работа
№9.
«Измерение
ЭДС
и
внутреннего
сопротивления
источника
тока»

определения
основных
физических
величин,
характеризующих
постоянный ток и его
источники: сила тока,
напряжение,
сопротивление
проводника,
удельное
сопротивление
проводника, ЭДС, работа
и
мощность
электрического
тока.
Формулировать
и
записывать
основные
законы
постоянного
тока: закон Ома для
участка
цепи,
закон
Джоуля—Ленца, закон
Ома
для
полной
(замкнутой) цепи, закон
Ома для участка цепи,
содержащего
ЭДС,
законы
последовательного
и
параллельного
соединения проводников.
Собирать, испытывать и
рассчитывать параметры
электрических цепей с
разным
соединением
проводников
Электрический
Различать
носители
ток в различных электрического заряда в
средах
металлах,
вакууме, газах, растворах
и
расплавах
электролитов,
полупроводниках.
Приводить
экспериментальные
обоснования
проводимости металлов.
Изучать устройство и
принцип
действия:
вакуумного
диода,
электронно-лучевой

трубки. Наблюдать и
объяснять возникновение
электропроводности
электролитов,
явление
электролиза,
газовый
разряд. Анализировать
качественное различие
между
металлом
и
полупроводником
по
характеру зависимости
удельного
электрического
сопротивления
от
температуры.
Рассматривать:
технические применения
электролиза,
механизм
электропроводности
газов, полупроводников.
Обсуждать:
возникновение
электролитической
диссоциации,
явления
ионизации
газов,
ионизации электронным
ударом,
самостоятельного и не
самостоятельного
разрядов,
термоэлектронной
эмиссии
электронной,
дырочной проводимости.
Приводить
примеры
практического
применения электролиза,
полупроводниковых
приборов.
Обнаруживать
уменьшение удельного
электрического
сопротивления
полупроводников при их
нагревании
или освещении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИКЕ С УЧЕТОМ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ.
Тематическое планирование по физике для 10 класса составлено с учетом рабочей
программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
- создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления
социально значимых дел;
- приобретение опыта дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- приобретение трудового опыта, опыта участия в производственной практике;
- приобретение опыта дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране
в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- приобретение опыта природоохранных дел;
- приобретение опыта разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- приобретение опыта самостоятельного добывания новых знаний, проведения научных
исследований, опыта проектной деятельности;
- приобретение опыта изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыта создания собственных произведений культуры, опыта творческого
самовыражения;
- приобретение опыта ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- приобретение опыта оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- приобретение опыта самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Введение. Физика и естественно-научный метод познания
природы
1.
Механика
Кинематика
Законы динамики Ньютона
Силы в механике
Закон сохранения импульса
Закон сохранения механической энергии
Динамика вращательного движения абсолютно твердого
тела.
Статика
Основы гидромеханики
2.
Молекулярная физика. Тепловые явления
Основы молекулярно-кинетической теории
Уравнение состояния газа
Взаимные превращения жидкостей и газов. Жидкости и
твердые тела.
Основы термодинамики
3.
Основы электродинамики
Электростатика.
Законы постоянного тока
Электрический ток в различных средах
Практикум по решению задач.
Итого:

Количество часов
4
64
19
9
14
4
11
1

(+1)

4
2
34+4 (рез)
10
11
5
12
34+2 (рез)
11
15
10
28 (-1)
170


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».