Данная программа составлена на основе программы Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры. 10-11 классы, базовый и углубленный уровни» (М.: Русское слово, 2019.г) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Изучение курса направлено на достижение следующих целей: - формирование правосознания и правовой культуры, социально - правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; - освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями; - овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования; - формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности. Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки обучающихся. Изучение курса рассчитано на 138 часов (по 2 часа в неделю; 70часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты • Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн); • формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; • готовность к служению Отечеству, его защите; • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; • сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Предметные результаты Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают: • сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; • владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе; • сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности; • владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития; • сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; • сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; • сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц; • понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; • сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Метапредметные результаты • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; • владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; • умение определять назначение и функции различных социальных институтов; • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей; • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. . В результате изучения права на углубленном уровне выпускник научится: – выделять содержание различных теорий происхождения государства; – сравнивать различные формы государства; – приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в общей структуре; – соотносить основные черты гражданского общества и правового государства; – применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных интересов; – оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента культуры общества; – сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей); – проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние; – характеризовать особенности системы российского права; – различать формы реализации права; – выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры; – оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации; – различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; – выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства; – целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации; – сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу; – оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации; – характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии; – характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение; – дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации; – характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правительства Российской Федерации; – характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации; – характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы; – выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации; – характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ конституционного строя Российской Федерации; – определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать субъектов международного права; – различать способы мирного разрешения споров; – оценивать социальную значимость соблюдения прав человека; – сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека; – дифференцировать участников вооруженных конфликтов; – различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий; – выделять структурные элементы системы российского законодательства; – анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и правоотношения в сфере гражданского права; – проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества и недостатки; – целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора; – различать формы наследования; – различать виды и формы сделок в Российской Федерации; – выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности; – анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия регистрации и расторжения брака; – различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; – выделять права и обязанности членов семьи; – характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права, определять правовой статус участников трудовых правоотношений; – проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров; – различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами; – дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них; – проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; – целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации; – в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений; – соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение; – применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище; – дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса; – проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами; – давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений; – применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; – выявлять особенности и специфику различных юридических профессий. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: – проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права; – дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти; – сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права; – оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе; – понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму; – классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения; – толковать государственно-правовые явления и процессы; – проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств; – различать принципы и виды правотворчества; – описывать этапы становления парламентаризма в России; – сравнивать различные виды избирательных систем; – анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях; – анализировать институт международно-правового признания; – выявлять особенности международно-правовой ответственности; – выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права; – оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени; – формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; – различать опеку и попечительство; – находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности; – определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации; – характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности; – определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 КЛАСС (70 ч) Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (6 ч) Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Значение изучения права. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право в объективном и субъективном смысле. Основные принципы права. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Функции права. Система регулирования общественных отношений. Социальные нормы. Место права в системе социального регулирования общества. Механизм правового регулирования. Презумпции и аксиомы права. Законные интересы. Эффективность права. Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (12 ч) Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод правового регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм права. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Правотворчество. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод правового регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм права. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Правотворчество. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая техника. Формы (источники) права. Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов. Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Общие правила применения права. Толкование права. Способы и виды толкования права. Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. техника. Формы (источники) права. Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов. Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Общие правила применения права. Толкование права. Способы и виды толкования права. Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (13 ч) Правоотношения. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. Виды и структура правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правоотношения. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридический конфликт. Гарантии законности и правопорядка. Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Право и личность. Понятие правосознания. Правовая психология. Правовая идеология. Виды правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие правовой системы общества. Правовые системы (семьи) современности. Особенности правовой системы в России. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (25 ч) Право и государство. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Теории происхождения государства. Признаки государства. Теории сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Монархия и республика как формы правления. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм, его структура и принципы. Государственный орган и его признаки. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом государстве. Гражданское общество. Признаки правового государства. Основы правового государства. Основы конституционного права. Виды конституций. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Источники конституционного права РФ. Основы конституционного строя России. Форма государственного устройства РФ. Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения, принципы и основания прекращения российского гражданства. Права и свободы гражданина РФ. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков. Избирательная право и избирательный процесс в РФ. Виды и особенности избирательных систем. Избирательный процесс, его стадии. Референдум. Выборы. Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (10 ч) Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Структура судебной системы РФ. Демократические принципы судопроизводства. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Конституционный суд Российской Федерации. Конституционное судопроизводство. Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражные суды. Арбитражное процессуальное право. Система и функции правоохранительных органов РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации 11 класс (68 часов) ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (21 Ч) Гражданское право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Сделки и представительство. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. Обязательственное право. Понятие и сущность гражданско-правового договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Виды договоров. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и формы защиты гражданских прав. Непреодолимая сила. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей и их защита. Наследование. Завещание. Страхование и его виды. ТЕМА 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (5 Ч) Семейные правоотношения. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся попечительство. Приемная семья. без попечения родителей. Усыновление. Опека и ТЕМА 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО (2 Ч) Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё. ТЕМА 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО (7 Ч) Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Права и обязанности работника. Заработная плата. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. ТЕМА 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. (5 Ч) Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. Административные правоотношения. Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Административные наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. ТЕМА 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (8 Ч) Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного права. Понятие преступления. Признаки и состав преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Действие уголовного закона. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (10 Ч) Пенсионная система и страхование. Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Основные юридические профессии: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы. Особенности профессиональной деятельности юриста. ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (6 Ч) Международное право как основа взаимоотношений государств, его основные принципы и источники. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Права ребенка. Мирное разрешение международных споров. Международный договор. Источники и основания международно-правовой ответственности. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. Тематическое планирование УМК учащихся: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч.- М.: Русское слово, 2019. УМК учителя: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. - М.: Русское слово, 2019. 10 класс Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Тема 1. Роль права в жизни человека и общества. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Значение изучения права. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право в объективном и субъективном смысле. Основные принципы права. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Функции права Система регулирования общественных отношений. Социальные нормы. Место права в системе социального регулирования общества. Механизм правового регулирования. Презумпции и аксиомы права. Законные интересы. Эффективность права. Входное тестирование Тема 2. Теоретические основы права как системы. Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод правового регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм права. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Правотворчество. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая техника. Формы (источники) права. Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов. Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Общие правила применения права. Толкование права. Способы и виды толкования права. Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона. Практикум Тема 3. Правоотношения и правовая культура. Правоотношения. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. Виды и структура правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Правоотношения. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридический конфликт. Гарантии законности и правопорядка. Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Разбор и решение практических задач. Право и личность. Понятие правосознания. Правовая психология. Правовая идеология. Виды правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие правовой системы общества. Правовые системы (семьи) современности. Особенности правовой системы в России Кол-во часов 6 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42 43 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53 54 55 56. 57. 58. 59. Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Урок повторения темы «Правоотношения и правовая культура». Работа с документами по теме. Практикум Тема 4. Государство и право Право и государство. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Теории происхождения государства. Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Предметный контроль знаний. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим Монархия и республика как формы правления. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный механизм, его структура и принципы. Государственный орган и его признаки. Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом государстве. Гражданское общество. Признаки правового государства. Основы правового государства. Основы конституционного права. Виды конституций. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Источники конституционного права РФ. Основы конституционного строя России. Форма государственного устройства РФ. Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения, принципы и основания прекращения российского гражданства. Права и свободы гражданина РФ. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков. Предметный контроль знаний. Избирательная право и избирательный процесс в РФ. Виды и особенности избирательных систем . Избирательный процесс, его стадии. Референдум. Выборы Практикум Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы, их виды и полномочия. Структура судебной системы РФ. Демократические принципы судопроизводства. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Конституционный суд Российской Федерации. Конституционное судопроизводство. 1 1 1 25 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 60. 61 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68 69- Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Арбитражные суды. Арбитражное процессуальное право Система и функции правоохранительных органов РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Урок повторения темы « Правосудие и правоохранительные органы». Итоговая диагностика Практикум Урок-игра «Судебный процесс» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 70 11 класс УМК учащихся: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч.- М.: Русское слово, 2019. УМК учителя: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. - М.: Русское слово, 2019. № п/п 1 2 3 4 Тема урока Кол-во часов Гражданское право 21 Гражданское право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, 1 принципы. Виды гражданско-правовых отношений Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений. Физические лица. Признаки 1 и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. Сделки и представительство. Виды и формы сделок. Условия недействительности 1 сделок. Реституция Обязательственное право 1 5 Практикум по теме «Обязательственное право» 1 6 Входное тестирование. 1 7 8 9 10 11 12 13 Понятие и сущность гражданско-правового договора. Порядок заключения 1 договора: оферта и акцепт. Виды договоров. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности 1 Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав Практикум по теме «Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав» Гражданско-правовая ответственность и формы защиты гражданских прав. Непреодолимая сила. Практикум по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав» 1 1 1 1 1 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Предпринимательство и предпринимательское право 1 Государство как субъект экономических отношений. 1 Правовые средства государственного регулирования экономики 1 Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 1 Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав 1 предпринимателей Права потребителей и их защита 1 Наследование. Завещание. Страхование и его виды. Семейное право Семейные правоотношения. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Брачный договор Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Практикум по теме «Семейное право». Жилищное право 1 1 5ч 1 1 1 1 1 2ч Жилищные правоотношения. Реализация гражданами прав на жилье Практикум по теме «Жилищные правоотношения» 1 1 Трудовое право 7ч Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Права и обязанности работника. Заработная плата. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры, порядок их рассмотрения и дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Правовые основы социальной защиты и обеспечения Предметный контроль знаний Административное право и административный процесс 1 Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования Административные правоотношения. Признаки и виды административного правонарушения Административная ответственность, ее основания. Административные наказания Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. Практикум по теме «Административное право и административный процесс» Уголовное право и уголовный процесс Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного права. 1 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 8ч 1 42 43 44 45 Понятие преступления. Признаки и состав преступления. Основные виды преступлений Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Действие уголовного закона. Уголовная ответственность несовершеннолетних 1 1 1 1 46 Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных 1 действий с участием несовершеннолетних. 47 Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. Практикум «Решение задач по уголовному праву» Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни Пенсионная система и страхование. 1 Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Предметный контроль знаний 1 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 1 10ч 1 1 1 1 1 Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного 1 процесса. Основные юридические профессии: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, 1 нотариусы. Особенности профессиональной деятельности юриста. Практикум по теме «Профессиональное юридическое образование. Юридические 1 профессии». Урок обобщения «Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни» Международное право Международное право как основа взаимоотношений государств, его основные принципы и источники. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Права ребенка. Мирное разрешение международных споров. Международный договор. Источники и основания международно-правовой ответственности Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. 1 6ч 1 1 1 1 1 1 65 6667 68 Практикум по теме «Международное право» 1 Решение задач в формате ЕГЭ 2 Итоговая диагностика 1