Право 10-11 класс Углубленный уровень

Данная программа составлена на основе программы Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой
культуры. 10-11 классы, базовый и углубленный уровни» (М.: Русское слово, 2019.г) в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально - правовой
активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание
себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах
права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале,
эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием
профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для
решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе
профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и
событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений,
правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного
подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность,
умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в
правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки
обучающихся.
Изучение курса рассчитано на 138 часов (по 2 часа в неделю; 70часов в 10 классе и 68 часов в
11 классе).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
• Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным
символам (герб, флаг,
гимн);
• формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
правовой науки и практики,
а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность
к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести

диалог с другими
людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают
требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:
• сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального
регулятора и элемента
культуры общества;
• владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом
обществе;
• сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях,
правонарушениях и юридической ответственности;
• владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
• сформированность представлений о конституционном,
гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права,
разрешения конфликтов правовыми способами;
• сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды
правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций,
способов восстановления нарушенных прав;
• сформированность знаний об общих принципах и нормах,
регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации,
механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
• понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со
спецификой основных юридических профессий;
• сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных
правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации,
выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых
ситуациях с использованием нормативных актов.
Метапредметные результаты
• Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать

конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
• готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
• умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично
и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
.
В результате изучения права на углубленном уровне выпускник научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного механизма и их место в
общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права,
необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффективной
реализации своих прав и законных интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора и элемента
культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами,
выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и
законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство
Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты
прав граждан и юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в
механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;

– характеризовать систему органов государственной власти Российской Федерации в их
единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его
основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской
Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган
исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру
Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской
Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов законодательной
инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну из основ
конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права; характеризовать
субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать механизмы универсального и регионального сотрудничества и контроля в
области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей;
называть виды запрещенных средств и методов ведения военных действий;
– выделять структурные элементы системы российского законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические факты и
правоотношения в сфере гражданского права;
– проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской
деятельности, выявлять их преимущества и недостатки;
– целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять способы защиты гражданских прав; характеризовать особенности защиты прав
на результаты интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и условия
регистрации и расторжения брака;
– различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей российского права,
определять правовой статус участников трудовых правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми
способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов
ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия привлечения к уголовной и
административной ответственности несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права Российской
Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;

– применять нормы жилищного законодательства в процессе осуществления своего права
на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского, арбитражного,
уголовного и административного видов судопроизводства, грамотно применять правовые
нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права
правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных
правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;
– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому
нигилизму;
– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по
порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и
правовых систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в
современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств
в рамках международного гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав
человека в условиях военного времени;
– формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды
страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в
процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой
отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения процесса.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 КЛАСС (70 ч)
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (6 ч)
Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Значение
изучения права. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право в
объективном и субъективном смысле. Основные принципы права. Право и основные теории его
понимания. Нормы права. Функции права. Система регулирования общественных отношений.

Социальные нормы. Место права в системе социального регулирования общества. Механизм
правового регулирования. Презумпции и аксиомы права. Законные интересы. Эффективность
права.
Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (12 ч)
Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод
правового регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм
права. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Правотворчество.
Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной
инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая
Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и метод
правового регулирования. Понятие, структура и виды правовых норм. Классификация норм
права. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Правотворчество.
Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной
инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая
техника. Формы (источники) права. Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых
актов. Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц.
Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Общие
правила применения права.
Толкование права. Способы и виды толкования права.
Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
техника. Формы (источники) права. Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых
актов. Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц.
Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Общие
правила применения права. Толкование права. Способы и виды толкования права.
Правоприменительная практика. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (13 ч)
Правоотношения. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты и объекты
правоотношений. Виды и структура правоотношений. Правоспособность, дееспособность,
деликтоспособность.
Правоотношения. Поведение людей в мире права. Правомерное
поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридический
конфликт. Гарантии законности и правопорядка. Юридическая ответственность. Функции
юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической
ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Право и личность.
Понятие правосознания. Правовая психология. Правовая идеология. Виды правосознания.
Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие правовой системы
общества. Правовые системы (семьи) современности. Особенности правовой системы в России.
Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для гражданина,
общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (25 ч)
Право и государство. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию
государства. Теории происхождения государства. Признаки государства. Теории сущности
государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы
правления, формы государственного устройства, политический режим. Монархия и республика
как формы правления. Формы государственного устройства: унитарные и федеративные
государства. Конфедерация. Политический режим: демократический, антидемократический.
Государственный механизм, его структура и принципы. Государственный орган и его признаки.
Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации: правовой

статус, функции и полномочия. Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской
Федерации: структура, полномочия и функции. Правительство Российской Федерации: порядок
формирования, области деятельности, структура. Система органов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом государстве.
Гражданское общество. Признаки правового государства. Основы правового государства.
Основы конституционного права. Виды конституций. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Источники конституционного права РФ. Основы
конституционного строя России. Форма государственного устройства РФ. Гражданство
Российской Федерации. Основания приобретения, принципы и основания прекращения
российского гражданства. Права и свободы гражданина РФ. Уполномоченный по правам
человека. Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и право на
альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщиков.
Избирательная право и избирательный процесс в РФ. Виды и особенности избирательных
систем. Избирательный процесс, его стадии. Референдум. Выборы.
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (10 ч)
Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы, их виды и полномочия.
Структура судебной системы РФ. Демократические принципы судопроизводства.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Конституционный
суд Российской Федерации. Конституционное судопроизводство. Суды общей юрисдикции.
Верховный Суд РФ. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей
юрисдикции. Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии
гражданского процесса. Арбитражные суды. Арбитражное процессуальное право. Система и
функции правоохранительных органов РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее
деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
11 класс (68 часов)
ТЕМА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО (21 Ч)
Гражданское право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, принципы.
Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданско-правовых
отношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и
дееспособность. Сделки и представительство. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Обязательственное право. Понятие и сущность
гражданско-правового договора. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Виды
договоров. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности.
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное
право, ноу-хау. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита
неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и формы защиты гражданских
прав. Непреодолимая сила. Предпринимательство и предпринимательское право. Государство
как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования
экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое
регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права
потребителей и их защита. Наследование. Завещание. Страхование и его виды.
ТЕМА 2. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (5 Ч)
Семейные правоотношения. Предмет, метод, источники и принципы семейного права. Семья
и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Брачный договор. Права и обязанности членов семьи.
Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы

воспитания детей, оставшихся
попечительство. Приемная семья.

без

попечения

родителей.

Усыновление.

Опека

и

ТЕМА 3. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО (2 Ч)
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё.
ТЕМА 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО (7 Ч)
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды, порядок
заключения и прекращения. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Права и
обязанности работника. Заработная плата. Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа.
Виды времени отдыха. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Трудовые споры, порядок их рассмотрения и дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым
законодательством. Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
ТЕМА 5. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС. (5 Ч)
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования.
Административные правоотношения. Признаки и виды административного правонарушения.
Административная ответственность, ее основания. Административные наказания. Производство
по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения
административных споров. Особенности судебного производства по делам об административных
правонарушениях.
ТЕМА 6. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС (8 Ч)
Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного права. Понятие
преступления. Признаки и состав преступления. Основные виды преступлений. Уголовная
ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Действие уголовного закона. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Принципы и субъекты уголовного судопроизводства.
Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей.
ТЕМА 7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
(10 Ч)
Пенсионная система и страхование. Финансовое право. Правовое регулирование
банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности
вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Экологическое право.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения и ответственность за причинение вреда окружающей среде. Образовательное
право. Права и обязанности участников образовательного процесса. Основные юридические
профессии: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы. Особенности
профессиональной деятельности юриста.
ТЕМА 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (6 Ч)
Международное право как основа взаимоотношений государств, его основные принципы и
источники. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Права
человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека. Право на
благоприятную окружающую среду. Нарушения прав человека. Международные договоры о

защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации
Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в
Европейском суде по правам человека. Права ребенка. Мирное разрешение международных
споров. Международный договор. Источники и основания международно-правовой
ответственности. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный Комитет
Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита
жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и
методы ведения военных действий.
Тематическое планирование
УМК учащихся: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч.- М.: Русское слово,
2019.
УМК учителя: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10 класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. - М.: Русское слово,
2019.

10 класс

Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества.
Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья.
Значение изучения права.
Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Право в
объективном и субъективном смысле.
Основные принципы права. Право и основные теории его понимания. Нормы права.
Функции права
Система регулирования общественных отношений. Социальные нормы. Место права в
системе социального регулирования общества.
Механизм правового регулирования. Презумпции и аксиомы права. Законные
интересы. Эффективность права.
Входное тестирование
Тема 2. Теоретические основы права как системы.
Понятие права и его признаки. Система права. Система российского права. Предмет и
метод правового регулирования.
Понятие, структура и виды правовых норм.
Классификация норм права. Способы изложения норм права в нормативных правовых
актах.
Правотворчество. Принципы и виды правотворчества.
Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии
законодательного процесса в Российской Федерации. Юридическая техника.
Формы (источники) права.
Нормативный правовой акт. Виды нормативно правовых актов.
Действие нормативно-правовых актов по времени, в пространстве и по кругу лиц.
Систематизация нормативных правовых актов.
Понятие реализации права и ее формы. Общие правила применения права.
Толкование права. Способы и виды толкования права. Правоприменительная практика.
Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
Практикум
Тема 3. Правоотношения и правовая культура.
Правоотношения. Юридические факты как основание правоотношений. Субъекты и
объекты правоотношений.
Виды
и
структура
правоотношений.
Правоспособность,
дееспособность,
деликтоспособность.
Правоотношения. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение.
Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Юридический
конфликт. Гарантии законности и правопорядка.
Юридическая ответственность. Функции юридической ответственности. Принципы
юридической ответственности.
Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Разбор и решение практических
задач.
Право и личность. Понятие правосознания. Правовая психология. Правовая идеология.
Виды правосознания. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.
Понятие правовой системы общества. Правовые системы (семьи) современности.
Особенности правовой системы в России

Кол-во
часов
6
1
1
1
1
1
1
12
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

29.

30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42
43
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53
54
55
56.
57.
58.
59.

Понятие коррупции и коррупционных правонарушений. Опасность коррупции для
гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на
государственном уровне.
Урок повторения темы «Правоотношения и правовая культура». Работа с документами
по теме.
Практикум
Тема 4. Государство и право
Право и государство. Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию
государства.
Теории происхождения государства.
Признаки государства. Внутренние и внешние функции государства.
Предметный контроль знаний.
Формы государства: формы правления, формы государственного устройства,
политический режим
Монархия и республика как формы правления.
Формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства.
Конфедерация.
Политический режим: демократический, антидемократический.
Государственный механизм, его структура и принципы. Государственный орган и его
признаки.
Система органов государственной власти РФ. Президент Российской Федерации:
правовой статус, функции и полномочия
Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура,
полномочия и функции.
Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности,
структура
Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления.
Сферы деятельности органов местного самоуправления.
Правовое государство и его сущность. Эволюция представлений о правовом
государстве. Гражданское общество.
Признаки правового государства. Основы правового государства.
Основы конституционного права. Виды конституций. Конституция Российской
Федерации – основной закон государства. Источники конституционного права РФ.
Основы конституционного строя России. Форма государственного устройства РФ.
Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения, принципы и основания
прекращения российского гражданства.
Права и свободы гражданина РФ. Уполномоченный по правам человека.
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и право на
альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Предметный контроль знаний.
Избирательная право и избирательный процесс в РФ. Виды и особенности
избирательных систем .
Избирательный процесс, его стадии. Референдум. Выборы
Практикум
Тема 5. Правосудие и правоохранительные органы
Защита прав человека в государстве. Правоохранительные органы, их виды и
полномочия.
Структура судебной системы РФ. Демократические принципы судопроизводства.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Конституционный суд Российской Федерации. Конституционное судопроизводство.

1

1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1

60.
61
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68
69-

Суды общей юрисдикции. Верховный Суд РФ. Мировые суды. Порядок
осуществления правосудия в судах общей юрисдикции.
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии
гражданского процесса.
Арбитражные суды. Арбитражное процессуальное право
Система и функции правоохранительных органов РФ. Система органов внутренних
дел.
Прокуратура и ее деятельность.
Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Урок повторения темы « Правосудие и правоохранительные органы».
Итоговая диагностика
Практикум
Урок-игра «Судебный процесс»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2

70
11 класс
УМК учащихся: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч.- М.: Русское слово,
2019.
УМК учителя: Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 11класса
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. В 2 ч. - М.: Русское слово,
2019.
№
п/п
1
2
3
4

Тема урока

Кол-во
часов
Гражданское право
21
Гражданское право как отрасль российского права: предмет, метод, источники, 1
принципы. Виды гражданско-правовых отношений
Субъекты и объекты гражданско-правовых отношений. Физические лица. Признаки 1
и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность.
Сделки и представительство. Виды и формы сделок. Условия недействительности 1
сделок. Реституция
Обязательственное право
1

5

Практикум по теме «Обязательственное право»

1

6

Входное тестирование.

1

7
8
9
10
11
12
13

Понятие и сущность гражданско-правового договора. Порядок заключения 1
договора: оферта и акцепт. Виды договоров.
Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности
1
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права,
патентное право, ноу-хау.
Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита
неимущественных прав
Практикум по теме «Общая собственность и порядок защиты права собственности.
Защита неимущественных прав»
Гражданско-правовая ответственность и формы защиты гражданских прав.
Непреодолимая сила.
Практикум по теме «Гражданско-правовая ответственность и способы защиты
гражданских прав»

1
1
1
1
1

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34
35

36
37
38
39

40
41

Предпринимательство и предпринимательское право
1
Государство как субъект экономических отношений.
1
Правовые средства государственного регулирования экономики
1
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1
Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав 1
предпринимателей
Права потребителей и их защита
1
Наследование. Завещание.
Страхование и его виды.
Семейное право
Семейные правоотношения. Предмет, метод, источники и принципы семейного
права. Семья и брак.
Правовое регулирование отношений супругов. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Брачный договор
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность
родителей по воспитанию детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление.
Опека и попечительство. Приемная семья.
Практикум по теме «Семейное право».
Жилищное право

1
1
5ч
1
1
1
1
1
2ч

Жилищные правоотношения. Реализация гражданами прав на жилье
Практикум по теме «Жилищные правоотношения»

1
1

Трудовое право

7ч

Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Порядок приема на работу. Трудовой договор: признаки, виды,
порядок заключения и прекращения.
Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Права и обязанности
работника. Заработная плата.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Трудовые споры, порядок их рассмотрения и дисциплинарная ответственность.
Защита трудовых прав
Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения
Предметный контроль знаний
Административное право и административный процесс

1

Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования
Административные правоотношения. Признаки и виды административного
правонарушения
Административная ответственность, ее основания. Административные наказания
Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы
рассмотрения административных споров. Особенности судебного производства по
делам об административных правонарушениях.
Практикум по теме «Административное право и административный процесс»
Уголовное право и уголовный процесс
Понятие и сущность уголовного права. Принципы и источники уголовного права.

1

1
1
1
1
1
1
5ч

1
1
1

1
8ч
1

42
43
44
45

Понятие преступления. Признаки и состав преступления.
Основные виды преступлений
Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве.
Действие уголовного закона. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1
1
1
1

46

Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных 1
действий с участием несовершеннолетних.

47

Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных
заседателей.
Практикум «Решение задач по уголовному праву»
Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни
Пенсионная система и страхование.

1

Финансовое право. Правовое регулирование банковской деятельности. Структура
банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков.
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
Права и обязанности налогоплательщика.
Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за
уклонение от уплаты налогов
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы
его защиты. Экологические правонарушения и ответственность за причинение вреда
окружающей среде.
Предметный контроль знаний

1

48

49
50
51
52
53

54
55
56
57
58

59

60

61

62
63

64

1
10ч
1

1
1
1

1

Образовательное право. Права и обязанности участников образовательного 1
процесса.
Основные юридические профессии: судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, 1
нотариусы. Особенности профессиональной деятельности юриста.
Практикум по теме «Профессиональное юридическое образование. Юридические 1
профессии».
Урок обобщения «Правовое регулирование в различных сферах общественной
жизни»
Международное право
Международное право как основа взаимоотношений государств, его основные
принципы и источники. Субъекты международного права. Международно-правовое
признание.
Права человека: сущность, структура, история. Классификация прав человека.
Право на благоприятную окружающую среду. Нарушения прав человека.
Международные договоры о защите прав человека.
Международная система защиты прав человека в рамках Организации
Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение
жалоб в Европейском суде по правам человека.
Права ребенка. Мирное разрешение международных споров. Международный
договор. Источники и основания международно-правовой ответственности
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный
Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и
некомбатанты.
Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей.
Запрещенные средства и методы ведения военных действий.

1
6ч
1

1

1

1
1

1

65
6667
68

Практикум по теме «Международное право»

1

Решение задач в формате ЕГЭ

2

Итоговая диагностика

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».