Литература 10 класс Базовый уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая примерная программа учебного предмета «Литература» для 10-11 классов разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования, с учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего
общего образования и рабочей программы по литературе к УМК В.Ф. Чертова. Программы по
литературе для 5 – 11 классов М: «Просвещение».2019.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено
эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают
их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности
с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его
воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур
народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов
обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят в формировании у обучающихся
потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных
текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы
личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и
зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые
постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на
основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа,
мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к
отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей
воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к
диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих
культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего
развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы
на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на
уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых
литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим
вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о
литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний,
необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения
воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи
направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные
особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания,
реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций;
сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как
между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска
необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей
языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего
народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких
образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных
высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть,
владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую
точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. В 10 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно
изучение литературы в 10 классе по программе среднего общего образования рассчитано на 102 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Понятие литературного процесса. Литературное произведение в историкокультурном
контексте (вводный
урок)
Понятие творческого пути автора, периодизация творчества и ее факторы.
Индивидуальный стиль. Художественная традиция и новаторство. Понятие литературной
борьбы. Биографический, исторический и литературный контекст творчества автора.
Русская литература первой половины XIX века (повторение)
Романтизм и реализм как доминанты литературного процесса в XIX веке.
Художественные открытия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и их значение
для развития русской литературы. Пушкинская и лермонтовская традиции в русской поэзии
(«чистая поэзия», «философская лирика»), гоголевское направление в русской прозе
(«натуральная школа»).
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество (повторение).
Стихотворения «Погасло дневное светило...», «Демон», «Свободы сеятель
пустынный...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (IX.«И
путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Из
Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой друг, пора! Покоя
сердце просит...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Два чувства дивно близки
нам…»
Проблема периодизации творчества Пушкина. Художественные открытия поэта.
Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, творчество, общество и человек,
свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского
лирического героя. Отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник». Историко-философский конфликт в поэме. Образ стихии.
Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и
композиции произведения. Символика. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Теория литературы. Творческий путь. Художественный мир. Жанровое своеобразие.
Документальная
основа
литературного
произведения.
Развитие
речи. Сочинения-эссе
о нравственно-философской
проблематике
произведений А. С. Пушкина.
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (повторение).
Стихотворения «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не
Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...», «Журналист, читатель и писатель»,
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу
один
я
на
дорогу...».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Особенности эволюции творчества.
Романтические и реалистические тенденции в творчестве поэта. Развитие пушкинских тем,
мотивов и образов.
Поэма «Демон»
Творческая история поэмы. Образ Демона. Развитие традиций западноевропейской и
русской литературы. Тема добра и зла. Своеобразие композиции поэмы. Смысл финала
поэмы.
Теория литературы. Художественный мир романтической поэзии. Романтическая
поэма.
Развитие речи. Составление тезисов развернутого ответа на вопрос, связанный с
целостным анализом лирического стихотворения или поэмы.

Н.В. Гоголь.
Жизнь и творчество (повторение).
Повесть «Нос»
Основные этапы творчества Гоголя. Романтические и реалистические тенденции в прозе
писателя. Тема Петербурга в творчестве Гоголя. Образ города в цикле «петербургских
повестей». Соотношение мечты и действительности, фантастики и реальности.
Теория литературы: фантастика, гротеск, реалистическая повесть.
Развитие речи: сочинение по творчеству Гоголя.
Зарубежная литература. Реализм как литературное направление (обзор)
Концепция мира и человека в реалистическом искусстве. Художественное осмысление
действительности, основанное на принципе жизнеподобия. Изображение социально-бытовых
обстоятельств. Социальная и психологическая мотивировка характеров героев. Типический
герой. Особенности реалистического стиля. Реалистический пейзаж. Историзм.
Документализм. Психологизм в реалистической литературе.
Оноре де Бальзак
Слово о писателе.
Повесть «Гобсек»
Сюжет и композиция повести. Социальная и нравственная проблематика. Образ
ростовщика. Изображение человека и мира вещей.
Тема денег. Семейные отношения.
Теория литературы: реализм, повесть.
Развитие речи: Устный отзыв об одном из самостоятельно прочитанных произведений
зарубежной литературы.
Ги де Мопассан
Слово о писателе.
Новелла «Ожерелье»
Сюжет и композиция новеллы. Отражение грустных раздумий автора о человеческом
уделе и несправедливости мира. Мечты героев о
высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Теория литературы: реализм, новелла.
Развитие речи: Письменный отзыв об одном из самостоятельно прочитанных
произведений зарубежной литературы.
Русская литература второй половины XIX века (обзор)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране.
Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической
литературы. «Натуральная школа». Журналистика и литературная критика. Аналитический
характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы,
веры и сомнения, смысла жизни, нравственного выбора. Идея нравственного
самосовершенствования. Традиции и новаторство в русской поэзии. Развитие русской
философской лирики. Формирование национального театра. Развитие литературного языка.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Ф. И. Тютчев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не
понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я
встретил вас – и все былое...»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные
селенья…».
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический
подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики.

Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство
и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
Теория литературы: Художественный мир, романтизм.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ
лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос.
А. А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь.
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» «Одним толчком согнать ладью
живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы
в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики.
Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
Теория литературы: Художественный мир, «чистое искусство»
Развитие речи: Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
А. Н. Островский
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Психологический, семейный и социальный конфликт в драме. Основные стадии развития
действия. Прием антитезы в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития
действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.
Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и
религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического,
лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Драма «Гроза» в критике: Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»
(фрагменты). Д. И. Писарев. «Мотивы
русской
драмы»
(фрагменты). А. А. Григорьев. «После
„Грозы“
Островского»
(фрагменты). А. В. Дружинин. «„Гроза“
Островского»
(фрагменты).
Теория литературы. Драма. Внутренний конфликт. Интерпретация произведения в
критике.
Развитие речи. Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза».
Связь с другими видами искусства. Театральные и кинематографические версии пьес
драматурга.
И.С. Тургенев
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в
России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии
основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья
Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые
последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала
романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра.
“Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием
умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика
вокруг
романа. Д.
И.
Писарев.
«Базаров»
(фрагменты). М. А. Антонович. «Асмодей нашего времени» (фрагменты).
Теория литературы. Творческий путь писателя. Индивидуальный стиль. Скрытый
психологизм. Композиция. «Вечные» проблемы. Авторская позиция. Заглавие произведения.
Речевая характеристика персонажей. Интерпретация произведения в критике.
Развитие речи: Сочинение по роману И. Тургенева «Отцы и дети». Выборочное
конспектирование (реферирование) критической литературы

Внеклассное чтение: И.С. Тургенев «Рудин»
Н. А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «ОМуза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен
незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности
некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в
лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого
русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова
(природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с
народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.
Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и
“народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл
названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба
Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия,
“богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Теория литературы: фольклорные традиции, стиль, гражданская поэзия.
Развитие речи: Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
И. А. Гончаров
Жизнь и творчество
Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”.
Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе.
Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе.
Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и
художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот,
Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Роман «Обломов» в критике: Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»
(фрагменты). А. В. Дружинин. «„Обломов“, роман И. А. Гончарова» (фрагменты).
Теория литературы. Реалистический роман. Персонажи-«двойники» и персонажи«антиподы». Функция сна в литературном произведении. Универсальное и национальное в
образе персонажа.
Развитие речи: Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Рецензия на фильм Н.
Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
Н. С. Лесков
Жизнь и творчество
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда». Особенности сюжета повести. Оценка
русской жизни и народных характеров в произведении Лескова и А.Н. Островского «Гроза».
Смысл названия повести. Атмосфера бездуховного существования в купеческой среде.
Особенности лесковской повествовательной манеры.
Теория литературы: «сквозные мотивы», речевая характеристика.
Развитие речи. Составление плана сочинения об особенностях композиции повести или
образе главного героя, подбор цитат.
Внеклассное чтение: Н. Лесков «Очарованный странник»
М.Е. Салтыков-Щедрин
Жизнь и творчество (обзор).
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь». «Сказки…»
как вершинный жанр в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина-сатирика. Сатирическое
осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в
«Сказках…». Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приёмы

сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная
стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и др.).
«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа.
Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы
градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и
власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы
сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Теория литературы: Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола,
гротеск, алогизм. Антиутопия
Развитие речи: Письменный ответ на вопрос о художественной функции гротеска в
романе.
Ф. М. Достоевский
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие
жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание.
Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные
персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема
нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и
смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и
их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский
роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного
выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия
Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Роман «Преступление и наказание» в критике: Н. Н. Страхов. «Преступление и
наказание»
(фрагменты). Д. И. Писарев. «Борьба
за
жизнь»
(фрагменты).
Теория
литературы. Художественное
своеобразие.
Открытый
психологизм.
Полифонизм. Авторская позиция. Персонажи-«двойники» и персонажи-«антиподы».
Портрет, пейзаж, интерьер, внутренние монологи, сны героев. Эпилог. Аллюзия.
Связь с другими видами искусства. Экранизации и театральные постановки
произведений Ф. М. Достоевского.
Развитие речи: Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Психологизм как стилевое явление в русской литературе (практикум)
Обобщение представлений о психологизме. Психологизм скрытый и открытый. Приемы
психологического изображения: психологический анализ (в форме авторского повествования,
описаний и комментариев) и самоанализ (в форме внутренних монологов, дневников, писем).
Художественная
функция
снов
и
видений
героев.
Л. Н. Толстой.Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как
центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция
Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея
Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей
жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе.
Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как
любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия
истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и
изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона
Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера.
Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон
как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого.

Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа,
диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи.
Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Теория литературы. Роман-эпопея. Композиция. Антитеза. Открытый психологизм.
Внутренний монолог. Эпилог.
Связь с другими видами искусства. Иллюстрации к роману. Кинофильм режиссера
С. Ф. Бондарчука
«Война
и
мир».
Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Анна Каренина».
Развитие речи: Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
А. П. Чехов
Жизнь и творчество.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа
вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как
представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и
Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в
пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы.
Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова
для мировой литературы и театра.
Теория литературы. Литературная традиция. Авторская позиция и способы ее
выражения. Трагическое и комическое. Скрытый психологизм. Художественная деталь.
Развитие речи: Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний
романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Г. Ибсен
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения).
Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения.
Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”.
Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное
наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).
Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания
устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в
стихотворении. Особенности поэтического языка.
Теория литературы. Символ. Символизм.
Развитие речи. Подготовка тезисов доклада о поэте-символисте по справочной
литературе и с использованием ресурсов Интернета, подбор цитат к докладу
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих
в

Российской Федерации.
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих
их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации,
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и
других видах деятельности.
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку
зрения
с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя
примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно: • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве
аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем
смыслы
и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или
более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их
взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей
элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия
и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную
выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности,
эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении,
раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста
способствует
формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на
читателя
(например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой

или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется
отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например,
ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать
небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя
целостное
восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к
литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и
т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных
законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного
чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых
произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в
общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

практичес
контрольн
кие работы
ые работы

Виды
деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Введение
Повторение
пройденного
материала.

2

Итого по разделу:

1

1

0

Устный
опрос;
Работа с текстом
Тестирован
ие;

Учи.ру

Раздел 2. Художественные открытия русских писателей первой половины 19 века

А.С. Пушкин

5

1

М.Ю. Лермонтов

5

1

Н.В. Гоголь

4

1

Итого по разделу:

14

0

0

Воспринимать
и выразительно
читать
произведения
древнерусской
литературы;
Выражать
личное
читательское
отношение к
прочитанному;

Устный
опрос;
Сочинение,
работа с
текстом

учи.ру

Раздел 3. Зарубежная литература второй половины 19 века

Оноре де Бальзак

3

0

1

Эмоционально
воспринимать и
выразительно
читать
произведение (в
Практическ
том числе
ая работа;
наизусть);
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;

Учи.ру

Ги де Мопассан.

3

Итого по разделу:

7

0

1

Раздел 4. Русская литература второй половины 19 века

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

Итого по разделу:

5

4

0

1

1

1

Устно или
письменно
отвечать на
вопросы (с
использованием
цитирования);
Анализировать
тематику,
проблематику,
художественные
особенности
лирического и
драматического
произведения с
учётом родожанровой
принадлежности;
Эмоционально
воспринимать и
выразительно
читать
произведение (в
том числе
наизусть);
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;
Устно или
Устный
письменно
опрос;
отвечать на
Сочинение
вопросы (с
использованием , работа с
текстом
цитирования);
Анализировать
тематику,
проблематику,
художественные
особенности
лирического и
драматического
произведения с
учётом родожанровой
принадлежности;

Учи.ру

9

Раздел 5. Российская действительность в произведениях литературы второй половины 19 века

И.А. Гончаров

8

1

1

Выполнять
комплексный
анализ текста.

Эмоционально
воспринимать и
выразительно
читать
произведение (в
том числе
наизусть)

А.Н. Островский

И.С. Тургенев

5

5

1

1

1

1

Устно или
письменно
отвечать на
вопросы (с
использованием
цитирования);
Анализировать
тематику,
проблематику,
художественные
особенности
лирического и
драматического
произведения с
учётом родожанровой
принадлежности;
Эмоционально
воспринимать и
выразительно
читать
произведение (в
том числе
наизусть);
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;
Устно или
письменно
отвечать на
вопросы (с
использованием
цитирования);
Анализировать
тематику,
проблематику,
художественные
особенности
лирического и

Тестирование
;
практическая
работа,
Учи.ру
сочинение,
работа с
текстом

Н.А. Некрасов

7

1

1

Н.С. Лесков

3

0

1

М.Е. СалтыковЩедрин

4

0

1

Ф.М. Достоевский

9

1

1

Л.Н. Толстой

12

1

1

А.П. Чехов

6

1

1

Повторение
изученного

3

0

1

Эмоционально
воспринимать и
выразительно
читать
произведение (в
том числе
наизусть);
Выражать личное
читательское
отношение к
прочитанному;
Составлять
конспект статьи
учебника;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Анализировать
тематику,
проблематику,
художественные
особенности
лирического
произведения;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 10—11 классы : учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А.
А. Маныкина]. — M. : Просвещение, 2021

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 10—11 классы : учеб. пособие
для общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, А. М. Антипова, А.
А. Маныкина]. — M. : Просвещение, 2021

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ Учи.ру, Я-класс, Решу ОГЭ и др.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Наглядные пособия

А. Н. Островский «Гроза». Система образов драмы
И.А. Гончаров «Обломов». Особенности композиции романа
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Особенности композиции романа
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Вопросы идеологического спора в романе
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Две дуэли в романе
И.С. Тургенев «Отцы и дети». Шесть пейзажей в романе
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Система образов поэмы
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Причины преступления Раскольникова
П.Н. Толстой «Война и мир». Историческая основа романа
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Л.Н. Толстой «Война и мир». Пути исканий смысла жизни Пьером и князем Андреем
Л.Н. Толстой «Война и мир». Кутузов и Наполеон

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер
Интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».