История 10-11 класс Базовый уровень

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История» составлена для учащихся 10 класса с учётом
авторских программ: А. А. Данилов О. Н. Журавлева И. Е. Барыкина. Рабочая программа и
тематическое планирование курса «История России» 6―10 классы. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций. М: «Просвещение», 2017. А.О. Сороко-Цюпа, Стрелова
О.Ю. Всеобщая история. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXI века //
Программы общеобразовательных учреждений. История //.М.: Просвещение, 2014.
Рабочую программу реализуют учебники:
 История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс : учеб. для общеобразоват.
организаций : базовый и углуб. уровни /О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа ; под ред. А.А.
Искендерова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020;
 История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. / Горинов М. М.,
Данилов А. А., Моруков М. Ю. и др. ― М., 2019
Рабочая программа по истории в 10 классе рассчитана на 70 учебных часов в год (2 часа в
неделю): 46 ч. -история России, 24 ч. – Всеобщая история
Изучение истории на III ступени общего образования на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
 воспитание

гражданственности,

национальной

идентичности,

развитие

мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин;
 развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов
современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности,

соотносить

свои

взгляды

и

принципы

с

исторически

возникшими

мировоззренческими системами;
 освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование
целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
 овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа
исторической информации;
 формирование исторического мышления-способности рассматривать события и явления
с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным
проблемам прошлого и современности.
Задачи курса

 воспитание

гражданственности,

национальной

идентичности,

развитие

мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин;
 развитие

способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов

современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей
реальности,

соотносить

свои

взгляды

и

принципы

с

исторически

возникшими

мировоззренческими системами;
 освоение

систематизированных знаний об истории человечества,

формирование у

учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории
России;
 овладение

умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа

исторической информации;
 формирование

исторического мышления – способности рассматривать события и

явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и
оценки

исторических

событий

и

личностей,

определять

собственное

отношение

к

дискуссионным проблемам прошлого и современности.
 способствование социализации

к

определенной

государственной,

многообразия современного мира.

молодого человека, осознанию им своей принадлежности
культурной,

национальной

общности,

пониманию

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
 складывание

российской

идентичности,

способности

к

осознанию

российской

идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству,
его защите;
 формирование

уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,

гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование

Федерации,

уважения к русскому языку как государственному языку Российской

являющемуся

основой

российской

идентичности

и

главным

фактором

национального самоопределения;
 воспитание

уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих

в Российской Федерации.
Метапредметные результаты:
 самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
 сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
 организовывать

эффективный

поиск

ресурсов,

необходимых

для

достижения

поставленной цели;
 определять несколько путей достижения поставленной цели;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
 распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
 осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
 искать и находить обобщённые способы решения задач;
 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого;
 анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.

Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся на базовом
уровне научатся:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду
исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих
в науке их современных версиях и трактовках.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования: Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из
раздела дидактических единиц;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;

 характеризовать

место,

обстоятельства,

участников,

результаты

важнейших

исторических событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;
 соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста,
иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической
тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных

вопросах

российской

истории ХХ века и

существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
России в мировом сообществе;
 устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
 определять место и время создания исторических документов;
 проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
 характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
 понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
 использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;

 представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки
исторических личностей ХХ века;
 анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
 обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
 приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
 применять полученные знания при анализе современной политики России;
 владеть элементами проектной деятельности.
3. Содержание учебного предмета, курса
10 класс
Всеобщая история. (24 часа)
Тема 1: Введение в курс. Мир в начале 20в.
Понятие «Новейшая и современная история». Периодизация новейшей истории XXначало XXI в. Основные события и вехи XX столетия.
Основные характеристики новой индустриальной эпохи. Формирование индустриального
общества. Урбанизация и миграция. Новые явления в экономике. Усиление роли государства.
Изменения в обществе в условиях массового промышленного производства. Характерные
черты НТП в начале века. Переход к современному индустриальному производству.
Социальные и профсоюзное движения. Содержание и особенности осуществления
социального реформизма в ведущих странах мира. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
Ж. Клемансо.Политические партии и основные идеологические направления: консерватизм,
либерализм, социализм, марксизм, коммунизм. Становление социал-демократии.
Монополизация. Государство и монополистический капитал. Ведущие государства мира в
начале XX в. Характерные черты экономического и политического развития Великобритании,
Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Японии, США. Неравномерность развития
ведущих стран мира. Общая характеристика колониальных и зависимых стран. Системы
колониального управления. Начало антиколониальной борьбы. Национально-освободительные
движения на Востоке(Китай, Индия, Иран, Турция). Особенности ситуации в регионе
Латинской Америки. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
Основные цели внешней политики ведущих держав. Колониальные империи. «Новый
империализм». Две тенденции в международных отношениях в начале XX в. Территориальный
раздел мира. Возникновение военно-политических блоков. Международная конференция в
Гааге.

Пацифистское

движение.

Милитаризация

как

альтернатива

социальным

реформам.Гонка вооружений. Основные международные кризисы и конфликты в начале ХХ ст

Тема 2: Первая мировая война и ее итоги.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы
участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны.
Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и
Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных
потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю
историю человечества.
Версальско - вашингтонская система.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта
Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и
разоружения. Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав.
Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия.
Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы
международных отношений.
Последствия войны. Революции и распад империй.
Социальные последствия Первой мировой войны. Революции, распад империй и
образование новых государств как политический результат Первой мировой войны
Тема 3. Послевоенное обустройство мира.
Мир после Первой мировой войны.
Революционные события 1918-начала 1920-х гг. в Европе. Ноябрьская революция и
возникновение Веймарской республики в Германии. Раскол международного рабочего
движения: Коммунистический Интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
Маргинализация и фашизация общества.
Послевоенное обустройство мира. Оформление Версальско-Вашингтонской системы.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. “14 пунктов” В.
Вильсона. Версальский договор. Мирные договора с союзниками Германии. Новая карта Европы
по Версальскому мирному договору. Лига Наций как гарант сохранения мира и разоружения.
Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.). Договоры колониальных держав. Оформление
Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в послевоенном мире и ее
противоречия.
Тема 4: Страны Европы и США: от процветания к кризису. Общественнополитический выбор стран Европы и Америки.
Капиталистический мир в 20 е годы. Страны Европы и США в 20-е г.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские
движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический
бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности
послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра
капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.

Мировой экономический кризис.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия:
социально-психологические

последствия

мирового

экономического

кризиса.

Проблема

соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из
кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный
режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в
20-30. -е гг. XX в.
США. Новый курс Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Кризис
традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый
курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социальноориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный
исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е
гг.Демократические страны Европы. Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в
Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим
кризисом и социальными проблемами. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг.
Народный

фронт

(1936-1939

гг.)

во

Франции.

Историческое

значение

либерально-

демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия. Формирование тоталитарных и авторитарных
режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных
проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социальноэкономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии.
Особенности итальянского фашизма.
Тоталитарные режимы в 30-е годы. Германия. Испания
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение
социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути
к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи,
пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления
фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в
экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и
подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е
гг. Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение
монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые
противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.).
Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.
Международное отношения в 1930-е гг.
Тема 5: Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг. Страны Азии,
Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг.

Особенности социально-экономического развития стран Центральной и Восточной
Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия). Характерные
особенности демократических и авторитарных режимов в странах Центральной и Восточной
Европы. Становление Второй Речи Посполитой. Переворот 1926 г. Ю. Пилсудский. Режим
«санации». Создание Чехословацкого государства. Внешняя политика. Т. Масарик. Венгерская
революция. Период Венгерской Советской республики. Режим Хорти. Королевская диктатура в
Румынии. Установление режима И. Антонеску. Режим А. Стамболийского в Болгарии.
Королевская диктатура. Борис III. Королевство сербов, хорватов и словенцев в Югославии.
Видовданская конституция. Государственные перевороты 1929 г. и 1941 г. Влияние Первой
мировой на ситуацию в Азии. Модернизация и милитаризация Японии.Меморандум Танака.
Сунь Ятсен. Народная революция в Китае 1925-1927 гг. Политика Чан Кайши. Гражданская
война в Китае. Японо-китайская война. Умеренное и радикальное движение в Индии. М. Ганди.
Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления.М.Кемаль. Модернизационные реформы
в Турции. Палестинская проблема. Панафриканизм. Изменение политической и социальноэкономической ситуации в регионе Латинской Америки. Типология политических режимов.
Тема 6. Международные отношения 1920-х - 1930-х гг. Развитие культуры в первой
половине ХХ ст.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Причины нестабильности ВерсальскоВашингтонской системы. Попытки решения проблемы разоружения в Европе. Шаги по
стабилизации международных отношений. Германский и русский вопросы репараций и
попытки их урегулирования. Планы Дауэса и Юнга. Конференция в Генуе. Пересмотр
послевоенных договоров в 20-х гг. ХХ ст. Пакт Бриана – Келлога. Итоги развития
международных отношений в 20-е гг.
Кризис Версальско-Вашингтонской системы.
Обострение

противоречий

Версальско-Вашингтонской

системы.

Женевская

конференция. Возникновение очага новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Африке.
Разжигание очага новой войны в Европе. Ось «Берлин – Рим – Токио». Попытки создания
системы коллективной безопасности. Политика умиротворения и ее крах. Мюнхенское
соглашение. Крах Версальско-Вашингтонской системы. Секретные переговоры в Москве. Пакт
Риббентропа-Молотова и его последствия
Развитие мировой культуры в первые десятилетия ХХ в.
Важнейшие достижения науки и техники в начале ХХ ст. Нобелевские премии. Новые
явления в культурной жизни (авангардизм, модернизм, символизм). Спорт и олимпийское
движение. Рождение массовой культуры.
Развитие мировой культуры в межвоенные годы.
Основные достижения науки и техники в 20-30 е гг. Изменения в повседневной
жизни.Основные тенденции в развитии искусства (постимпрессионизм, кубизм, фовизм,

экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, сюрреализм).
Смысловое обновление литературы. Кинематограф как вид массовой культуры.
Тема 7: Вторая мировая война и ее уроки
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты,
участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка
Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть
Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в
Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг. Нацистский «новый порядок» в
оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои. Создание
антигитлеровской коалиция ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта.
Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и
Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.
Особенности

заключительного

этапа

Второй

мировой

войны

(1944-1945

гг.).

Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом
океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги
Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг.
Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в
отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств.
Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.)
процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности на
службе войны, искусство на службе у пропаганды.
История России (46 часов)
Тема I. Россия в годы «великих потрясений»
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну.
Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на австрогерманском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский
прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские
батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и
изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть,
экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом.
Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи
фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и
разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического
кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и
отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и
исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и

десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и
Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы».
Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. Российская
империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины
обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий
фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия
модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне
революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в
Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики
внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория.
Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет
рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие»
политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис
и

конец

«двоевластия». православная церковь.

Всероссийский

Поместный

собор

и

восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1
сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю):
свержение

Временного

правительства

и

взятие

власти

большевиками

(«октябрьская

революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин
как политический деятель. Диктатура пролетариата как главное условие социалистических
преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах.
Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от
финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. «Декрет о
земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от
церкви. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость
центра и формирование «многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе
с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и
территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Установление советской
власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал,
Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования
основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской
Центральной

рады.

Восстание

чехословацкого

корпуса.

Гражданская

война

как

общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события
Гражданской

войны.

Военная

интервенция.

Палитра

антибольшевистских

сил:

их

характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория,
правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на
территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села:
«красные»

продотряды

и

«белые»

реквизиции.

Политика

«военного

коммунизма».

Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и

административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО.
Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров.
Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав
Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской
войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польскосоветская война. Поражение армии Врангеля в Крыму.
Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный
фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и
формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в
конце 1921–1922 гг. «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной
комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда
коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды.
Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация
вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества.
Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов.
Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт,
товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий.
Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как
средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской
беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.
Тема II. Советский Союз в 1920-1930 – х. гг.
Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая
ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление.
Реквизиция

церковного

имущества,

сопротивление

верующих

и

преследование

священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др.
Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой
экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных
отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым
продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа
1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития
народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве.
Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического
Труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.
Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е
гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве.
Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий
и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за
власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание

роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация
оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение
рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты».
Становление

системы

здравоохранения.

Охрана

материнства

и

детства.

Борьба

с

беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению
безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы.
Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и
ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду. «Великий перелом». Перестройка экономики на
основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и
национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое
соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства.
Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее
трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного
строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в
СССР в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток
в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и
Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена.
Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на
стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной
промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрноиндустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации.
Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и
региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики.
Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание
«Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом.
Введение

паспортной

системы.

Массовые

политические

репрессии

1937–1938

гг.

«Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных
республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и
национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении
индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и
национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР
1936 г. Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и
общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и
отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины.
Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские
обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников».
Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура периода
нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни.

Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в
области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах.
Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность
Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия,
Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских
ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный
энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики.
Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научноинженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые
награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой
средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и
искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры.
Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х
годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых
научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы
гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные
настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с
периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город:
последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия
труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к
«традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха.
ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные
организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники.
Личные подсобные хозяйства колхозников.
Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую
революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна
как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход
СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций.
Возрастание

угрозы

мировой

войны.

Попытки

организовать

систему

коллективной

безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты
на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР
накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения
новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в
экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение
договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии,
Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.
Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией.
Тема III. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь
1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская
крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной
Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование
Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный главнокомандующий. Роль
партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское
сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона
Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву.
Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной
площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой.
Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской
операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и
трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка
экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм
военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим.
«Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан.
Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР.
Нацистский

плен.

Уничтожение

военнопленных

и

медицинские

эксперименты

над

заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных
ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях.
Развертывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.).
Сталинградская битва. Германское наступление весной– летом 1942 г. Поражение советских
войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение
неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении.
Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии
под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления.
Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление.
Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и
форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью
1943 г.
Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления
Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в
крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом.
Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских
формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия.
Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками
оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всѐ для фронта, всѐ для
победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и

сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения
фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность
военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с
фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве.
Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания
в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей.
Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня
«Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы,
художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых
концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и
церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского)
в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и
научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Ленд-лиз.
Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а
также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. Победа СССР
в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения
территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских
войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и
освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран
антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе.
Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе
войны и после ее окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР
над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало
советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ.
Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный
собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская
конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза
выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии.
Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»).
Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии.
Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил.
Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание
ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны».
Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников.
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу
антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения
политической карты Европы.
Итоговое повторение

Итоговое тестирование

4. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
«История» в 10 классе 70 часов (2 часа в неделю)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ – 24ч
№
п/п

Кол-во

Тема урока

часов

1.

Мир накануне Первой мировой войны

1

2.

«Новый империализм» Происхождение Первой мировой войны.

1

3.

Первая мировая война 1914-1918гг

2

4.

Последствия войны: революции и распад империй

5.

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 2

2

1920 –е гг
6.

Страны Запада в 1920—е гг. США. Великобритания, Франция. 2
Германия

7.

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. Великая депрессия. 2
Пути выхода из кризиса.

8.

Страны Запада в 1930 –е гг. США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. 2
Великобритания: национальное правительство.

9.

Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в 1
Германии.

10.

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. 2
Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к
авторитарному режиму

11.

Международные

отношения

в

1930

–е

гг.

Политика 1

«умиротворения» агрессора.
12.

Восток в первой половине XX в.

1

13.

Вторая мировая война 1939-1945 гг.

2

14.

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.

2

15.

Итоговое повторение

1

ИСТОРИЯ РОССИИ - 46ч
№
п/п

Кол-во

Тема урока

часов

Тема 1. Россия в годы «великих потрясений»

12

1.

Россия и мир накануне первой мировой войны

1

2.

Российская империя в Первой мировой войне

2

3.

Брянский край в годы Первой мировой войны

1

4.

Великая российская революция. Февраль 1917 г.

2

5.

Великая российская революция. Октябрь 1917 г

2

6.

Первые революционные преобразования большевиков

2

7.

Экономическая

2

политика

советской

власти.

Военный

коммунизм. Гражданская война

8.

Тема 2. Советский Союз в 1920-1930 гг.

13

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов.

2

Переход к НЭПу
9.

Экономика НЭПа

2

10.

Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах

2

11.

Характер национальной политики большевиков и ее оценка

1

12.

Политическое развитие в 1920-е годы.

1

13.

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-

2

е годы
14.

Культурное пространство советского общества в 1920- е годы

1

15.

«Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация

2

Тема 3. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

19

16.

СССР накануне Великой Отечественной войны

2

17.

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны

3

(22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)
18.

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного

3

перелома
19.

Человек и война: единство фронта и тыла

2

20.

Партизанское движение на Брянщине

1

21.

Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 –

3

1943 г.)
22.

Третий

период

войны.

Победа

СССР

в

Великой

3

Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны
23.

Брянщина в годы Великой Отечественной войны

1

24.

Брянцы-герои ВОВ

1

Итоговое повторение

2

11 класс
Всеобщая история ( 28 часов)
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в.
Тема

1:

Послевоенное

мирное

урегулирование.

Холодная

война.

Военно-

политические блоки. Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный
(биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние.
«Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие
общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических
блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США.
Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного
столкновения. Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной
Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в
1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой
торговли.
Завершение эпохи индустриального общества.
Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и
особенное.

Смешанная

регулирования

с

экономика

поощрением

как

сочетание

государственной

частнопредпринимательской

собственности

инициативы.

и

Государство

благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства.
Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы. Кризисы 70-80
гг.. Становление информационного общества(1ч.) Причины экономического кризиса 1974-1975
гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к
постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в
структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки
и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики
ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский,
социал-реформистский,

консервативно-реформистский.

Противоречия

социально-

экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях
глобализации и соперничества трех центров современ-ной мировой экономики (США,
Европейский союз, Япония).
Тема 2. Страны Центральной и Восточной Европы в 1945 - нач. ХХI ст. Страны
Азии, Африки и Латинской Америки в 1945 - в нач. XXI в
Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.:
консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения
в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в.

Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах
коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное
увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма.
Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в.
Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как
вектор исторического развития во второй половине XX - начале XXI в. Причины появления
новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй
половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение,
новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические
движения,

культурные

связи, группы взаимопомощи

и

др.

Процесс

формирования

гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному
обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив. Предпосылки
превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны.
Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической
истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы
у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в.
Великобритания. Франция
«Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти.
Социально-экономическое

развитие

Великобритании.

М.

Тэтчер

-

«консервативная

революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты
внешней политики Великобритании. Франция. Социально-экономическая и политическая
история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти
генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения
1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика
сосуществования левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя
политика Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.
Италия. Германия.
Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской
партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы.
Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности
социально-экономического развития Италии. Германия. Три периода истории Германии во
второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР
(1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух
социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его
итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в
ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и
политические проблемы объединенной Германии.
Преобразования и революции в странах Восточной Европы (1ч).

Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы
формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и
особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ
тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в
Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация
основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах
социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв. Проблемы выбора путей развития и
модернизации

общества

в

освободившихся

странах

Азии

и

Африки.

Культурно-

цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийскомусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний
и

исламских

традиций

в

мусульманском

мире.

Противоречивые

итоги

социально-

экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран
Азии и Африки в системе международных отношений.
Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги.
Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление
национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун.
Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин.
Особенности китайской модели реформирования экономики в конце XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XXв. Внешняя
политика Индии, ее роль в современном мире.
Тема 3. Мировая культура во второй половине XX– начале XXI века.
Научно-техническая революция.
Основные направления и этапы НТР во 2-й пол. ХХ ст. Их влияние на социальную и
культурную сферу. Мирное и военное использование естественно-научных открытий.Освоение
космоса.

Социальные

последствия

НТР.

Революционное

развитие

информационных

технологий.
Основные тенденции в развитии мировой культуры. Научные открытия. Литература.
Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм). Интернет.
Постмодернизм в сферах культуры и искусства. Кинематограф: направления и жанры.
Массовая культура. Развитие спортивного движения. Олимпийские игры.
Формирование информационного общества. Мировые глобальные проблемы.
Глобализация и постиндустриальное общество. Глобальные проблемы человечества:
экологическая,

демографическая,

социально-экономическая,

проблема

международного

терроризма и радикализма. Усиление значения гуманитарного аспекта общественнополитического развития. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел

II.Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического
экстремизма в начале XXI. Изменения в быту. Свободное время и его использование.
История России ( 40 часов)
Тема 1. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991гг.
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Послевоенные ожидания и
настроения. Представления власти и народа о послевоенном развитии страны. Эйфория
Победы. Разруха. Обострение жилищной проблемы. Демобилизация армии. Социальная
адаптация фронтовиков. Положение семей «пропавших без вести» фронтовиков. Репатриация.
Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и
приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск
гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское
хозяйство и положение деревни. Помощь не затронутых войной национальных республик в
восстановлении западных регионов СССР. Репарации, их размеры и значение для экономики.
Советский «атомный проект», его успехи и его значение. Начало гонки вооружений.
Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Государственная и
коммерческая торговля. Голод 1946–1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы
(1947 г.). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы.
Соперничество

в

верхних

эшелонах

власти.

Усиление

идеологического

контроля.

Послевоенные репрессии. «Ленинградское дело». Борьба с «космополитизмом». «Дело врачей».
Дело Еврейского антифашистского комитета. Т.Д. Лысенко и «лысенковщина». Сохранение на
период восстановления разрушенного хозяйства трудового законодательства военного времени.
Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Положение в «старых»
и «новых» республиках. Рост влияния СССР на международной арене. Первые шаги ООН.
Начало «холодной войны». «Доктрина Трумэна» и «План Маршалла». Формирование
биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со
странами «народной демократии». Создание Совета экономической взаимопомощи. Конфликт с
Югославией.

Коминформбюро.

Организация

Североатлантического

договора

(НАТО).

Создание Организации Варшавского договора. Война в Корее. И.В. Сталин в оценках
современников и историков. Смерть Сталина и настроения в обществе. Смена политического
курса. Борьба за власть в советском руководстве. Переход политического лидерства к Н.С.
Хрущеву. Первые признаки наступления «оттепели» в политике, экономике, культурной сфере.
Начало критики сталинизма. XX съезд КПСС и разоблачение «культа личности» Сталина.
Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Частичная десталинизация: содержание и
противоречия. Внутрипартийная демократизация. Начало реабилитации жертв массовых
политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных
народов. Особенности национальной политики. Попытка отстранения Н.С. Хрущева от власти в
1957 г. «Антипартийная группа». Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное
пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. «Шестидесятники».

Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Поэтические вечера в
Политехническом музее. Образование и наука. Приоткрытие «железного занавеса». Всемирный
фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Развитие внутреннего и
международного туризма. Учреждение Московского кинофестиваля. Роль телевидения в жизни
общества. Легитимация моды и попытки создания «советской моды». Неофициальная культура.
Неформальные формы общественной жизни: «кафе» и «кухни». «Стиляги». Хрущев и
интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на церковь. Диссиденты. Самиздат и
«тамиздат». Социально-экономическое развитие. Экономическое развитие СССР. «Догнать и
перегнать Америку». Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных
земель. Научно-техническая революция в СССР. Перемены в научно-технической политике.
Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало
освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А. Гагарина и
первой в мире женщины-космонавта В.В. Терешковой. Первые советские ЭВМ. Появление
гражданской реактивной авиации. Влияние НТР на перемены в повседневной жизни людей.
Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам.
Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре
советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением.
Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции.
Востребованность научного и инженерного труда. Расширение системы ведомственных НИИ.
ХХII Съезд КПСС и программа построения коммунизма в СССР. Воспитание «нового
человека». Бригады коммунистического труда. Общественные формы управления. Социальные
программы. Реформа системы образования. Движение к «государству благосостояния»:
мировой тренд и специфика советского «социального государства». Общественные фонды
потребления. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. «Хрущевки». Рост
доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. Новый курс
советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Поиски нового международного
имиджа страны. СССР и страны Запада. Международные военно-политические кризисы,
позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис
1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Венгерские
события 1956 г. Распад колониальных систем и борьба за влияние в «третьем мире». Конец
«оттепели». Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти.
Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева и приход к власти Л.И. Брежнева. Оценка
Хрущева и его реформ современниками и историками. Приход к власти Л.И. Брежнева: его
окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация
и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики.
«Косыгинская реформа». Конституция СССР 1977 г. Концепция «развитого социализма».
Попытки изменения вектора социальной политики. Уровень жизни: достижения и проблемы.
Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Рост теневой экономики.

Ведомственный

монополизм.

Замедление

темпов

развития.

Исчерпание

потенциала

экстенсивной индустриальной модели. Новые попытки реформирования экономики. Рост
масштабов и роли ВПК. Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские
научные и технические приоритеты. МГУ им М.В. Ломоносова. Академия наук СССР.
Новосибирский

Академгородок.

Замедление

научно-технического

прогресса

в

СССР.

Отставание от Запада в производительности труда. «Лунная гонка» с США. Успехи в
математике. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Культурное пространство и
повседневная жизнь. Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности.
Миграция населения в крупные города и проблема «неперспективных деревень». Популярные
формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и
экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Трудовые конфликты
и проблема поиска эффективной системы производственной мотивации. Отношение к
общественной собственности. «Несуны». Потребительские тенденции в советском обществе.
Дефицит и очереди. Идейная и духовная жизнь советского общества. Развитие физкультуры и
спорта в СССР. Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых
путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и др.).
Диссидентский вызов. Первые правозащитные выступления. А.Д. Сахаров и А.И. Солженицын.
Религиозные искания. Национальные движения. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы.
Цензура и самиздат. Внешняя политика. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и
конфронтацией. Возрастание международной напряженности. «Холодная война» и мировые
конфликты. «Доктрина Брежнева». «Пражская весна» и снижение международного авторитета
СССР. Конфликт с Китаем. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика
«разрядки». Сотрудничество с США в области освоения космоса. Совещание по безопасности и
сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем
антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И.
Брежнев в оценках современников и историков. Нарастание кризисных явлений в социальноэкономической и идейно-политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его
негативные последствия для советской экономики. М.С. Горбачев и его окружение: курс на
реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская
трагедия. Реформы в экономике, в политической и государственной сферах. Законы о
госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Появление коммерческих банков.
Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм
мнений. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Массовые митинги,
собрания. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ
от догматизма в идеологии. Концепция социализма «с человеческим лицом». Вторая волна
десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в
Афганистане. Неформальные политические объединения. «Новое мышление» Горбачева. Отказ
от идеологической конфронтации двух систем и провозглашение руководством СССР

приоритета общечеловеческих ценностей над классовым подходом. Изменения в советской
внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и организации Варшавского
договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной
Европы.

Завершение

«холодной

войны».

Отношение

к

М.С.

Горбачеву

и

его

внешнеполитическим инициативам внутри СССР и в мире. Демократизация советской
политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы
народных депутатов. Съезды народных депутатов – высший орган государственной власти.
Первый съезд народных депутатов СССР и его значение. Образование оппозиционной
Межрегиональной депутатской группы. Демократы «первой волны», их лидеры и программы.
Раскол в КПСС. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и
сепаратистских

настроений. Проблема Нагорного Карабаха и

попытки

ее решения

руководством СССР. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика,
Украина, Молдавия. Позиция республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап
«перестройки»: 1990–1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли
КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии
РСФСР. Первый съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Б.Н. Ельцин – единый лидер
демократических сил. Противостояние союзной (Горбачев) и российской (Ельцин) власти.
Введение поста президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Учреждение в
РСФСР

Конституционного

суда

и

складывание

системы

разделения

властей.

Дестабилизирующая роль «войны законов» (союзного и республиканского законодательства).
Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада
СССР. Провозглашение независимости Литвой, Эстонией и Латвией. Ситуация на Северном
Кавказе. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновлении
Союза ССР. План «автономизации» – предоставления автономиям статуса союзных республик.
Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. «Парад
суверенитетов». Референдум осохранении СССР и введении поста президента РСФСР.
Избрание Б.Н. Ельцина президентом РСФСР. Превращение экономического кризиса в стране в
ведущий

политический

фактор.

Нарастание

разбалансированности

в

экономике.

Государственный и коммерческий секторы. Конверсия оборонных предприятий. Введение
карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа,
трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов и усталость населения
от усугубляющихся проблем на потребительском рынке. Принятие принципиального решения
об отказе от планово-директивной экономики и переходе к рынку. Разработка союзным и
российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация
общественных

настроений.

Забастовочное

движение.

Новый

этап

в

государственно-

конфессиональных отношениях. Августовский политический кризис 1991 г. Планы ГКЧП и
защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти и влияния Горбачева.
Распад КПСС. Ликвидация союзного правительства и центральных органов управления,

включая КГБ СССР. Референдум о независимости Украины. Оформление фактического распада
СССР и создание СНГ (Беловежское и Алма-Атинское соглашения). Реакция мирового
сообщества на распад
СССР. Решение проблемы советского ядерного оружия. Россия как преемник СССР на
международной арене. Горбачев, Ельцин и «перестройка» в общественном сознании. М.С.
Горбачев в оценках современников и историков.
Тема 2. Российская Федерация
Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Взаимодействие
ветвей власти на первом этапе преобразований. Предоставление Б.Н. Ельцину дополнительных
полномочий для успешного проведения реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. «Шоковая
терапия». Ваучерная приватизация. Долларизация экономики. Гиперинфляция, рост цен и
падение жизненного уровня населения. Безработица. «Черный» рынок и криминализация
жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Особенности
осуществления

реформ

в

регионах

России.

От

сотрудничества

к

противостоянию

исполнительной и законодательной власти в 1992– 1993 гг. Решение Конституционного суда
РФ по «делу КПСС». Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации. Апрельский референдум 1993 г. – попытка правового разрешения
политического кризиса. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом.
Возможность мирного выхода из политического кризиса. «Нулевой вариант». Позиция
регионов. Посреднические усилия Русской православной церкви. Трагические события осени
1993 г. в Москве. Обстрел Белого дома. Последующее решение об амнистии участников
октябрьских событий 1993 г. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции
России 1993 года. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного
устройства. Принятие Конституции России 1993 года и ее значение. Полномочия президента
как главы государства и гаранта Конституции. Становление российского парламентаризма.
Разделение

властей.

Проблемы

построения

федеративного

государства.

Утверждение

государственной символики. Итоги радикальных преобразований 1992–1993 гг. Обострение
межнациональных и межконфессиональных отношений в 1990-е гг. Подписание Федеративного
договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Договор с Татарстаном как
способ

восстановления

федеративных

отношений

с

республикой

и

восстановления

территориальной целостности страны. Взаимоотношения Центра и субъектов Федерации.
Опасность исламского фундаментализма. Восстановление конституционного порядка в
Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль
иностранных займов. Проблема сбора налогов и стимулирования инвестиций. Тенденции
деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители.
Сегментация экономики на производственный и энергетический секторы. Положение крупного
бизнеса и мелкого предпринимательства. Ситуация в российском сельском хозяйстве и

увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды и залоговые
аукционы. Вывод денежных активов из страны. Дефолт 1998 г. и его последствия.
Повседневная жизнь и общественные настроения россиян в условиях реформ. Общественные
настроения в зеркале социологических исследований. Представления о либерализме и
демократии. Проблемы формирования гражданского общества. Свобода СМИ. Свобода
предпринимательской

деятельности.

Возможность

выезда

за

рубеж.

Безработица

и

деятельность профсоюзов. Кризис образования и науки. Социальная поляризация общества и
смена ценностных ориентиров. Безработица и детская беспризорность. «Новые русские» и их
образ жизни. Решение проблем социально незащищенных слоев. Проблемы русскоязычного
населения в бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Мировое
признание новой России суверенным государством. Россия – правопреемник СССР на
международной

арене.

Значение

сохранения

Россией

статуса

ядерной

державы.

Взаимоотношения с США и странами Запада. Подписание Договора СНВ-2 (1993).
Присоединение России к «большой семерке». Усиление антизападных настроений как
результат бомбежек Югославии и расширения НАТО на Восток. Россия на постсоветском
пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ.
Восточный вектор российской внешней политики в 1990-е гг. Российская многопартийность и
строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг.,
их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Президентские выборы 1996 г.
Политтехнологии. «Семибанкирщина». «Олигархический» капитализм. Правительства В.С.
Черномырдина и Е.М. Примакова. Обострение ситуации на Северном Кавказе. Вторжение
террористических группировок с территории Чечни в Дагестан. Выборы в Государственную
Думу 1999 г. Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Б.Н. Ельцин в оценках современников и
историков. Политические и экономические приоритеты. Первое и второе президентства В.В.
Путина. Президентство Д.А. Медведева. Президентские выборы 2012 г. Избрание В.В. Путина
президентом. Государственная Дума. Многопартийность. Политические партии и электорат.
Федерализм и сепаратизм. Восстановление единого правового пространства страны.
Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза. Построение
вертикали власти и гражданское общество. Стратегия развития страны. Экономическое
развитие в 2000-е годы. Финансовое положение. Рыночная экономика и монополии.
Экономический подъем 1999–2007 гг. и кризис 2008 г. Структура экономики, роль
нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Сельское хозяйство. Россия в
системе мировой рыночной экономики. Человек и общество в конце XX – начале XXI в. Новый
облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура.
Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления
государственной социальной политики. Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы.
Реформирование образования и науки и его результаты. Особенности развития культуры.
Демографическая статистика. Снижение средней продолжительности жизни и тенденции

депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка
семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа
жизни. Олимпийские и паралимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи. Повседневная жизнь.
Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Общественные
представления и ожидания в зеркале социологии. Постановка государством вопроса о
социальной ответственности бизнеса.
Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном
пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Внешняя
политика в конце XX – начале XXI в. Внешнеполитический курс В.В. Путина. Постепенное
восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная
концепция российской внешней политики в условиях многополярного мира. Участие в
международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов.
Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. СНГ и ЕврАзЭС. Отношения с США и
Евросоюзом. Вступление России в Совет Европы. Деятельность «большой двадцатки».
Переговоры о вступлении в ВТО. Дальневосточное и другие направления политики России.
Культура и наука России в конце XX – начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ как
«четвертой власти». Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования
и науки. Система платного образования. Сокращение финансирования науки, падение престижа
научного труда. «Утечка мозгов» за рубеж. Основные достижения российских ученых и
невостребованность результатов их открытий. Религиозные конфессии повышение их роли в
жизни страны. Предоставление церкви налоговых льгот. Передача государством зданий и
предметов культа для религиозных нужд. Особенности развития современной художественной
культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства.
глобализации и массовая культура.
Итоговое повторение.

Процессы

4. Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
«История» в 11 классе
68 часов (2 часа в неделю)
№

Кол-во

Раздел, тема урока

п/п

часов

Раздел 1. Мир во второй половине ХХ века: основные
тенденции развития
1.

2.

3.

Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945первой половине 1950-х гг.
Международные отношения в 1950-1980-е гг. От «разрядки» к
возвращению политики «холодной войны»
Завершение эпохи индустриального общества. 1945г.- 1970-е гг.
«Общество потребления»

28

2

2

2

4.

Кризисы 1970-1980-х гг.

2

5.

Становление постиндустриального общества.

2

6.

Экономическая и социальная политика

2

7.

Неоконсервативный поворот. Политика третьего пути.

2

8.

9.

Политическая

борьба, гражданское

общество и социальные

движения
Преобразование и революции в

странах Центральной и

Восточной Европы

2

2

10.

Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития

2

11.

Индия, Китай, Япония

2

12.

Глобализация и новые вызовы XXI в.

2

13.

Международные отношения в концеXX – начале XXI в.

2

14.

Итоговое повторение

2

Тема 1. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991гг.

20

15.

Место и роль СССР в послевоенном мире

1

16.

Восстановление и развитие экономики

1

17.

Изменение в политической системе в послевоенные годы

1

18.

Идеология, наука и культура в послевоенное время

1

19.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны»

1

20.
21.

Оценка роли СССР в 1 Подготовка и публичное выступление на
развязывании «холодной войны»
Смена политического курса

1
1

22.

23.

24.

Экономическое и социальное развитие в период 1950-х –
середине 1960-х гг
Культурное пространство и повседневная жизнь в 1950- х –
середине 1960-х гг.
Политика мирного сосуществования в 1950-х – середине 1960-х
гг.

1

1

1

25.

Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

1

26.

Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг

1

27.

28.

29.

Социально-экономическое развитие в 1960-х – середине 1980-х
гг
Национальная политика и национальные движения в 1960-х –
середине 1980-х гг
Культурное пространство и повседневная жизнь в 1960- х –
середине 1980-х гг.

1

1

1

30.

Политика разрядки международной напряженности

1

31.

СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ

1

32.

Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг.

1

33.

Перемены в духовной сфере в годы перестройки

1

34.

Реформы политической системы

1

Тема 2. Российская Федерация

15

35.

Российская экономика на пути к рынку

1

36.

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-х гг.

1

37.

Духовная жизнь страны в 1990-е годы

2

38.

Геополитическое положение и внешняя политика в 1990- е годы

1

39.

Оценка внешней политики России в 1990-е гг

1

40.

Политическая жизнь России в начале XXI века

1

41.

Экономика России в начале XXI века

1

42.

Повседневная и духовная жизнь

1

43.

Внешняя политика России в начале XXI века

2

44.

Россия в 2008-2014 гг.

2

45.
46.

Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и
политической системы России в 2000-е гг.
Итоговое повторение

2
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».