История 10 класс Углубленный уровень

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии:
1. Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка
организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам-образовательным программа начального, общего и среднего общего образования
(внесены изменения приказом Минпросвещения России от 17 января 2019 года № 19);
4. Приказ Минобрнауки России от 28.12 2018 № 345 «О Федеральном перечне учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального, общего и среднего общего образования;
5. Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении Федерального
базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ
реализующих программы общего образования;
6. Приказ Министерства образования и науки РФ реализующих программы общего
образования от 09.03.2004г. № 1312 ( в редакции от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011№ 1994 « Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ реализующих программы общего образования;
7. Постановление главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 №
2422821-10 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Раздел 10);
8. Письмо Минобрнауки России от18.082017 №09-1672 « О направлении методических
рекомендаций (Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности;
9. Основная образовательная программа среднего общего образования Березовского
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа № 55 имени Льва Брусницына»;
10.
Устав Березовского муниципального автономного
общеобразовательного
учреждения« Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Льва Брусницына» и другими
сопутствующими нормативными актами, утвержденные и рекомендованные Министерством
образования РФ.
11.
Учебный план БМАОУ СОШ №55 2022-2023 учебный год принятом на
педагогическом совете протокол № от .2022 года и утвержденный директором школы Приказ
№ от
2022 года.
Место предмета в базисном плане:
По сравнению с примерной программой, где обязательный минимум содержания
устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и федеральным
государственным образовательным стандартом, рабочая учебная программа детально раскрывает
содержание обучения учебному предмету история, разработанной учителем на основе примерной
(типовой) программы, применительно к МБОУ СОШ № 32.
Программа ориентирована на учащихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО в качестве
обязательного учебного предмета на углублённом уровне. Является системным изучением
обучающихся
исторической дисциплины,
конкретизирует содержание предметных тем
Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и
темам курса.
Рабочая программа в соответствии с ПООП СОО ориентирована на 10 класс универсального
профиля, рассчитана на 136 учебных часов из расчёта 4 часа в неделю. Основные содержательные

линии примерной программы углубленного уровня исторического образования на ступени среднего
общего образования реализуются в рамках двух курсов — «Истории России» и «Всеобщей истории».
Контроль достижения результатов включает 3 тестовых работы в год.
Срок реализации настоящей программы один год.
Программа ориентирована на использование следующих учебников:
• История России. 10 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. Базовый и углуб. уровни. В
3 ч. /(М.М. Горинов и др.); под ред. А.В. Торкунова. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019.
• Сороко – Цюпа О.С. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций: базовый и углуб. уровни/О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа;
под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2019
Обоснование УМК:
1. История России. 10 класс. В 3 ч.» / М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.; под
ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, -2019.
2. История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. СорокоЦюпа; под ред. А.А. Искендерова.- М.: Просвещение, 2019.
3. История России. 10 класс. Контрольные работы. ФГОС Артасов Игорь Анатольевич, М.,
Просвещение 2019.
4. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс. Пособие для учителя. - М.,
Просвещение, 2019
5. Новейшая история. 10 класс. Рабочая программа. Поурочные рекомендации. Пособие для
учителя. - М., Просвещение, 2019
Материал УМК " история" (углубленный уровень) обеспечивает преемственность обучения,
соответствует стандартам образования профильного уровня обучения. Пособие адаптировано к
познавательным возможностям и способностям учащихся данного возраста.
Прослеживаются межпредметные связи (философия, социология, политология, социальная
психология, экономика и др.)
УМК дает возможность учащимся, обучающимся в классах социально-гуманитарного или
социально-экономического профиля, углубленно изучать курс истории, что способствует более
эффективной подготовке к ЕГЭ. Ученики получают теоретические знания в полном объёме курса.
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Формой оценки достижения результатов освоения программы является аттестация.
1. Итоговая аттестация проводится
на основании соответствующих государственных
нормативных правовых документов.
2. Промежуточная аттестация - это оценка качества усвоения обучающимся содержания
учебного предмета, по окончании их изучения по итогам четверти, полугодия, учебного года
3. Текущая
аттестация проводится учителем как контроль качества усвоения содержания
компонентов какой-либо части (темы) в процессе еѐ изучения.
Формы организации учебного процесса
1. классно-урочная; индивидуальная; групповая; индивидуально-групповая;
2. фронтальная; практикумы; проектно-исследовательская.
3. Формы контроля ЗУН;
4. фронтальный опрос; опрос в парах; контрольная работа; практикум;
5. тестирование; урок-зачет; урок-викторина.

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной
деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по
отдельным проблемам изученных тем.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки" включают
предметные результаты изучения учебных предметов:
"История" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового
курса истории должны отражать:
1) сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире;
2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями
об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением
различных источников;
5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
"История" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения
углубленного курса истории должны включать требования к результатам освоения базового курса
и дополнительно отражать:
1) сформированность знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин,
представлений об историографии;
2) владение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой
истории;
3) владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
4) сформированность умений оценивать различные исторические версии
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Изучение учебного предмета «История» направлено на достижение следующих результатов.
Личностные УУД должны отражать:
1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. готовность к служению Отечеству, его защите;
4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения;
7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10.
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11.
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12.
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую
помощь;
13.
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14.
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15.
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД
1. искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
2. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
3. использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
4. находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
5. выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
6. выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;

7. менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
2. оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
3. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
4. оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
5. выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
6. организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
7. сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные УУД
1. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
2. при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
3. координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
4. развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
5. распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные УУД должны отражать:
1. сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире;
2. владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями
об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3. сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и
общественной деятельности, поликультурном общении;
4. владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением
различных источников;
5. сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по
исторической тематике.
Выпускник на углубленном уровне научится:
1. владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и
роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной,
национальной и региональной/локальной истории;
2. характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

3. определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических
документов;
4. использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и
представления в различных знаковых системах;
5. определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между
важнейшими событиями (явлениями, процессами);
6. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и
исторические объяснения;
7. находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции
исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
8. презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
9. раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и
аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и
деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
10.
соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной,
общероссийской и мировой истории ХХ в.;
обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной
литературе, собственную точку зрения на основные события
истории России Новейшего времени;
11.
применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историкосоциальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
12.
критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
13.
изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе
комплексного использования энциклопедий, справочников;
14.
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических
личностей и политических групп в истории;
15.
самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным
результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских
раскопок;
16.
объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических
личностей и политических групп в истории;
17.
давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с
периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и
пространственный анализ.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
1. использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного
анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них
информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации
выводов, вынесения оценочных суждений;
2. анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического
прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых
искажений, фальсификации;
3. устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических
событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
4. определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических
событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
5. применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами
(определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания,
позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;

6. целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе,
начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской
деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
7. знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
8. знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
9. работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную
базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
10.
исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и
политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
11.
корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления,
дискуссии и т.д.;
12.
представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме
с ориентацией на заданные параметры деятельности
Тематическое планирование
№
п\п
1.
2.
3.
6.

Наименование разделов и тем
Мир в начале 20 века
Соревнование социальных систем
Современный мир
Россия в годы «великих потрясений»

Всего часов
21
19
6
9

Контрольные работы (колво часов)
1
1

Советский союз в 1920—1930-х гг.
17
1
Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.
20
2
Апогей и кризис советской системы. 1945—
28
1
1991 гг.
10.
Российская Федерация
11
1
11.
Повторение
4
1
Всего:
136
9
Содержание учебного предмета
10 класс
Всеобщая история (46 часов)
Тема 1: Введение в курс. Мир в начале 20 века
Понятие «Новейшая и современная история». Периодизация новейшей истории XX-начало XXI
в. Основные события и вехи XX столетия.
Основные характеристики новой индустриальной эпохи. Формирование индустриального
общества. Урбанизация и миграция. Новые явления в экономике. Усиление роли государства.
Изменения в обществе в условиях массового промышленного производства. Характерные черты
НТП в начале века. Переход к современному индустриальному производству.
Социальные и профсоюзное движения. Содержание и особенности осуществления социального
реформизма в ведущих странах мира. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж.
Клемансо.Политические партии и основные идеологические направления: консерватизм,
либерализм, социализм, марксизм, коммунизм. Становление социал-демократии.
Монополизация. Государство и монополистический капитал. Ведущие государства мира в
начале XX в. Характерные черты экономического и политического развития Великобритании,
Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии, Японии, США. Неравномерность развития ведущих
стран мира.
Общая характеристика колониальных и зависимых стран. Системы колониального
управления. Начало антиколониальной борьбы. Национально-освободительные движения на
Востоке(Китай, Индия, Иран, Турция). Особенности ситуации в регионе Латинской
Америки. Мексиканская революция 1910-1917 гг.
7.
8.
9.

Основные цели внешней политики ведущих держав. Колониальные империи. «Новый
империализм». Две тенденции в международных отношениях в начале XX в. Территориальный
раздел мира. Возникновение военно-политических блоков. Международная конференция в
Гааге. Пацифистское движение. Милитаризация как альтернатива социальным реформам.Гонка
вооружений. Основные международные кризисы и конфликты в начале ХХ ст
Тема 2: Первая мировая война и ее итоги.
Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников.
Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава
участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество
в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая
мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.
Версальско - вашингтонская система.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы
по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения.
Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление
Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение
сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных
отношений.
Последствия войны. Революции и распад империй.
Социальные последствия Первой мировой войны. Революции, распад империй и образование
новых государств как политический результат Первой мировой войны
Тема 3. Послевоенное обустройство мира.
Мир после Первой мировой войны.
Революционные события 1918-начала 1920-х гг. в Европе. Ноябрьская революция и
возникновение Веймарской республики в Германии. Раскол международного рабочего движения:
Коммунистический Интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. Маргинализация
и фашизация общества.
Послевоенное обустройство мира. Оформление Версальско-Вашингтонской системы.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. “14 пунктов” В.
Вильсона. Версальский договор. Мирные договора с союзниками Германии. Новая карта Европы по
Версальскому мирному договору. Лига Наций как гарант сохранения мира и
разоружения. Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.). Договоры колониальных держав.
Оформление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в послевоенном
мире и ее противоречия.
Капиталистический мир в 20 е годы. Страны Европы и США в 20-е г.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения
1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество
консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в
Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США.
Эпоха зрелого индустриального общества.
Мировой экономический кризис.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия:
социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема
соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из
кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы,
главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30. -е гг.
XX в.
США. Новый курс Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Кризис
традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф.

Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного
этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог
«нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.Демократические страны Европы.
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская
и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Внешняя
политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое
значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и
социальной сфере.
Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия. Формирование тоталитарных и авторитарных
режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных
проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и
социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской
партии. Особенности итальянского фашизма.
Тоталитарные режимы в 30-е годы. Германия. Испания
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение
социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к
власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда.
Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского
режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической,
общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне.
Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. Испания в годы
мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в
испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил.
Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военноавторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма. Международное отношения в 1930-е
гг.
Тема 4. Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг. Страны Азии,
Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг.
Особенности социально-экономического развития стран Центральной и Восточной Европы
(Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия).
Характерные особенности демократических и авторитарных режимов в странах Центральной и
Восточной Европы. Становление Второй Речи Посполитой. Переворот 1926 г. Ю. Пилсудский.
Режим «санации». Создание Чехословацкого государства. Внешняя политика. Т. Масарик.
Венгерская революция. Период Венгерской Советской республики. Режим Хорти. Королевская
диктатура в Румынии. Установление режима И. Антонеску. Режим А. Стамболийского в
Болгарии. Королевская диктатура. Борис III. Королевство сербов, хорватов и словенцев в
Югославии. Видовданская конституция. Государственные перевороты 1929 г. и 1941 г.
Влияние Первой мировой на ситуацию в Азии. Модернизация и милитаризация
Японии.Меморандум Танака. Сунь Ятсен. Народная революция в Китае 1925-1927 гг. Политика
Чан Кайши. Гражданская война в Китае. Японо-китайская война. Умеренное и радикальное
движение в Индии. М. Ганди. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления.М.Кемаль.
Модернизационные реформы в Турции. Палестинская проблема.
Панафриканизм. Изменение политической и социально-экономической ситуации в регионе
Латинской Америки. Типология политических режимов.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Причины нестабильности ВерсальскоВашингтонской системы. Попытки решения проблемы разоружения в Европе. Шаги по
стабилизации международных отношений. Германский и русский вопросы репараций и попытки их
урегулирования. Планы Дауэса и Юнга. Конференция в Генуе. Пересмотр послевоенных договоров
в 20-х гг. ХХ ст. Пакт Бриана – Келлога. Итоги развития международных отношений в 20-е гг.
Кризис Версальско-Вашингтонской системы.
Обострение
противоречий
Версальско-Вашингтонской
системы.
Женевская
конференция. Возникновение очага новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Африке.

Разжигание очага новой войны в Европе. Ось «Берлин – Рим – Токио». Попытки создания системы
коллективной
безопасности. Политика умиротворения и ее крах. Мюнхенское соглашение. Крах ВерсальскоВашингтонской системы. Секретные переговоры в Москве. Пакт Риббентропа-Молотова и его
последствия
Развитие мировой культуры в первые десятилетия ХХ в.
Важнейшие достижения науки и техники в начале ХХ ст. Нобелевские премии. Новые явления
в культурной жизни (авангардизм, модернизм, символизм). Спорт и олимпийское
движение. Рождение массовой культуры.
Развитие мировой культуры в межвоенные годы.
Основные достижения науки и техники в 20-30 е гг. Изменения в повседневной жизни.Основные
тенденции в развитии искусства (постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм,
неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, сюрреализм). Смысловое
обновление литературы. Кинематограф как вид массовой культуры.
Тема 5. Вторая мировая война и ее уроки
Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты, участники.
Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка Германией плана
нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль
Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на
Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления
и его герои.
Создание антигитлеровской коалиция ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго
фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.;
Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве
мира.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение
Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром
Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль
СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг.
Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в
отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный
договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над
главными военными преступниками. Преступления против человечности на службе войны,
искусство на службе у пропаганды.
Соревнование социальных систем
Начало «холодной войны». Международные отношения в 1945 – первой половине 1950-х
гг. Начало «холодной войны». Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР. Установление
коммунистических режимов в Восточной Европе.
Международные отношения в 1950 – 1980-е гг. Двухполюсная (биполярная) система
международных отношений. Две тенденции в развитии международных отношений в годы
«холодной войны». Ослабление международной напряжённости в 1950-е гг. Суэцкий кризис 1956
г. Доктрина Эйзенхауэра. Берлинский кризис 1958 – 1961 гг. Карибский кризис 1962 г. Война США
во Вьетнаме (1965 – 1973). Гонка ядерных вооружений и проблема ограничения вооружений.
Разрядка международной напряжённости. От разрядки к конфронтации.
Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970-е гг. «Общество потребления».
Главные черты экономического развития. Государство благосостояния. «Общество потребления».
Особенности формирования государства благосостояния в странах Запада.
Кризисы 1970 – 1980-х гг. Становление постиндустриального информационного общества.
Экономические кризисы 1970 – 1980-х гг. Третья промышленно-технологическая революция.

Постиндустриальное информационное общество. Постиндустриальное общество и современные
политические процессы. Демократизация.
Экономическая и социальная политика. Неоконсервативный поворот. Политика
«третьего пути». Неоконсервативный поворот. Политика неоконсерваторов. Общие итоги
политики неоконсерваторов. Идеология и политика «третьего пути». Общие итоги политики
«третьего пути».
Политическая борьба. Гражданское общество. Социальные движения. Политические
партии и политические идеологии. Гражданское общество и социальные проблемы на
завершающем этапе индустриального развития. Изменение роли и характера гражданского
общества в 1960-е гг. Бурные 1960-е гг. Движения гражданских инициатив в период формирования
постиндустриального общества. Экологическое движение. Национальные, этнические и
лингвистические движения.
Тема для изучения на углубленном уровне. Соединённые Штаты Америки. Послевоенный
курс: мировая ответственность. Администрации Дж. Кеннеди и Л. Джонсона. Администрация Р.
Никсона. Р. Рейган и «рейганомика». Дж. Буш – старший. «Третий путь» Б. Клинтона.
Администрация Дж. Буша – младшего. Ипотечный кризис в США и мировой экономический кризис
2008 г. Администрация Б. Обамы. Администрация Д. Трампа. Внешняя политика США.
Тема для изучения на углубленном уровне. Великобритания. Лейбористы у власти (1945 –
1951 гг.). «Политический маятник». «Консервативная революция» М. Тэтчер. «Третий путь» Э.
Блэра и Г. Брауна. Премьер-министр Д. Кэмерон. Премьер-министр Т. Мэй. Ольстер. «Деволюция».
Конституционная реформа. Внешняя политика.
Тема для изучения на углубленном уровне. Франция. Временный режим (1944 – 1946).
Четвёртая республика (1946 – 1958). Пятая республика. Президент Ш. де Голль. Майский кризис
1968 г. и отставка Ш. де Голля. Президент Ф. Миттеран. Президент Ж. Ширак. Президент Н.
Саркози. Президент Ф. Олланд Президент Э. Макрон. Внешняя политика Франции.
Тема для изучения на углубленном уровне. Италия. Провозглашение республики. Центризм.
Итальянское «экономическое чудо». Левоцентризм и его кризис. Провал идеи «третьей фазы».
Развал партийной системы. Правоцентристские и левоцентристские коалиции.
Тема для изучения на углубленном уровне. Германия. Экономическое и политическое
развитие ФРГ (1949 – 1990). Экономическое и политическое развитие ГДР (1949 – 1990). «Бархатная
революция» в ГДР. Объединение Германии. Объединённая Германия в 1990-е гг. Канцлер Г.
Шрёдер. Канцлер А. Меркель.
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Становление
и кризис коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Попытки
реформ в странах социалистического лагеря. Революции 1989 – 1991 гг.: общее и особенное. Почему
Польша стала первой страной, где произошла революция.
Политические и экономические
реформы. «Шоковая терапия» и её итоги. Страны ЦВЕ и Европейский союз.
Тема для изучения на углубленном уровне. Латинская Америка.
Цивилизационные
особенности стран Латинской Америки. Национал-реформизм и модернизация 1940 – 1950-х гг.
Левые националистические режимы в 1960 – 1970-е гг. Поворот к неоконсерватизму. Переход к
демократизации в 1980-е гг. Смена режимов в Латинской Америке в XX в. на примере Боливии.
Диктатуры и демократия. Куба – Остров свободы.
Страны Азии и Африки в 1940–1990-е гг.
Колониальное общество. Роль итогов войны в подъеме антиколониальных движений в
Тропической и Южной Африке. Крушение колониальной системы и ее последствия. Выбор пути
развития. Попытки создания демократии и возникновение диктатур в Африке. Система апартеида
на юге Африки. Страны социалистической ориентации. Конфликт на Африканском Роге.
Этнические конфликты в Африке.
Арабские страны и возникновение государства Израиль. Антиимпериалистическое движение в
Иране. Суэцкий конфликт. Арабо-израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем

Востоке. Палестинская проблема. Модернизация в Турции и Иране. Исламская революция в Иране.
Кризис в Персидском заливе и войны в Ираке.Обретение независимости странами Южной Азии. Д.
Неру и его преобразования. Конфронтация между Индией и Пакистаном, Индией и КНР. Реформы
И. Ганди. Индия в конце ХХ в. Индонезия при Сукарно и Сухарто. Страны Юго-Восточной Азии
после войны в Индокитае. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета
Японии. Проблема Курильских островов. Японское экономическое чудо. Кризис японского
общества. Развитие Южной Кореи. «Тихоокеанские драконы».
Современный мир
Глобализация и новые вызовы XXI в. Что такое глобализация. Противоречия
глобализации. Роль государства в условиях глобализации. Мировой финансово-экономический
кризис 2008 г. Новые вызовы XXI. Глобализация и фундаментализм. Человек и глобализация.
Самоопределение человека в глобальном мире. Глобализация и регионализация. Глобализация и
нарастание разрыва между богатыми и бедными. Проблема «мирового Юга». Глобализация и
четвёртая промышленно-технологическая революция.
Международные отношения в конце XX – начале XXI в. Лидерство единственной
сверхдержавы или многополюсный мир. Этапы внешней политики США. Ближневосточный
конфликт. Региональная интеграция в современном мире. Общеевропейское сотрудничество.
Расширение и трансформация НАТО. Ирак в центре международных конфликтов. Международный
терроризм. Военная операция России в Сирии. Конфликты на Балканах. Американо-российские
отношения.
Тема для изучения на углубленном уровне. Постсоветское пространство: политическое
развитие, интеграционные процессы и конфликты. Главные тенденции развития.
Прибалтийские государства. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Конфликты на постсоветском пространстве.
Тема для изучения на углубленном уровне. Культура во второй половине XX – начале
XXI в. Наука в 1945 – 1960-е гг. Завершение эпохи модернизма. Литература. Искусство кино.
Изобразительное искусство. Интернет и становление глобального информационного пространства.
На пути к новому объяснению мира. На пути к формированию новых ценностей. Общая
характеристика постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре. Постмодернизм в кино.
Постмодернизм в литературе.
Курс истории России (90 часов)
Россия в годы "великих потрясений"
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Завершение территориального раздела мира
и кризис международных отношений. Военно-политические блоки. Новые средства военной
техники и программы перевооружений. Предвоенные международные кризисы. Сараевский
выстрел и начало войны. Планы сторон.
Российская империя в Первой мировой войне. Военная кампания 1914 г. Военные действия
в 1915 г. Кампания 1916 г. Мужество и героизм российских воинов. Экономика России в годы
войны. Власть и общество в годы войны.
Великая российская революция 1917 г.
Объективные и субъективные причины
революционного кризиса. Падение монархии. Временное правительство и его программа.
Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические
партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. Русская православная церковь в условиях
революции. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Рост влияния большевиков. Подготовка и
проведение вооружённого восстания в Петрограде. Свержение Временного правительства и взятие
власти большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров.
Первые революционные преобразования большевиков. Первые декреты новой власти.
Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы.
Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г.
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Национализация
промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. План ГОЭЛРО.

Гражданская война. Причины и основные этапы Гражданской войны в России. Выступление
левых эсеров. Формирование однопартийной диктатуры. Палитра антибольшевистских сил.
Важнейшие события 1918 – 1919 гг. террор красный и белый: причины и масштабы. Польскосоветская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной Армии в Гражданской
войне.
Тема для изучения на углубленном уровне. Революция и гражданская война на
национальных окраинах. Национальные районы России в годы Первой мировой войны.
Возникновение национальных государств на окраинах России. Строительство советской
федерации. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и Прибалтике. Установление
советской власти в Закавказье. Борьба с басмачеством.
Идеология и культура периода Гражданской войны. Политика новой власти в области
образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к Русской православной
церкви. Повседневная жизнь.
Региональный компонент. Наш край в годы революции и Гражданской войны.
Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Последствия
мировой войны, революции, Гражданской войны для демографии и экономики России. Власть и
церковь. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической
политике.
Экономика нэпа. Замена продразвёрстки единым продналогом. Иностранные концессии.
Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание Госплана и
переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства.
Образование СССР Национальная политика в 1920-е гг. Предпосылки и значение
образования СССР. Образование СССР. Конституция 1924 г. Национально-государственное
строительство. Политика «коренизации».
Политическое развитие в 1920-е гг. Трудности поворота. Болезнь В.И. Ленина и борьба за
власть. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б). Ужесточение политического курса.
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Международное
положение после окончания Гражданской войны в России. Советская Россия на Генуэзской
конференции. «Полоса признания». Отношения со странами Востока. Создание и деятельность
Коминтерна. Дипломатические конфликты с западными странами.
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. Партийный контроль над
духовной жизнью. Сменовеховство. Начало «нового искусства».
«Великий перелом». Индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки.
«Великий перелом». Ход и особенности советской индустриализации. Цена и издержки
индустриализации. Итоги и достижения индустриального развития.
Коллективизация сельского хозяйства. Политические дискуссии о путях развития советской
деревни. Политика сплошной коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов».
Голод. Становление колхозного строя.
Политическая система СССР в 1930-е гг. Конституция 1936 г. Формирование партийного
государства. Репрессивная политика. Массовые общественные организации.
Тема для изучения на углубленном уровне. Советская национальная политика в 1930-е гг.
Общие черты и особенности индустриализации в национальных образованиях. Ход
индустриализации. Итоги индустриализации в национальных образованиях. Национальногосударственное строительство. Направления национальной политики.
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование «нового
человека». Культ героев. Культурная революция. Достижения в отечественной науке в 1930-е гг.
Советское искусство. Повседневность 1930-х гг. Общественные настроения. Культура русского
зарубежья.
СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г.
и пути выхода из него. СССР и мировое сообщество. Борьба за создание системы коллективной

безопасности. Усиление угрозы мировой войны. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке.
СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны.
Региональный компонент. Наш край в 1920 – 1930-е гг.
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Советская внешняя политика на
начальном этапе Второй мировой войны. Форсирование военного производства и освоения новой
военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной
дисциплины. Военно-патриотическое воспитание населения.
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь
1942 г.). Канун войны. Начало войны. Характер войны. Силы и планы сторон. Неудачи Красной
Армии летом – осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда.
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. Ситуация на фронте
весной 1942 г. Планы сторон. Немецкое наступление летом 1942 г. Начало Сталинградской битвы.
Битва за Кавказ. Немецкий оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение.
Сотрудничество с врагом: причины, формы, масштабы. Образование антигитлеровской коалиции.
Человек и война: единство фронта и тыла. Повседневность военного времени. Человек на
войне. Церковь в годы войны. Соотечественники за рубежом в борьбе с фашизмом. Культурное
пространство войны. Военные будни и праздники. Летопись культурных утрат.
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942 – 1943 гг.).
Разгром немецких войск под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская
конференция. Итоги второго периода войны.
Тема для изучения на углубленном уровне. Народы СССР в борьбе с фашизмом.
Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы
войны. Национальные движения. Национальная политика.
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй
мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. «Десять сталинских ударов». Боевые
действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии.
Крымская (Ялтинская) конференция. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Потсдамская
конференция. Разгром милитаристской Японии. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой
войны.
Тема для изучения на углубленном уровне. Советская разведка и контрразведка в годы
Великой Отечественной войны. Деятельность разведки. Направления деятельности
контрразведывательных органов.
Региональный компонент. Наш край в годы Великой Отечественной войны.
Апогей и кризис советской системы. 1945 - 1991 гг.
Место и роль СССР в послевоенном мире. СССР – мировая держава. Рост
коммунистического и национально-освободительного движения. Столкновение геополитических
интересов. «Холодная война». Внутреннее положение СССР.
Восстановление и развитие экономики. Планы и факторы экономического роста. Денежная
реформа 1947 г. Противоречия промышленного роста. Состояние сельского хозяйства.
Изменения в политической системе в послевоенные годы. Структура высших органов
власти и управления. Единовластие И.В. Сталина. Перестановки и репрессии в высшем
руководстве. КПСС как основа советской политической системы. Государственный аппарат.
Методы поддержания социальной стабильности.
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Послевоенные идеологические
кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции
развития искусства.
Тема для изучения на углубленном уровне. Национальный вопрос и национальная
политика в послевоенном СССР. Многонациональное государство и национальная политика.
Социально-экономическое и культурное развитие советских республик. Религиозные конфессии в
СССР. Политические кампании против «буржуазного национализма» и «космополитизма».
Положение выселенных народов.

Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Разделение Европы.
Консолидация социалистических государств. Образование КНР и советско-китайские отношения.
Корейская война. Наращивание вооружений.
Тема для изучения на углубленном уровне. Послевоенная повседневность. Возвращение к
мирной жизни. Социально-демографические проблемы. Уровень потребления. Жилищный кризис.
Особенности послевоенного досуга. Рост социальных ожиданий.
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
советском руководстве. Н.С. Хрущёв. XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина.
Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных
и общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства.
Научно-техническая революция в СССР. Успехи в освоении космоса. Социальное развитие.
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Условия развития литературы и искусства. Власть и интеллигенция. Развитие образования.
Зарождение новых форм общественной жизни. Советский спорт. Особенности повседневной жизни.
Политика мирного сосуществования в 1950-х – первой половине 1960-х гг. Новый курс
советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом. Проблемы
разоружения. СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных систем. СССР и
страны третьего мира.
Региональный компонент. Наш край в 1953 - 1964 гг.
Политическое развитие в 1960-х – середине 1980-х гг. Итоги и значение «великого
десятилетия» Н.С. Хрущёва. Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические
ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г.
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х – середине 1980-х гг. Аграрная
реформа 1965 г. и её результаты. Косыгинская реформа промышленности. Научные и технические
приоритеты. Социальная политика. Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной модели
развития.
Тема для изучения на углубленном уровне. Национальная политика и национальные
движения в 1960-х – середине 1980-х гг. Новая историческая общность. Нарастание противоречий
между Центром и республиками. Национальные движения. Эволюция национальной политики.
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х – первой
половине 1980-х гг. Повседневность в городе и деревне. Общественные настроения. Литература и
искусство: поиски новых путей. Неформалы и диссиденты. Развитие физкультуры и спорта.
Олимпийские игры 1980 г. в Москве.
Политика разрядки международной напряжённости. Новые вызовы внешнего мира.
Отношения СССР со странами Запада. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе
(СБСЕ). СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и страны
социализма.
Региональный компонент. Наш край в 1964 - 1985 гг.
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Мир в начале 1980-х гг. Нарастание
кризисных явлений в социально-экономической и идейно-политической жизни СССР. Ю.В.
Андропов и начало формирования идеологии перемен. М.С. Горбачёв и его окружение: курс на
реформы.
Социально-экономическое развитие СССР в 1985 – 1991 гг. Первый этап экономических
преобразований: концепция ускорения социально-экономического развития. Второй этап
экономических реформ. Экономический кризис и начало перехода к рыночной экономике.
Программа «500 дней».
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Гласность и плюрализм мнений.
Литература. Кино, театр. Реабилитация. Начало поворота в религиозной политике. Результаты
политик гласности.

Реформа политической системы. Начало демократизации советской политической системы.
Конституционная реформа 1988 – 1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его значение.
Формирование многопартийности. Раскол в КПСС.
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. «Новое мышление».
СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад
социалистической системы. Результаты политики «нового мышления». Отношение к М.С.
Горбачёву и его внешней политике в СССР и в мире.
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. Кризис
межнациональных отношений. Демократизация и подъём национальных движений.
Противостояние между союзным Центром и республиками. «Парад суверенитетов». Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного договора. Август 1991 г. и
распад СССР.
Региональный компонент. Наш край в 1985 - 1991 гг.
Российская Федерация
Российская экономика на пути к рынку. Начало радикальных экономических
преобразований. Падение жизненного уровня населения. Приватизация. Развитие экономики
России в 1992 – 1998 гг. Дефолт 1998 г. и его последствия. Экономические меры правительства Е.М.
Примакова. Первые результаты и цена экономических реформ 1990-х гг. Россия в мировой
экономике.
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. Разработка новой
Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и её
значение. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Российский
парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. результаты политического развития в 1990-е гг.
Тема для изучения на углубленном уровне. Межнациональные отношения и
национальная политика в 1990-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР.
Федеративный договор. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России.
Нарастание противоречий между Центром и регионами. Военно-политический кризис в Чеченской
республике. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг.
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. Исторические условия развития духовной жизни, науки
и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства
массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии.
Геополитическое развитие и внешняя политика в 1990-е гг. Новое место России в мире.
Взаимоотношения с США и странами Запада. Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики
России в отношении Запада. Восточный вектор внешней политики. Россия на постсоветском
пространстве. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
Региональный компонент. Наш край в 1992 - 1999 гг.
Политическая жизнь России в начале XXI в. Отставка Президента Б.Н. Ельцина. Президент
В.В. Путин и его программа. Укрепление российской государственности. Обеспечение
гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Усиление
борьбы с терроризмом. Судебная реформа. Выборы 2003 – 2004 гг. Реформа управления. Итоги
политического развития страны в 2000-е гг.
Экономика России в начале XXI в. Переход к политике государственного регулирования
рыночного хозяйства. Налоговая реформа. Решение проблемы внешнего долга. Социальное
развитие: разработка и реализация приоритетных национальных программ. Демографическая
политика. Итоги социально-экономического развития страны.
Повседневная и духовная жизнь. Развитие элементов гражданского общества. Власть и СМИ.
Развитие образования, науки, культуры. Достижения российского спорта. Власть и церковь.
Внешняя политика России в начале XXI в. Разработка новой внешнеполитической стратегии.
Усиление борьбы с терроризмом. Отношения России с США и Западом. Отношения России со
странами ближнего зарубежья. Россия и русская диаспора за рубежом. Отношения России со
странами Азии, Африки, Латинской Америки. Укрепление позиций России на международной
арене. Итоги внешней политики России.

Россия в 2008 – 2018 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа. Военный конфликт в
Закавказье. Новый этап политической реформы. Россия и мировой экономический кризис.
Социальная политика в условиях экономического кризиса. Ориентиры инновационного развития.
Россия в системе международных отношений. Выборы в Государственную Думу 2011 г.
Президентские выборы 2012 г. Зимняя Олимпиада в Сочи. Воссоединение Крыма с Россией.
Выборы в Государственную Думу в 2016 г. Участие России в борьбе с международным терроризмом
в Сирии. Президентские выборы 2018 г.
Региональный компонент. Наш край в 2000 - 2021 гг.
Тематическое планирование
№
п\п
2.
4.
5.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы (колво часов)
1

Мир в начале 20 века
Соревнование социальных систем
Современный мир
Россия в годы «великих потрясений»

21
19
6
9

Советский союз в 1920—1930-х гг.
Великая Отечественная война. 1941—
1945 гг.
Апогей и кризис советской системы.
1945—1991 гг.
Российская Федерация
Повторение
Всего:

17
20

1
2

28

1

11
4
136

1
1
9

1

График контрольных работ
Номер
контрольной
работы
(лабораторной, практической, экскурсии и т.д.)
1.Вводный срез
2.Полугодовая контрольная работа
3.Годовая контрольная работа

Тема
«20 век»
Всеобщая
история XIX век
История
России и мира в
XX

Дата проведения
сентябрь
декабрь
май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».