Информатика 10 класс Углубленный уровень

Пояснительная записка.
Настоящая рабочая учебная программа профильного курса «Информатика» для 10 класса
старшей общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента
государственного образовательного стандарта уровня общего образования, утверждённого приказом
МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, на основе основной образовательной программы основного
общего образования БМАОУ СОШ №55, примерной программы основного образования по
информатике и информационным технологиям, опубликованной в сборнике программ для
общеобразовательных учреждений
(«Программы для общеобразовательных учреждений:
Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2021). Программа ориентирована на использование учебника К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.
Информатика. Базовый и углубленный уровень, 10 класс. – М.: Просвещение. 2021.
Учебный план БМАОУ СОШ №55 отводит на изучение данного курса 140 часов (4 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания
информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их
автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает
основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей,
причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения,
развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),
освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в
рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных
жизненных ситуациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего
периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования
образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными
образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является
всевозрастающая изменчивость
окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего
профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе,
информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в
обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений
организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную
позицию.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в
системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных
процессов.
Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:
• информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии
(ИКТ) как средства их автоматизации;
• математическое и компьютерное моделирование;
• основы информационного управления.
Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ,
ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного
для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых
аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют
соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к
другим школьным предметам.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на
которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а
обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся,
самостоятельно справившимся с ними.
Основные задачи программы:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением,
обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего
образования;
• подготовить учащихся к жизни в информационном обществе.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационнокоммуникационной компетентности учащегося.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном
уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное
моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических,
технологических и социальных системах;

овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические
формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать
программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские
инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного
мышления;

воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать свою
деятельность, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда,
используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в
информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы
работы с информацией;

приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи
информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств;
построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной
деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учащихся.
Переход от уровня компьютерной грамотности (базовый курс) к уровню ИКК происходит через
комплексность рассматриваемых задач, привлекающих личный жизненный опыт учащихся, знания
других школьных предметов. В результате обучения курсу ученики должны понять, что освоение
ИКТ не является самоцелью, а является процессом овладения современным инструментом,
необходимым для их жизни и деятельности в информационно-насыщенной среде.

обеспечение готовности учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по
информатике.
Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования



формирование понятий, которые вносят свой вклад в обеспечение целостного восприятия
окружающего мира, развитие научного мировоззрения;



обеспечение социализации учащихся в современном информационном обществе
(информационные ресурсы общества, информационная безопасность, социальные
информационные технологии);



подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности с использованием
методов и средств информатики.

Планируемые результаты изучения предмета информатики в старшей школе
Цели изучения общеобразовательного предмета «Информатика» направлены на достижение
образовательных результатов, которые структурированы по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Результаты
включают в себя личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные
результаты являются едиными для базового и профильного уровней.
Личностные:


сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания в
соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;



толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;



навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;



готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;



эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;



принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;



бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;



осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;



сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;



формирование целостного мировоззрения,
развития науки и общественной практики;



развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности.



владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее
свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за
качество окружающей информационной среды;



оценка окружающей информационной среды и формулирование предложений по ее
улучшению;



организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых
программных средств;



использование обучающих, тестирующих программы и программы-тренажеры
повышения своего образовательного уровня и подготовке к продолжению обучения.

соответствующего

современному

уровню

для

Метапредметные:


умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;



умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;



владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;



готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;



умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;



владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;



умение определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;



умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;



смысловое чтение;



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
владение устной и письменной речью;



формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).



владение основными общеучебными умениями информационного характера:
ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;



получение опыта использования методов и средств информатики: моделирования;
формализации структурирования информации; компьютерного эксперимента при
исследовании различных объектов, явлений и процессов;



умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать
защиту значимой информации и личную информационную безопасность;



владение навыками работы с основными, широко
информационных и коммуникационных технологий;



умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении проекта.

распространенными

анализа

средствами

Предметные:
В сфере познавательной деятельности:


освоение основных понятий и методов информатики;



умение интерпретировать сообщение с позиций их смысла, синтаксиса, ценности;



умение выделять информационные системы и модели в естественнонаучной, социальной и
технической областях;



умение анализировать информационные модели с точки зрения их адекватности объекту и
целям моделирования, исследовать модели с целью получения новой информации об объекте;



владеть навыками качественной и количественной характеристики информационной модели;



приобретения навыков оценки основных мировоззренческих моделей;



умение проводить компьютерный эксперимент для изучения построенных моделей и
интерпретировать их результаты;



умение определять цели системного анализа;



умение анализировать информационные системы разной природы, выделять в них
системообразующие и системоразрушающие факторы;



умение выделять воздействие внешней среды на систему и анализировать реакцию системы
на воздействие извне;



умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели;



умение измерять количество информации разными методами;



умение выбирать показатели и формировать критерии оценки, осуществлять оценку моделей;



умение строить алгоритм решения поставленной задачи оценивать его сложность и
эффективность;



умение приводить примеры алгоритмически неразрешимых проблем;



умение анализировать разные способы записи алгоритмов;



умение реализовывать алгоритмы с помощью программ и программных средств;



умение ставить вычислительные эксперименты при использовании информационных моделей
в процессе решения задач;



умение сопоставлять математические модели задачи и их компьютерные аналогии.

В сфере ценностно-ориентационной деятельности:
 приобретение навыков информационной деятельности, осуществляемые в соответствии с
правами и ответственностью гражданина;


развитие уважения к правам других людей и умение отстаивать свои права в вопросах
информационной безопасности личности;



готовность к работе о сохранении и преумножении общественных информационных ресурсов;
готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой
информации;



умение оценивать информацию, умение отличать корректную аргументацию от некорректной;



осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации, и возможных
путей их разрешения;



приобретение опыта выявления социальных информационных технологий со скрытыми
целями.;



осознание того, что информация есть стратегический ресурс государства;



умение применять информационный подход к оценке исторических событий;



умение анализировать причины и последствия основных информационных революций;



умение оценивать влияние уровня развития информационной культуры на социальноэкономическое развитие общества;



осознание того, что право на информацию, есть необходимое условие информационной
свободы личности;



осознание глобальной опасности технократизма;



приобретение опыта анализа правовых документов, посвящённых защите информационных
интересов личности и общества;



умение выявлять причины информационного неравенства и находить способы его
преодоления;



знакомство с методами ведения информационных войн.

В сфере коммуникативной деятельности:


осознание коммуникации как информационного процесса, роли языков, а том числе
формальных, в организации коммуникативных процессов;



приобретение опыта планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;



осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;



овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке своих выступлений с учётом
передаваемого содержания;



умение контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра по коммуникативной
деятельности;



использование
явления
информационного
коммуникативной деятельности;



соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передачи информации
по телекоммуникационным каналам

резонанса

в

процессе

организации

В сфере трудовой деятельности:


умение выделять общее и особенное в материальных и информационных технологиях,
выявлять основные этапы, операции и элементарные действия в изучаемых технологиях;



умение оценивать класс задач, которые могут быть решены с использованием конкретного
технического устройства в зависимости от его основных характеристик;



умение использовать информационное воздействие как метод управления;



умение выявлять каналы прямой и обратной связи;



использование стереотипов при решении типовых задач;



умение строить алгоритмы вычислительных и аналитических задачи реализовывать их с
использованием ПК и прикладных программ;



использование табличных процессоров для исследования моделей;



получение опыта принятия управленческих решений на основе результатов компьютерных
экспериментов.

В сфере эстетической деятельности:
o

знакомство с эстетически значимыми объектами, созданными с помощью ИКТ, и
средствами их создания;

o

приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью средств
ИКТ;

o

приобретение опыта в области компьютерного дизайна;

o

получение опыта сравнения художественных произведений с помощью компьютера и
традиционных средств.

В сфере охраны здоровья:


понимание особенности работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье
человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;



соблюдении требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером;



умение преодолевать негативное воздействие средств информационных технологий на
психику человека.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. «Основы информатики» (79 часа)
Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Философские
проблемы понятия информации. Теория информации. Методы измерения информации. Системы
счисления. Перевод десятичных чисел в различные системы счисления. Смешанные системы
счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Кодирование информации (текст, звук,
изображение). Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Логические основы
обработки информации. Логика как наука. Формы мышления. Понятия. Отношение между
понятиями. Суждение (высказывание). Умозаключение (вывод). Алгебра логики. Логические
величины. Логические операции. Таблица истинности. Логические выражения. Логические законы и
правила преобразования логических выражений. Методы решения логических задач.
История развития вычислительной техники. Логические основы построения компьютера. Обработка
чисел в компьютере. Персональный компьютер и его устройство. Программное обеспечение ПК.
Технологии обработки текстов. Текстовые редакторы и процессоры. Специальные тексты.
Издательские системы. Основы графических технологий. Трехмерная графика. Технологии работы с
цифровым видео. Технологии работы со звуком. Мультимедиа. Технологии табличных вычислений.
Электронные таблицы. Встроенные функции ЭТ. Деловая графика. Поиск решения и подбор
параметров.
Назначение и состав локальных сетей. Технические и программные ресурсы Интернета. Пакетная
технология передачи информации. Принцип работы сети. Глобальные компьютерные сети.
Информационные услуги Интернета. Коммуникационные, информационные службы Интернета.
Основные понятия World Wide Web: Web – страница, Web – сервер, гиперссылка, протокол, Web –
сайт, Web – браузер. Работа с браузером. Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги,
поисковые указатели. Поиск информации в WWW.
Раздел 5. Алгоритмы и программирование ( 59 часов)
Определение, свойства и описание алгоритмов. Этапы алгоритмического решения задач. Алгоритмы
обработки информации (поиск и сортировка данных). Язык программирования Python. Линейные,
циклические алгоритмы и алгоритмы с ветвлениями. Процедуры, функции, рекурсия. Массивы.
Сортировка. Двоичный поиск. Символьные строки. Матрицы.
Воспитательная направленность уроков:
а) формирование нравственных качеств личности;
б) формирование чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе;
в) формирование культуры общения и коммуникативных навыков ребенка;
г) физическое и психическое здоровье обучающихся и санитарно-гигиеническое воспитание
школьников;
д) эстетическое воспитание школьников

План распределения учебного времени в 10 классе
№
Тема
Количество часов
Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация
1
рабочего места
2.
Информация и информационные
5
процессы
3.
Кодирование информации
19
4.
Логические основы компьютеров
15
5.
Компьютерная арифметика
5
6.
Устройство компьютера
8
7.
Программное обеспечение
10
8.
Компьютерные сети
9
9.
Информационная безопасность
7
Итого
79
Алгоритмы и
программирование
10.
Алгоритмизация и программирование
47
11.
Решение вычислительных задач
12
Итого
59
Резерв
2
Итого по всем разделам:
140
Формы организации учебных занятий: уроки с проведением индивидуальной, парной,
групповой деятельности, уроки-практикумы, уроки ОНЗ.
Педагогические технологии: технология смешанного обучения, технология критического
мышления, ИКТ- технология, технология дистанционного образования.
Для формирования функциональной грамотности в рамках курса предлагается формирование
и развитие следующих умений:


наблюдать и описывать объекты;



анализировать данные об объектах (предметах, процессах и явлениях);



выделять свойства объектов;



обобщать необходимые данные;



формулировать проблему;



выдвигать и проверять гипотезу;



синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей;



самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий
и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№
урока
1
2

Тема урока
Инструктаж по
технике безопасности
Информация и
информационные
процессы.

Колво
часов
1
1

Основные понятия

Способ
контроля

Практическая работа
(ПР)

Рабочее
место,
ПР № 1. Оформление
документа.
ресурсосбережение
Тест № 1. И
Информатика,
информация,
знания, нформация
и
данные.
информацио
нные
процессы.

3

Что можно делать с
информацией

1

4

1

5

Структура
информации. Простые
структуры
Иерархия. Деревья

6

Графы.

1

Граф, матрица смежности,
весовая матрица

7

Дискретное
кодирование

1

Знаковая система, знак,
символ, аналоговый и
цифровой
сигнал,
дискретизация

8

Равномерное и
неравномерное
кодирование

1

Кодирование,
равномерный
код,
неравномерный
код,
правило
умножения, Тест № 4. К
правило сложения.
одирование.
Алфавит,
мощность
алфавита,
двоичное
кодирование.

9.

Декодирование

1

10-11

Алфавитный подход к
оценке количества
информации.

2

Декодирование, условие Тест № 5. Д
Фано, префиксный код, екодировани ПР № 5.
е.
постфиксный код.
Декодирование
Тест
№
6.
А
Алфавит,
мощность
Алфавитны
алфавита, двоичный код.

1

Материальный носитель,
передача информации,
канал связи, сигнал,
сообщение, избыточность,
обработка информации,
кодирование, поиск
информации,
структурирование,
сортировка, хранение
информации
Структурирование,
множество, список,
таблица,
Иерархия, дерево

ПР № 2. Структуризац
ия информации
(таблица, списки).
ПР № 3. Структуризац
Тест № 2. Д
ия информации
еревья
(деревья).
Тест № 3. З
адачи на
ПР № 4. Графы.
графы.

й подход к
оценке
количества
информаци
и

12-13

Системы счисления.
Позиционные
системы счисления

2

14-15

Двоичная система
счисления. Двоичная
арифметика

2

16

Восьмеричная
система счисления.

1

Триада

17

Шестнадцатеричная
система счисления.

1

Тетрада

18

Решение различных
задач на системы
счисления. Другие
системы счисления
Обобщение

1

Необычные
счисления.

20

Контрольная работа
по теме «Системы
счисления»

1

21

Кодирование
символов.

1

22-23

Кодирование
графической
информации.

2

Кодирование
звуковой
информации.
Кодирование
видеоинформации.
Обобщение.
Проверочная работа

1

Логика и компьютер.
Логические операции.

1

19

24

25

26

Система
счисления,
Позиционная
система,
основание,
разряд,
развернутая схема записи
числа
Метод
подбора.
Кодирование
дробных
чисел

Тест № 7. П
озиционные
системы
счисления.
Тест № 8. Д
воичная
система
счисления.
Тест № 9.
Восьмеричн
ая система
счисления.
Тест № 10.
естнадцатер
ичная
система
счисления.

системы

В

Ш

ПР № 6.
Необыч
ные системы
счисления.

1
КР №1
«Системы
счисления»
Текстовый файл, шрифт,
кодировка
ASCII,
UNICODE,
кодовая
страница
Пиксель,
разрешение,
цветовые модели RGB,
CMYK, HSB, глубина
цвета, цветовая палитра,
векторный
рисунок,
кривые Безье, 3D-графика,
рендеринг, фрактальная
графика.
Оцифровка,
звуковая
карта,
частота
дискретизации,
разрядность кодирования,
потоковый формат.

Тест № 11. К
одирование
символов.

Тест № 12. К
одирование
графических
изображени
й.

Тест № 13. К
одирование
звука и
видео.
СР № 1.
«Кодирован
ие
информаци
и»

1

Логическое высказывание,
алгебра
логики,
логическая
функция,

С

ПР № 7.
Тренаж
ёр «Логика».

27

1
Логические операции.

28

29

Практикум: задачи на
использование
логических операций
и таблицы
истинности.
Диаграммы ЭйлераВенна.

1
Тест № 15. Т
аблицы
истинности.

1

30-31

Упрощение
логических
выражений.

2

32

Синтез логических
выражений.
Множества и логика

1

Предикаты и
кванторы. Логические
элементы
компьютера.
Логические задачи
Обобщение
Контрольная работа
по теме «Алгебра
логики»
Особенности
представления чисел в
компьютере
Хранение в памяти
целых чисел

1

Операции с целыми
числами

1

33-34

35

36-37
38-39
40.

41

42

43

логические
операции,
базовые
логические
операции.
Дизъюнкция,
конъюнкция, импликация, Тест № 14. Л
огические
эквивалентность,
операции.
инверсия.

2

Тест № 16. З
апросы для
поисковых
систем.
Тест № 17.
Эквивалентные
преобразования, законы прощение
алгебры логики, законы де логических
выражений.
Моргана.

1

У

Синтез,
таблица
истинности
Множество,
универсальное множество,
логическое
выражение,
дополнение, пересечение,
объединение,
задача
дополнения
Предикатор,
квантор,
квантор
всеобщности,
квантор существования.

2
2
1

1

ПР № 8.
Исслед
ование запросов для
поисковых систем.

КР №2
«Алгебра
логики»
Разрядная
сетка,
переполнение,
антипереполнение
Беззнаковые
данные,
данные
со
знаком,
знаковый разряд, прямой
код, дополнительный код
Знаковый
бит,
дополнительный
код,
переполнение,
поразрядные логические
операции,
логический
сдвиг,
арифметический
сдвиг, циклический сдвиг

СР №2.
Хранение в
памяти
целых
чисел.

ПР № 9. Целые числа
в памяти.

ПР № 10. Арифметиче
ские операции.

44

Хранение в памяти
вещественных чисел.

1

Фиксированная запятая,
плавающая
запятая,
значащая часть, порядок
числа, скрытая единица

45

Выполнение
арифметических
операций с
нормализованными
числами.

1

Значащая
часть,
выравнивание порядков

1

Релейные
вычислительные машины.
Принципы Джона фон
Неймана.
Архитектура
ЭВМ. Поколения ЭВМ
ПК, моноблок, ноутбук, Тест № 18.И
ультрабук,
смартфон, стория
суперкомпьютер, кластер развития

46
История развития
вычислительной
техники
47

1
Современные
компьютерные
системы

вычислител
ьной
техники.

48

Принципы устройства
компьютеров.

1

49

Магистральномодульная
организация
компьютера.

1

50

Процессор.

1

51

Моделирование
работы процессора.

1

52

Память

1

53

Устройства ввода и
вывода.

СР №3.
Вещественн
ые числа в
памяти
компьютера.

1

Фон-неймановская
архитектура, процессор,
память, устройства ввода
и
вывода,
двоичное
кодирование, архитектура
Шина,
контроллер,
принцип
открытой
архитектуры, программноуправляемый
обмен
данными
Процессор,
микропроцессор,
АЛУ,
устройство
управления,
математический
сопроцессор,
микрокоманда,
такт,
регистр
общего
назначения

Тест № 19.
ринципы
устройства
компьютеро
в

П

Тест № 20.М
агистрально
-модульная
организация
компьютера.

Тест № 21.П
роцессор.

ПР № 11.
Модели
рование работы
процессора.

Память, внутренняя и
внешняя память, флэшпамять,
кэширование,
виртуальная
память,
время доступа.
Клавиатура, манипулятор,
мультитач,
сканер,
разрешающая
способность,
монитор,
принтер,

Тест № 22.П
амять.

Тест № 23.У
стройства
ввода и
вывода.

54

Что такое
программное
обеспечение?
Прикладные
программы.

1

55

Программы для
обработки текстов

1

56

Использование
возможностей
текстовых
процессоров
(проверка
орфографии, тезаурус,
ссылки, сноски).
Коллективная работа
над текстом; правила
оформления
рефератов; правила
цитирования
источников.
Набор и оформление
математических
текстов.
Знакомство с
настольноиздательскими
системами.

1

60

Знакомство с
аудиоредакторами.

1

61

Знакомство с
видеоредакторами.
Программы для
создания презентаций

1

Системное
программное
обеспечение. Системы
программирования.

1

57

58

59

62

63

1

графопостроитель,
плоттер
Системное
ПО,
прикладное
ПО,
кроссплатформенная
программа, инсталляция,
переносимая программа,
авторское
право,
лицензия, свободное ПО,
проприетарное
ПО,
коммерческое ПО.
Текстовые редакторы и
процессоры

Тест № 24.
рикладные
программы.

П

ПР № 12. Использова
ние возможностей
текстовых
процессоров.

Проверка правописания и
грамматики,
тезариус,
сноски

ПР № 13. Использова
ние возможностей
текстовых
процессоров.

Рецензирование,
примечание, исправления
ПР № 14. Оформлени
е рефератов.

1

Редактор математических
формул

1

Пакет
прикладных
программ, офисный пакет,
графический
редактор,
3D-моделирование,
рендеринг
Мультимедиа,
аудиокодек,
битрейт,
сэмпл, аудиоредактор
Видеокодек,
видеоредактор
Презентация,
слайд,
дизайн, тема, палитра,
цветовой круг, макет,
шрифт, фон, контраст,
переходы, сортировщик
слайдов
Ассемблер, язык высокого
уровня,
транслятор,
интерпретатор,
компилятор,
переносимость программ,

1

ПР № 15. Оформлени
е математических
текстов.
ПР № 16. Знакомство
с издательской
системой (Scribus).
ПР № 17. Знакомство
с аудиоредактором
(Audacity).
ПР № 18. Знакомство
с видеоредактором.
ПР № 19.
Оформл
ение презентации

Тест № 25.
Системное
программно
е
обеспечени
е

С

виртуальная
машина,
байт-код, компоновщик,
отладчик, профилировщик
64

Компьютерные сети.
Основные понятия

65

1

1
Локальные сети.

66

1
Сеть Интернет.

67

Адреса в Интернете.

1

68

Практикум:
тестирование сети.
Всемирная паутина.
Поиск информации в
Интернете.

1

Электронная почта.
Другие службы
Интернета.
Электронная
коммерция.

1

72

Интернет и право.
Нетикет.

1

73

Алгоритмы

1

74

Оптимальная
линейная программа
Анализ алгоритмов с
ветвлениями и
циклами

1

69

70

71

75-76

1

1

2

Тест № 26.
С
Системы
программир
ования.
Топология сети, общая Тест № 27.
шина, звезда, кольцо, Компьютерн
ые сети.
протокол, сервер, клиент

Шлюз, одноранговая сеть,
выделенный
сервер,
серверная
ОС, Тест № 28.
терминальный
доступ, Локальные
сетевая
карта, сети.
коммутатор,
маршрутизатор.
Провайдер,
распределённая
сеть,
пакет, протоколы TCP/IP,
маршрутизатор.
IP-адрес,
маска, Тест № 29.
трансляция
сетевых Адреса в
адресов,
система Интернете.
доменных имен, домен
верхнего
уровня,
регистратор, DNS-сервер

А

ПР № 20. Тестирован
ие сети.

Веб-сервер,
каталог
ссылок,
поисковая
машина, индекс, FTPсервер,
форум,
мессенджер, пиринговая
сеть
Почтовый
протокол,
сервер
Интернет-магазин,
интернет-аукцион,
электронная
платежная
система, код протекции
Облачные
хранилища,
нетикет, спам, плагиат,
учетная запись, пароль,
фишинг.
Алгоритм,
свойства
алгоритма,
способы
записи алгоритмов, анализ
алгоритмов
Оптимальная программа,
дерево вариантов
Цикл,
ветвление,
исполнитель
Робот,
исполнитель Чертежник,

ПР № 21. Сравнение
поисковых систем.

77

78

79
80
81
82

83

Введение в язык
Pythоn

1

Вычисления.
Стандартные
функции.

1

Условный оператор.

1

Сложные условия.

1

Вложенный условный
оператор
Практикум:
использование
ветвлений.

1

Проверочная работа
«Ветвления».

1

84
Циклические
алгоритмы.

1
Цикл с переменной.

86

Вложенные циклы.

87

вложенный
оператор

Процедуры.

1

89

Изменяемые
параметры в
процедурах.

1

1
Функции.

92-93

1
2

Рекурсия.
94

Стек.

1

ПР № 22. Простые
вычисления.
ПР № 23. Ветвления.
ПР № 24. Сложные
условия.
ПР № 25. Множествен
ный выбор.
ПР № 26. Задачи на
ветвления.

ПР №1
«Ветвления
»
Цикл, тело цикла, счётчик,
цикл
с
условием,
трассировка,
алгоритм
Евклида,
цикл
с
постусловием
Переменная
цикла,
диапазон, шаг изменения
цикла, вложенный цикл

Тест № 34.
Циклы с
условием.

ПР № 27. Циклы с
условием.
ПР № 28. Циклы с
условием

Тест № 35.
Циклы с
переменной

ПР № 29. Циклы с
переменной.
ПР № 30. Вложенные
циклы.

КР №3
«Алгоритм
ы на
Python»

1

Логические функции.

Тест № 32.
Ветвления.
Тест № 33.
Сложные
условия.

1

88

91

Тест № 31.
Операторы
div и mod.

условный

Контрольная работа
«Циклы».

90

Тест № 30.
Оператор
вывода.

1

2

85

исполнитель Редактор
Скрипт,
комментарий,
переменная,
тип
переменной,
оператор
присваивания,
арифметическое
выражение
Деление нацело, остаток
от
деления,
модуль,
импорт модуля, случайное
число
Условный
оператор,
отступы,
сложные условия

Процедура,
аргумент.
Процедура,
аргумент.

параметр,
параметр,

Функция,
параметр,
результат функции, вызов
функции
Логическая функция
Рекурсия,
рекурсивная
процедура,
базовый
случай
Стек, указатель стека

ПР № 31. Процедуры.
ПР № 32. Процедуры
с изменяемыми
параметрами.
ПР № 33. Функции.
ПР № 34. Логические
функции.
ПР № 35. Рекурсия.
ПР № 36. Стек.

95

Проверочная работа
«Процедуры и
функции»

ПР №2
«Процедур
ыи
функции»

1

97

Линейный поиск в
массиве.

1

98

Поиск максимального
элемента в массиве.

1

Массив, список, индекс
элементов, ввод и вывод
массива,
перебор
элементов, генератор
Поиск элемента, реверс
массива, сдвиг элементов
Максимальный элемент

99

Алгоритмы обработки
массивов (реверс,
сдвиг).

1

Реверс, сдвиг

100

Отбор элементов
массива по условию.

1

срез

101

Сортировка массивов.
Метод пузырька.
Сортировка массивов.
Метод выбора.
Сортировка массивов.
Быстрая сортировка.
Двоичный поиск в
массиве.
Контрольная работа
«Массивы».

1

1

сортировка,
метод
пузырька
Метод выбора, сортировка
слиянием
Быстрая сортировка

1

Двоичный поиск

106

Символьные строки.

1

107

Функции для работы с
символьными строками.

1

108

Преобразования
«строка-число».

1

109

Строки в процедурах и
функциях.

1

110

Рекурсивный перебор.

1

рекурсия

111

Сравнение и сортировка
строк.

1

Сравнение
сортировка

112

Практикум: обработка
символьных строк.

1

96

1
Массивы. Перебор
элементов массива.

102
103
104
105

113

114115

Проверочная работа
«Символьные строки».

1

Матрицы.

Тест № 37.
Алгоритмы
обработки
массивов»

М
ПР № 37. Перебор
элементов массива.
ПР № 38. Линейный
поиск.
ПР № 39. Поиск
максимального
элемента массива.
А
ПР № 40. Алгоритмы
обработки массивов.
ПР № 41. Отбор
элементов массива по
условию.
ПР № 42. Метод
пузырька.
ПР № 43. Метод
выбора.
ПР № 44. Быстрая
сортировка.
ПР № 45. Двоичный
поиск.

КР №4
«Массивы»

1
Символьная строка, длина
строки, подстрока
срез
строки,
поиск
подстроки

ПР № 46. Посимвольн
ая обработка строк.
ПР № 47. Функции
для работы со
строками.
ПР № 48. Преобразов
ания «строка-число».
ПР № 49. Строки в
процедурах и
функциях.
ПР № 50. Рекурсивны
й перебор.
ПР № 51. Сравнение и
сортировка строк.
ПР № 52. Обработка
символьных строк:
сложные задачи.

преобразования

строк,

ПР №3
«Символьн
ые строки»

1

2

Тест № 36.
Массивы.

Матрица, строка, столбец,
главная
диагональ,
побочная диагональ

ПР № 53.
Матриц
ы.
ПР № 54.
Обрабо
тка блоков матрицы.

116

Файловый ввод и вывод.

1

117

Обработка массивов,
записанных в файле.
Обработка смешанных
данных, записанных в
файле.

1

118
119

Контрольная работа
«Задачи
программирования».

120

1

Точность вычислений.

1
Решение уравнений.
Метод перебора.

122

1
Решение уравнений.
Метод деления отрезка
пополам.

123

Решение уравнений в
табличных процессорах.

1

124

Дискретизация.
Вычисление длины
кривой.

1

125

Дискретизация.
Вычисление площадей
фигур.

1

126

1
Оптимизация. Метод
дихотомии.

127

Оптимизация с
помощью табличных
процессоров.

1

128

Статистические
расчеты.

1

129

1
Условные вычисления.

130
131

Обработка результатов
эксперимента. Метод
наименьших квадратов.
Восстановление

1
1

ПР № 55. Файловый
ввод и вывод.
ПР № 56. Обработка
массивов из файла.
ПР № 57. Обработка
смешанных данных из
файла.

Открытие файла, закрытие
файла
КР №5
«Задачи
программи
рования»

1

1

121

Файл, текстовый файл,
двоичный файл
Файловый указатель

Погрешность, абсолютная
погрешность,
относительная
погрешность,
вычислительно
устойчивый метод
Аналитическое решение,
приближенный
метод,
начальное приближение,
итерационный метод
Отделение
корней
уравнения,
уточнение
корней уравнения, метод
перебора, метод деления
отрезка пополам
Целевая
ячейка,
изменяемая ячейка
Дискретизация,
шаг
дискретизации,
длина
кривой
Площадь фигур, метод
прямоугольников, метод
трапеции
Оптимизация,
оптимальное
решение,
целевая
функция,
ограничения
Локальный
минимум,
глобальный
минимум,
начальное приближение
Ряд
данных,
импорт
данных, среднее значение
Среднеквадратичное
отклонение, коэффициент
корреляции
Метод
наименьших
квадратов
восстановление

Тест № 38.
очность
вычислений
.

Т

ПР № 58. Решение
уравнений методом
перебора.
ПР № 59. Решение
уравнений методом
деления отрезка
пополам.
ПР № 60. Решение
уравнений в
табличных
процессорах.
ПР № 61. Вычисление
длины кривой.
ПР № 62. Вычисление
площади фигуры.
ПР № 63. Оптимизаци
я. Метод дихотомии.
ПР № 64. Оптимизаци
я с помощью
табличных
процессоров.
ПР № 65. Статистичес
кие расчеты.
ПР № 66. Условные
вычисления.
ПР № 67. Метод
наименьших
квадратов.
ПР № 68. Линии

зависимостей в
табличных процессорах.

132

1

Вредоносные
программы.

133

1
Защита от вредоносных
программ.

134

1
Что такое шифрование?
Хэширование и пароли.

135

1
Современные
алгоритмы шифрования.

136

1
Стеганография.

137

Безопасность в
Интернете.

1

138

Итоговая контрольная
работа

1

139140

Резерв

2

зависимости,
тренд,
прогнозирование
Информационная
безопасность,
защита
информации, доступность,
целостность,
конфиденциальность,
инсайдер, компьютерный
вирус,
вредоносная
программа, ботнет, червь,
троянская
программа,
патч, эксплойт
Антивирус,
сигнатура,
сканер,
монитор,
брандмауэр

Шифрование,
криптография,
криптоанализ,
ключ
шифра, криптостойкость
Криптостойкость,
блочный шифр, алгоритм
RSA,
несимметричный
шифр, цифровая подпись
Стеганография,
метод
наименьших
значащих
битов, цифровой водяной
знак

тренда.

Тест № 39.
В
Вредоносны
е
программы
и защита от
них.
ПР № 69. Простые
алгоритмы
шифрования данных.

Тест № 40.
Шифровани
еи
хэшировани
е.

ПР № 70. Современны
е алгоритмы
шифрования и
хэширования.
Ш
ПР № 71. Использова
ние стеганографии.

Сетевые угрозы, фишинг,
мошенничество,
выбор
пароля.
КР №6

Ресурсное обеспечение
Для проведения плановых учебных занятий по информатике в школе имеется компьютерный
класс.
В компьютерном классе 13 компьютеров и один компьютер для педагога.
Компьютеры объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет, что позволяет
использовать сетевое решение для цифровых образовательных ресурсов.
Технические характеристики компьютеров соответствуют современным требованиям.
Кроме того, в ИКТ-кабинете есть:
Принтер, сканер, интерактивная доска, акустические колонки на рабочем месте учителя.
Компьютеры установлены в соответствии с требованиями санитарных правил и норм работы в
компьютерном классе, с учетом соблюдения эргономических правил при работе учащихся за
компьютерами.

Компьютеры имеют операционную систему Windows и оснащены всеми программными
средствами, имеющимися в наличии в школе, в том числе основными приложениями. В их число
входят программы текстового редактора, электронных таблиц и баз данных, графические редакторы,
простейшие звуковые редакторские средства и другие программные средства.
Учебно-методический комплект
1. Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. Базовый и углубленный уровень, 10 класс. – М.:

.

2.
3.
4.
5.

Просвещение. 2021
задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://sc.edu.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов http://fcior.ru
тесты:
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/tests.htm.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».