ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля. Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами ОРКСЭ являются: — знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); — развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества; — обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; — развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет "Основы религиозных культур и светской этики" изучается в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия — наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные практические работы работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. Основы светской этики 1.1. Россия — наша Родина. Этика — наука о нравственной жизни человека 2 01.09.2022 02.09.2022 Вести учебный, социокультурный диалог; Аргументировать свою точку зрения; Применять полученные знания в жизни; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://www.klass39.ru/multfilmy-my-zhivyom-v-rossii https://urok.1sept.ru/articles/689730 1.2. Этика общения: золотое правило этики 1 05.09.2022 11.09.2022 Объяснять значение изучаемых понятий; Определять основные характеристики общения; Анализировать особенности общения на основе «золотого правила нравственности»; Аргументировать свою позицию; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://www.youtube.com/watch?v=3BZT68Z электронное приложение к учебнику 1.3. Добро и зло как нравственные категории 1 12.09.2022 18.09.2022 Различать проявления добра и зла; Осмысливать с этих позиций своё поведение и поведение окружающих; Осознавать с позиции нравственности свои поступки; Характеризовать примеры добрых правил; Уметь вести диалог о значении добрых слов и поступков; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2019/02/09/ot-dobryh-pravil-k-dobrym-slovam-ipostupkam-orkse-4-klass 1.4. Дружелюбие. Уважение 1 19.09.2022 25.09.2022 Определять особенности индивидуального проявления окружающих; Находить нужные слова при общении с другими; Осознанно определять значение моральных норм во взаимодействии людей. С пониманием отвечать на учебные вопросы разных типов; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/5-kazhdyj-interesen.html 1.5. Этика и этикет. Премудрости этикета 1 26.09.2022 Уметь охарактеризовать правила 30.09.2022 этикета; Осознанно соблюдать правила этикета; Вырабатывать в поведении соответствие правилам этикета; С пониманием комментировать иллюстрации правил, соотносить с ними своё поведение; Обосновывать свою точку зрения; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/6-premudrosti-ehtiketa.html 1.6. Критерии этикета: разумность, красота и гигиена 1 03.10.2022 Обозначать сущность 07.10.2022 понятия«этикет»; Обосновывать необходимость соблюдения правил этикета; Накапливать знания по правилам этикета, уметь аргументировать их значение и смысл; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/7-krasota-ehtiketa.html электронное приложение 1.7. Правила поведения в школе и дома 1 10.10.2022 Знать основные правила 14.10.2022 этикета; Уметь обосновать необходимость соблюдения правил этикета в школе и дома, обозначать их перечень; Осознанно комментировать текст учебника; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/8-prostye-shkolnye-i-domashnie-pravila-ehtiketa.html 1.8. Речь и этикет 1 17.10.2022 Осознавать значение понятия 21.10.2022 «речь»; Видеть и выражать многогранность взаимосвязи понятий «речь» и «речка»; Характеризовать образную выразительность слова; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; Составлять небольшой рассказ, используя образные речевые средства; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/9-chistyj-rucheyok-nashej-rechi.html Этика человеческих отношений 1 24.10.2022 Объяснять, в чём этическая и 28.10.2022 эмоциональная основа понятия«душа»; Использовать индивидуальные знания по предметам «Окружающий мир» и «Литературное чтение» для объяснения данного понятия; Осознанно характеризовать понятия «духовность», «душевность»; Соотносить понятия «душа»,«духовность»; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/10-v-razvitii-dobryh-chuvstv-tvorenie-dushi.html 1.10. Природа — и человек 1 07.11.2022 Определять смысловое значение 11.11.2022 понятия «справедливость»; Иллюстрировать примеры значимости природы в жизни человека из личного опыта и опыта других людей; Осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах.; https://videouroki.net/video/11-priroda-volshebnye-dveri-k-dobru-i-doveriyu.html 1.11. Родина, Отчизна, патриотизм 1 14.11.2022 Объяснять смысловую основу 18.11.2022 понятий «род», «Родина»; Осознанно определять, что значит быть патриотом; Анализировать текст учебника в соответствии с изучаемыми понятиями; Составлять небольшой текстрассуждение на тему родины, патриотизма. Находить в литературе иллюстрации обсуждаемых понятий; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; анетирование; https://videouroki.net/video/12-chuvstvo-rodiny.html 1.12. Человек среди людей 1 21.11.2022 Понимать значение понятия 25.11.2022 «человечность»; Осознанно аргументировать влияние взаимодействий с людьми на нравственный рост человека; Расширять знания, дополненные другими учебными предметами, обогащённые личным опытом и опытом людей, в определении изучаемых понятий; Осознанно комментировать текст учебника; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/13-zhizn-protekaet-sredi-lyudej.html 1.9. 1.13. Этика отношений в коллективе. Что такое коллектив 1 28.11.2022 Аргументированно отвечать на 02.12.2022 вопрос «Что такое коллектив?»; Анализировать особенности коллектива; Объяснять соотношение понятий «коллектив» и «личность»; Приводить примеры взаимодействия коллектива и личности из собственного опыта и материала других предметов; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/14-chtoby-byt-kollektivom.html электронное приложение 1.14. Коллектив начинается с меня 1 05.12.2022 Осознавать понятия 09.12.2022 «индивидуальность», «дружба»,«уважение»; Анализировать возможности улучшения отношений в коллективе; Уметь вырабатывать правила для себя и для других; Аргументированно объяснять, что значит быть единомышленником в коллективе; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/15-kollektiv-nachinaetsya-s-menya.html электронное приложение 1.15. Чуткость, бескорыстие взаимовыручка в коллективе 1 12.12.2022 Умение понять состояние 16.12.2022 другого человека; Разумно, с пониманием реагировать на состояние другого человека; Осознавать значение семьи для человека, общества и государства; Стремиться корректировать своё поведение в процессе преодоления обид; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/16-moj-klass-moi-druzya.html 1.16. Творческие работы 2 19.12.2022 Применять на практике 30.12.2022 полученные знания; Уметь планировать свою деятельность; Раскрывать содержание изучаемых понятий; Аргументировать свою точку зрения; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://www.culture.ru/s/detyam/ http://museionline.blogspot.com/search/label/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F 1.17. Нравственные истины. Общечеловеческие ценности 1 16.01.2023 Осознавать значение золотого 21.01.2023 правила этики; Размышлять о причинах появления золотого правила этики и его применении; Объяснять сущность и содержание общечеловеческих ценностей; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/17-ezheli-dushevny-vy-i-k-ehtike-ne-gluhi.html 1.18. Ценность жизни 1 23.01.2023 Понимать значение понятий 28.01.2023 «смысл», «нравственный закон»,«жизнь»; Уметь размышлять о том, какую роль играют духовные ценности в жизни человека; Аргументировать свою точку зрения; Использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/18-zhizn-svyashchenna.html 1.19. Человек рождён для добра 1 30.01.2023 Характеризовать понятия 03.02.2023 «бескорыстность», «доброта»,«совесть»; Объяснять смысл сказок и народных пословиц, связь между ними; Понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текстрассуждение на тему добра и бескорыстия; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/19-chelovek-rozhdaetsya-dlya-dobra.html 1.20. Милосердие — закон жизни 1 06.02.2023 Объяснять значение 10.02.2023 понятий«сочувствие» и «сопереживание», «сострадание» и «милосердие»; Осознанно аргументировать роль совести как внутреннего регулятора человеческого поведения; Использовать знания по литературному чтению, примеры из личного опыта и опыта других людей для характеристики действия совести; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/20-miloserdie-zakon-zhizni.html https://urok.1sept.ru/articles/691063 1.21. Нравственность, 1 справедливость, правда, тактичность — жизнь во благо себе и другим 13.02.2023 Анализировать конфликтную 17.02.2023 ситуацию, обозначая возможные способы выхода из неё; Доброжелательно взаимодействовать с людьми любой национальности; Осознанно следовать правилам тактичного поведения; Применять усвоенные знания в общении; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/21-zhit-vo-blago-sebe-i-drugim.html 1.22. Душа обязана трудиться. Нравственные установки и нормы 1 20.02.2023 Устанавливать связь между 24.02.2023 намерением и поступком; Осознанно раскрывать суть понятия «нравственная установка»; Сопоставлять понятия «нравственная установка», «нравственные усилия»; Аргументировать свою точку зрения; Составлять небольшой текстрассуждение на тему «Образцы нравственного поведения в современной жизни»; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://www.youtube.com/watch?v=zzmPB7Qme3Y 1.23. Победить в себе дракона. Нравственность на основе разумности 1 27.02.2023 Обосновывать значение 03.03.2023 понятий«достоинство», «бескорыстие»,«гуманность»; Анализировать свои поступки, чувства, помыслы; Осознавать необходимость соблюдения норм этикета; Совершенствовать умения в области коммуникации; Аргументировать свои рассуждения; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://uchitelya.com/orkse/196224-prezentaciya-dostoyno-zhit-sredi-lyudey-4-klass.html 1.24. Понять и простить: гуманизм как этический принцип 1 06.03.2023 Чётко представлять, что такое 10.03.2023 понимание, гармония, прощение; Составлять небольшой текстрассуждение на заданную тему; Контролировать свои поступки и высказывания; Соотносить своё поведение с опытом поколений; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/24-umet-ponyat-i-prostit.html https://www.youtube.com/watch?v=8PV4w3RvZec 1.25. Этика поступков — нравственный выбор 1 13.03.2023 Аргументированно объяснять, 17.03.2023 что означает нравственный выбор; Совершенствовать умения в области общения; Корректировать свои высказывания и поведение с учётом этики поступков; Проявлять терпимость и дружелюбие при взаимодействии с окружающими; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://psv4.vkuseraudio.net/s/v1/d/RTqNtE8QnbNZG4s05ZAppPeaDjkHwjOugyLZI1pPFm-ReNY9kh7S1J9BbL2kXRqKXU8qxZ50t-r1hiN48p91lhUMABZ-4-HGUVLWUAOQhCMaEx6QAOWQ/25_Prostaya_etika_postupkov.mp4 1.26. Посеешь поступок — пожнёшь характер. Жить дружно и легко 1 20.03.2023 Комментировать основное 24.03.2023 содержание урока и его важнейшие понятия; Отвечать на учебные вопросы; Систематизировать и обобщать полученные знания; Делать выводы; Адекватно использовать полученные знания в практике общения; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/razrabotki/viktorina-posieiesh-privychku-pozhniesh-kharaktier.html 1 03.04.2023 Объяснять понятие 07.04.2023 «нравственность»; Систематизировать и обобщать полученные знания; Анализировать и сопоставлять факты. Находить аналогии; Соотносить моральнонравственные проблемы с анализом личного опыта поведения; Аргументировать свои рассуждения; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/26-obshchenie-i-istochniki-preodoleniya-obid.html 1 10.04.2023 Осознанно раскрывать суть 14.04.2023 понятий «терпение», «терпимость», «деликатность»; Соотносить свои представления с опытом поведения других людей; Анализировать своё поведение и высказывания; Обобщать полученные знания; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/28-dobrote-soputstvuet-terpenie.html 1.27. Лестница саморазвития 1.28. Терпение и труд — все перетрут 1.29. Слова с приставкой«со» 1 17.04.2023 Систематизировать и обобщать 21.04.2023 этические знания; Анализировать и сопоставлять факты поведения человека; Находить аналогии; Рассуждать на моральноэтические темы; Соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/29-dejstviya-s-pristavkoj-so.html 1.30. Судьба и Родина едины: 1 с чего начинается Родина 24.04.2023 Соотносить понятия 28.04.2023 «Родина»,«Отечество»; Осознанно анализировать изучаемые понятия. Находить аналогии; Вырабатывать умение, рассуждать на моральноэтические темы и делать выводы; Осмысливать моральнонравственные проблемы в соотнесении с личным опытом поведения; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/razrabotki/chas-obshchieniia-sud-ba-i-rodina-iediny.html 1.31. Патриот и гражданин 1 15.05.2023 Осознанно раскрывать 19.05.2023 понятия«патриот», «патриотизм», «гражданин», «гражданственность»; Выделять главное в тексте учебника; Соотносить полученные знания с собственным опытом поведения, уметь анализировать его; Устный опрос; выполнение заданий на рабочих листах; https://videouroki.net/video/31-v-tebe-rozhdaetsya-patriot-i-grazhdanin.html 1.32. Заключительное слово 1 22.05.2023 Обобщать знания, полученные 26.05.2023 при изучении курса; Применять на практике полученные знания; Уметь планировать свою работу. Подводить её итоги, представлять результаты; Аргументировать свою позицию; https://urok.1sept.ru/articles/688805 Устный опрос; Самооценка с использованием« Оценочного листа»; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики (в 2 частях). 4 класс. Часть 1: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.; Часть 2: Виноградова Н.Ф. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики Методическое пособие https://prosv.ru/\_data/assistance/107/67d58e72-f44e-11e2-8818-0050569c0d55.pdf Примерная рабочая программа НОО Основы религиозных культур и светской этики https://edsoo.ru/download/447/?hash=9cc70b60e8cbfdf9ee28f8be2e53600c ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://www.klass39.ru/multfilmy-my-zhivyom-v-rossii/ https://videouroki.net/ http://catalog.prosv.ru/attachment/4cf3f062-004b-11e4-a3fe-0050569c7d18.pdf https://uchitelya.com/orkse/181132-konspekt-uroka-po-predmetu-orkse-kazhdyy-interesen-4-klass.html /orkse/196224-prezentaciya-dostoyno-zhit-sredi-lyudey-4-klass.html https://uchitelya.com/orkse/188085-plan-uroka-po-svetskoy-etike-chelovek-rozhden-dlya-dobra-4-klass.html https://uchitelya.com/orkse/177002-tehnologicheskaya-karta-k-uroku-orkse-umet-ponyat-i-prostit-4klass.html https://catalog.prosv.ru/item/16241 https://artchive.ru/artworks http://musei-online.blogspot.com/search/label/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F https://www.culture.ru/s/detyam/ https://parables.ru/detskie/ https://psv4.vkuseraudio.net/s/v1/d/RTqNtE8QnbNZG4s05ZAp-pPeaDjkHwjOugyLZI1pPFmReNY9kh7S1J9BbL2kXRqKXU8qxZ50t-r1hiN48p91lhUM-ABZ-4HGUVLWUAOQhCMaEx6QAOWQ/25_Prostaya_etika_postupkov.mp4 https://www.youtube.com/watch?v=8PV4w3RvZec https://www.youtube.com/watch?v=zzmPB7Qme3Y МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Набор рабочих листов, дидактические игры ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Ноутбук, мультимедийный проектор