РП учебного курса Основы стилистики 10-11 класс

Выписка
из содержательного раздела ООП СОО, утвержденной приказом директора от
30.08.2023г № 188-1

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса «Основы стилистики»
для обучающихся 10-11 классов

Рабочая программа разработана
учителем русского языка и литературы
Голиковой Е.В.

г. Березовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Основы стилистики» составлена в
соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего
общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ
17.05.2012 №413, Федеральной основной образовательной программой
основного
общего
образования,
утвержденной
Приказом
Минпросвещения РФ от 18.05.2023 №371.
на основе книги И.В.
Пасичника «Эффективная методика» для подготовки к ЕГЭ издательства
«Знание» и ресурсов интернета: Рабочей программы элективного курса
Везо В.И. , элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ
текста» Феоктистовой Т.Н., «Анализ текста: теория и практика»
Кузьменковой Т.А. и «КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ» Артиковой Е.Б. и
Рудневой С.Ф.
Цель курса – совершенствование и углубление приобретенных
учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной,
лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления,
расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в
работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий
экзаменационной работы на более высоком качественном уровне,
формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых
и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной
практике нормативной устной и письменной речи.
Задачи курса:
• изучение

нормативных и методических документов по организации
и проведению ЕГЭ по русскому языку;
•
овладение основными нормами литературного языка;
•
создание прочной базы языковой грамотности учащихся,
формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
•
дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой
подготовки;
•
обучение старшеклассников осознанному выбору правильных
ответов тестовых заданий;
•
освоение
стилистического многообразия и
практического использования художественно-выразительных средств
русского языка;
•
обучение анализу текста, его интерпретации;
•
совершенствование
лингвистической
компетенции
выпускников при написании экзаменационного сочинения;
•
развитие речевой культуры.
Данный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны

быть сформированы у выпускников средней школы, он может быть
использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для
обучающихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому
государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на
знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в
основной школе. Содержание программы предполагает
углубленное
изучение отдельных тем обязательного основного курса русского языка,
расширение и углубление знаний теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное
представление о богатстве русского языка, помогает использовать в
повседневной практике нормативную устную и письменную речь, то есть
удовлетворять познавательные интересы.
Особое внимание уделяется
лингвистическим задачам, связанным с профессиональными интересами
школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с
текстами обращается внимание на исторический, общественно-философский,
нравственно-этический,
литературоведческий компонент содержания
текстов.
Актуальность выбора данного элективного предмета обусловлена тем,
что современная форма итоговой аттестации – единый государственный
экзамен – требует своей технологии выполнения заданий, а значит – своей
методики подготовки. Работа с тестами требует постоянного, активного,
дифференцированного тренинга.
При необходимости допускается интеграция форм обучения,
например, очного и электронного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Учитель в ходе реализации курса применяет следующие методы
обучения:
• объяснительно-иллюстративный;
• познавательный;
• стимулирования и мотивации деятельности учащихся;
• организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
• контроля и самоконтроля.
Групповая и индивидуальная формы работы; работа с
нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,
с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы
как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и
коммуникативных задач, решение тестов по типу ЕГЭ, мини-исследования
содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений
в соответствии с критериями оценки ЕГЭ, анализ образцов ученических
сочинений с помощью технологии критического мышления, тренировочнодиагностические
работы,
использование
различных
источников
информации.
Для достижения основных целей курса используются наиболее

эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами и таблицами по
орфографии и пунктуации;
семантический анализ высказывания и
поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами
письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями.
Учебный
курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Основы
стилистики» предназначен для учащихся 10–11 классов и рассчитан на 68
часов (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе) и состоит из 4 модулей.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
10 класс – 34 часа (1 час в неделю): 16 часов в 1 полугодии: 1 модуль
«Комплексный лингвистический анализ текста для написания сочинениярассуждения»; 18 часов во 2 полугодии: 2 модуль «Культура русского речевого
общения»;
11 класс – 34 часа (1 час в неделю): 16 часов в 1 полугодии: 3 модуль
«Художественный анализ текста»; 18 часов во 2 полугодии: 4 модуль «Культура
русского речевого общения».

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
10 класс (34 часа)
«Комплексный лингвистический анализ текста для написания сочинениярассуждения» (16 часов)
1 модуль
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки сочинения.
Текст (14 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логико- смысловые отношения между
частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и
дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
«Культура русского речевого общения» (18 часов)
2 модуль
Введение (1 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация
экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.

Лексические нормы (1 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка. Деление лексики русского языка
на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Омонимы,
синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика, лексика
ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы (2 ч.)
Грамматические
синтаксические.

нормы:

словообразовательные,

морфологические,

Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы
словообразования.
Предупреждение ошибок.

Ошибочное

словообразование.

Морфологические нормы (3 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы
образования форм слов разных частей речи. Части речи. Грамматическое
значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Варианты
падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки на
морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи
предложений в тексте.
Синтаксические нормы (7 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы
управления, примыкания. Построение словосочетаний.

согласования,

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное
предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение
сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Синтаксическая
синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
11 класс (34 часа)
«Художественный анализ текста» (16 часов)
3 модуль
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи.
Предупреждение ошибок при определении стиля текста.
Изобразительно-выразительные средства языка (6 ч.)
Речь.
Языковые
средства
выразительности.
характеристика. Стилистические фигуры.

Тропы,

их

Коммуникативная компетенция (6 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной
экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста.
Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме
исходного текста. Авторская позиция. Отражение
авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактических норм.

«Культура русского речевого общения» (18 часов)
4 модуль
Орфографические нормы (9 ч.) Принципы русской орфографии.
Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание
приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных
окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и
глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и
дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и
раздельное написание не с различными частями речи. Правописание
служебных слов.
Пунктуационные нормы (9 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки
препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных
членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных
предложениях:
в
бессоюзном
сложном
предложении,
в
сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с
разными видами связи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ СТИЛИСТИКИ»

ПРОГРАММЫ

Личностные результаты освоения обучающимися программы курса образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего
поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
В результате изучения курса у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как
•
активного и ответственного члена российского общества;

осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
•
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных
на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
•
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах
•
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в
•
соответствии с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
•
2) патриотического воспитания:
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
•
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
ценностное
отношение
к
государственным
символам,
•
историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его
•
защите, ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
•
сформированность нравственного сознания, норм этичного
•
поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
•
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
•
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
•
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
•
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
•
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
•

убеждённость в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
•
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
•
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно•
оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
•
вреда физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
•
готовность к активной деятельности технологической и социальной
•
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
•
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
•
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
•
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
•
основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
•
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
•
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
•
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
•
взаимодействия между людьми и познания мира;
•

осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
рабочей программы учебного курса у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
•
эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, видеть направление развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
•
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
•
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
•
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
•
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
•
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
•
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка,
функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
•
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений,
•
данных в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа
•
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
•
результатов целям;
•

координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
•
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
•
деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский
язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания,
•
в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
•
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
•
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
•
параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
•
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
•
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
•
уметь
переносить
знания
в
практическую
область
•
жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в
профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
•
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе
•
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
•
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
•

оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных
•
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать
•
требования информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
•
пользоваться невербальными средствами общения, понимать
•
значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
•
аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
•
излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
•
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
•
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных
•
предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
•
ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
•
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в
•
разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
•
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
•
совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и
результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
•

уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
•
результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
•
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
•
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
•
индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
•
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
•
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
•
команды в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
•
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности
и воображение, быть инициативным.
•

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях
языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику,
отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических
единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других);
комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры
народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации,
Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О
государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон

Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго),
знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе;
использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней
языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры
речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия
нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.
Использовать словари русского языка в учебной деятельности.
Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых
грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного
языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов

(аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского
литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения
соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём
диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения
— не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям
официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим;
использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернеткоммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах

представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную
и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или)
на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения
— не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв,
рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления
разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность)
употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических
норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка
(в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.

Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы.
Распознавать,
анализировать
и
комментировать
тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения
— не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

Тематический план
10 класс
1 модуль
«Комплексный лингвистический анализ текста для написания
сочинения-рассуждения»
(16 часов)

Раздел, тема
Введение
Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ.
Особенности ЕГЭ по русскому языку.

I

Количес
тво часов
2
1

Спецификация экзаменационной работы.
Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки сочинения

1

Текст

14

Структура, языковое оформление текста.
Смысловая и композиционная целостность
текста
Смысловая и композиционная целостность
текста

Последовательность предложений в тексте.
Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями
микротекста
Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

https://re
sh.edu.ru/
https://ru
sege.sdamgia.r
u/

1

https://re
sh.edu.ru/

1

https://ru

1

sege.sdamgia.r
u/
https://zn
aika.ru/

1

https://ru
stutors.ru/

микротекста
Логико-смысловые отношения между частями
микротекста

1

Средства связи предложений в тексте

1

Основная и дополнительная информация
микротекста

1

Информационная обработка письменных
текстов различных стилей и жанров

6

Зачет

1

https://m
ogu-pisat.ru/
ru/

https://uchi.

https://re
sh.edu.ru/
https://ru
sege.sdamgia.r
u/

Тематический план
10 класс

2 модуль
«Культура русского речевого общения»
(18 часов)

Раздел, тема
Введение
Нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ.
Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий
I

II

V

I

II

Языковые нормы
Литературный язык. Языковые нормы.
Типы норм. Словари русского языка

Количес
тво часов
1
1

1
1

Основные правила орфоэпии.
Орфография. Ударение

1
1

Лексическое многообразие русского
языка. Фразеологизмы. Речевые ошибки на
лексическом уровне, их предупреждение
Грамматические нормы
Грамматические нормы

1

Грамматические ошибки и их
предупреждение

1

Словообразовательные нормы
Словообразовательные
нормы.
Ошибочное словообразование
Морфологические нормы
Самостоятельные

части

2
1

2
2

-3

https://zn
aika.ru/
https://m
ogu-pisat.ru/
https://re
sh.edu.ru/
https://zn
aika.ru/
https://ru
stutors.ru/
https://m
ogu-pisat.ru/

https://uchi.
ru/

3
2

-2

III

https://re
sh.edu.ru/

1

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

ЭОР

Служебные части речи

1

Синтаксические нормы

7

Нормы согласования

1

Нормы управления

2

Зачет

1

https://ru
sege.sdamgia.r
u/
https://zn
aika.ru/
https://m
ogu-pisat.ru/

https://uchi.
ru/

-7

Нормы примыкания

1

Синтаксическая синонимия

2

https://ru
sege.sdamgia.r
u/

Тематический план
11 класс

3 модуль
«Художественный анализ текста»
(16 часов)

Раздел, тема
речи

I

Функционально-смысловые типы

Количес
тво часов
2

Функционально-смысловые
типы
речи, их
отличительные признаки

1

Предупреждение ошибок при
определении типов речи

1

Функциональные стили речи

ЭОР

2

https://ru
sege.sdamgia.r
u/
https://zn
aika.ru/

1

https://m
ogu-pisat.ru/

1

https://uchi.
ru/

-2

Публицистический
стиль,
его
особенности.
Средства
эмоциональной
выразительности. Жанры публицистического
стиля
Художественный стиль речи.
Предупреждение ошибок при определении
стиля текста
Изобразительно-выразительные
средства языка
Речь. Изобразительно-выразительные
средства языка. Выразительные средства
лексики и фразеологии

-4

Тропы, их характеристика. Умение
находить их в тексте.

2

II

6
2

https://ru
sege.sdamgia.r
u/
https://zn
aika.ru/

-6
V
-2

-5

https://ru
stutors.ru/

Стилистические фигуры, их роль в
тексте

2

Коммуникативная компетенция

6

Формулировка
проблем
исходного
текста. Комментарий к сформулированной
проблеме исходного текста. Авторская
позиция
Аргументация собственного мнения по
проблеме

2

https://uchi.
ru/

1

Абзацное
членение.
Точность
и
выразительность речи. Соблюдение речевых
норм

2

https://re
sh.edu.ru/
https://ru
sege.sdamgia.r
u/

Зачет

1

Тематический план
11 класс

4 модуль
«Культура русского речевого общения»
(18 часов)

Количес
тво часов
9

Раздел, тема
Орфографические нормы
Принципы
русской
Правописание корней. Безударные
гласные корня.

Гласные и, ы после приставок.

-5
-7

Правописание падежных окончаний.
Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм.
–Н- и –НН- в суффиксах различных
частей речи; правописание суффиксов

о

ЭОР

2

https://re
sh.edu.ru/
https://ru
sege.sdamgia.r
u/
https://zn
aika.ru/
https://ru
stutors.ru/

2

https://m
ogu-pisat.ru/

1
1

1

I
-2
-4

-6

-9

различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание
служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное
написание омонимичных слов и сочетаний
слов.
Пунктуационные нормы
Использование

алгоритмов

Пунктуация в простом предложении:
знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных
членах
Знаки препинания в предложениях со
словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения
Зачет
Пунктуация в сложных предложениях:
Сложное предложение с разными видами
связи

1

https://uchi.
ru/

1

https://re
sh.edu.ru/

9
п

2

https://zn
aika.ru/
https://ru
stutors.ru/

2

https://m
ogu-pisat.ru/

2

1
2

https://re
sh.edu.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Егораева Г.Т. «ЕГЭ 2020. Русский язык. Тренажёр.
Задание 27. Учимся писать сочинение» - М.:Издательство
«Экзамен», 2022
2.
Пасичник., «Эффективная методика» для подготовки к
ЕГЭ: - Пермь: Издательство «Знание», 2022
3.
Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2020:
учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2020
4.
И.П.Цыбулько
«ЕГЭ.
Русский
язык:
типовые
экзаменационные варианты: 36 вариантов» - М.: Издательство
«Национальное образование» - (ЕГЭ. ФИПИ – школе), 2022
1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография.
Пунктуация / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – 19-е изд. – М.:
АЙРИС-пресс, 2017
2.
Розенталь Д.Э. «Говорите и пишите по-русски
правильно» - 10 изд.-М.:АЙРИС-пресс, 2018.
3. Пасичник., «Эффективная методика» для подготовки к ЕГЭ: Пермь: Издательство «Знание», 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
https://rus-ege.sdamgia.ru/
https://znaika.ru/
https://rustutors.ru/
https://mogu-pisat.ru/
https://uchi.ru/

Приложение

Критерии и формы оценки предметных результатов
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям: учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения,
текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с
производимым разбором или по заданию учителя; - учитываются речевые умения
учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования,
сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и
фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями,
нормами орфографии и пунктуации; - учитывается способность учащегося выражать
свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными
задачами в различных ситуациях и сферах общения. Формами контроля, выявляющего
подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора,
устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим
заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. Оценка сочинений и
изложений Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью
сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания. Любое
сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание
и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются
оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за
содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и
изложения оценивается по следующим критериям: соответствие работы ученика теме
и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и
изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов. Грамотность
оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Оц
Основные критерии оценки сочинений
енки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
1.
Содержание
работы
Допускается:
1)
1
полностью соответствует теме. 2. орфографическая;
2)или
1
Фактические ошибки отсутствуют. 3. пунктуационная;
3)или
1
Содержание
излагается грамматическая ошибка.
последовательно.
4.
Работа
отличается
богатством
словаря,
разнообразием
используемых
синтаксических
конструкций,

точностью словоупотребления. 5.
Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста. В целом в
работе допускается 1 недочет в
содержании и 1 -2 речевых недочёта.
«4»
1.
Содержание
работы
в
основном
соответствует
теме
(имеются незначительные отклонения
от темы). 2. Содержание в основном
достоверно, но имеются единичные
фактические не- точности. 3. Имеются
незначительные
нарушения
последовательности в изложении
мыслей.
4.
Лексический
и
грамматический
строй
речи
достаточно разнообразен. 5. Стиль
работы отличается единством и
достаточной выразительностью. В
целом в работе допускается не более 2
недочётов в содержании и не более 34 речевых недочетов.
«3»
1.
В
работе
допущены
существенные отклонения от темы. 2.
Работа достоверна в основном, но в
ней имеются отдельные фактические
неточности. 3. Допущены отдельные
нарушения
последовательности
изложения. 4. Беден словарь и
однообразны
употребляемые
синтаксические
конструкции,
встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не
отличается
единством,
речь
недостаточно выразительна. В целом
в работе допускается не более 4
недочётов в содержании и 5 речевых
недочётов.
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических
неточностей.
3.
Нарушена
последовательность
изложения
мыслей во всех частях работы,
отсутствует связь между ними, работа
не соответствует плану. 4. Крайне
беден словарь, работа написана
короткими
однотипными
предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи

Допускается:
1)
2
орфографические
и
2
пунктуационные ошибки; 2) или 1
орфографическая
и
3
пунктуационные ошибки; 3) или 4
пунктуационные
ошибки
при
отсутствии
орфографических
ошибок;
4)
а
также
2
грамматические ошибки.

Допускается:
1)
4
орфографические
и
4
пунктуационные ошибки; 2) или 3
орфографические ошибки и 5
пунктуаци- онных ошибок; 3) или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе - 5 орфо- графических и
4 пунктуационные ошибки ошибки.

Допускается:
1)
орфографических
и
пунктуационных ошибок; 2)
орфографических ошибки
пунктуационных ошибок; 3)
орфографических ошибок
пунктуационных ошибок 4)
орфографических
и
пунктуационных ошибок.

7
7
или 6
и 8
или 5
и 9
или 8
6

неправильного словоупотребления. 5.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено до 6
недочётов в содержании и до 7
речевых недочетов.
«1»
В работе допущено более до 6
Имеется
более
недочетов в содержании и более 7 орфографических,
речевых недочётов
пунктуационных
и
грамматических ошибок.

7
7
7

Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по
русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное,
логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения
применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика
надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и
правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое
оформление ответа. Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной
пятибалльной системе. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает
изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка «4»
ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка «3» ставится, если
ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает
материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик
обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно
и неуверенно излагает материал.
Словарный диктант оценивается одной отметкой
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу.
Отметка «4» выставляется за 1-2 ошибки в работе.
Отметка «3» выставляется за 3-4 ошибки в работе.
Отметка «2» выставляется за работу, в которой допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок оценивается баллом «1».

Диктант оценивается одной отметкой
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней
одной негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется
при наличии 2
орфографических и 2
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок,
или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок . Отметка «4»
может выставляется при 3 орфографических ошибках, если среди них есть
однотипные.
Отметка «3» выставляется
за диктант в котором допущены
4
орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок . В 5 классе допускается выставление отметки за диктант «3» при 5
орфографических и 4 пунктуационных ошибок. Отметка «3» может выставляется
при 6 орфографических ошибках и 6 пунктуационных, если среди тех и других есть
однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется
за диктант в котором допущено
до 7
орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок , или
8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. .
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В контрольной работе,
состоящей из диктанта из дополнительного
(фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания
выставляются две оценки за каждый вид работ.
При оценке
выполнения дополнительных заданий рекомендуется
руководствоваться следующим:
Отметка «5» выставляется, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» выставляется, если ученик выполнил не менее 75 %
Отметка «3» выставляется если ученик выполнил не менее 50 %
Отметка «2» выставляется за работу, в которой ученик не выполнил более 50 %
Отметка «1» выставляется за работу, в которой ученик не выполнил ни одного
задания.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Наиболее соответствующей специфике элективных занятий является
зачетная форма оценки достижений учащихся. Для зачета нужно
выполнить предложенный тест.
Контрольно-измерительные материалы, позволяющие установить

уровень образовательных достижений учащихся по данному курсу, по
структуре
и
содержательному
наполнению
соответствуют
демонстрационной версии формата ЕГЭ. В качестве зачетной работы
предлагаются варианты из книги И.П.Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык:
типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов» - М.: Издательство
«Национальное образование» - (ЕГЭ. ФИПИ – школе).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».