РП учебного курса Функциональная грамотность 10-11 класс

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10-11 классов

г. Березовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» для 10,
11 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
проектом

Минфина

России

«Содействие

повышению

уровня

финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации»;
стратегии

повышения

финансовой

грамотности

в

Российской

Федерации на 2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;
требованиями к результатам освоения программы среднего общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В

программе

по

данному

курсу

учитываются

возрастные

и

психологические особенности обучающихся на ступени среднего общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Финансовая

грамотность

является

одной

из

составляющих

функциональной грамотности современного человека и входит в состав
«навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость
разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой
грамотности,

финансовая

грамотность

понимается,

как

«сочетание

осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых
для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для
достижения финансового благосостояния».

Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения
прямой

связи

между

получаемыми

знаниями

и

их

практическим

применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий

момент

и

в

долгосрочном

периоде

и

ориентирует

на

формирование ответственности у подростков за финансовые решения с
учетом личной безопасности и благополучия.
Программа

направлена

на

реализацию

стратегических

целевых

ориентиров в области повышения финансовой грамотности на уровне
среднего общего образования. Программа и учебно-методический комплекс
по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную
технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход,
возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых
как для организации процесса обучения и воспитания в средней школе, так и
практико-ориентированного

функционального

использования

знаний

о

финансах в повседневной жизни. Содержание программы учитывает
возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное
освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте
формирования финансовой культуры.
Целями изучения учебного предмета «Финансовая грамотность»
являются:
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в
области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной
на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
 развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям
финансового планирования;
 освоение
практической

способов

деятельности,

познавательной,

необходимых

экономической жизни общества, семьи;

для

коммуникативной,

активного

участия

в

 приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье;
 применение

полученных

знаний

и

умений

для

решения

элементарных вопросов в области экономики семьи;
 развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области;
 воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики.
Задачи изучения учебного предмета «Финансовая грамотность»:
 освоить систему знаний о финансовых институтах современного
общества и инструментах управления личными финансами;
 овладеть

умением

получать

и

критически

осмысливать

экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные;
 формировать опыт применения знаний о финансовых институтах
для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
 формировать

основы

культуры

и

индивидуального

стиля

экономического поведения, ценностей деловой этики;
 воспитывать ответственность за экономические решения.
Учебный предмет «Финансовая грамотность» изучается в 10-11
классах, общее количество рекомендованных учебных часов составляет 17
часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
Банки: чем они могут быть полезны в жизни
Банк,

коммерческие

банки,

Центральный

банк,

механизм

взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, кредитор,
заёмщик, банковский счёт, процентная ставка, простой и сложный процент,
банковская карта, банкомат.
Вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования,
срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство по страхованию вкладов,
сберегательная

книжка

(именная,

на

предъявителя),

сберегательный

сертификат.
Кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история,
автокредит, договор залога, образовательный кредит, потребительский
кредит, полная стоимость кредита, недвижимость, ипотека, первоначальный
взнос.
Управление

благосостоянием,

инвестирование,

программы

инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги, брокер, портфель
инвестиций.
Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста
доходов
Фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка,
фондовая биржа, субъекты (участники) фондового рынка и суть их
деятельности.
Различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции,
облигации, эмиссия ценных бумаг.
Возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг,
депозитарий, доверительный управляющий, брокер.
Прямые

инвестиции,

инвестиционный

инвестиционных портфелей, виды инвесторов.

портфель,

виды

Налоги: почему их надо платить
Налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик,
основания для взимания налогов с граждан и фирм в России, общие
принципы работы налоговой службы, налоговые органы.
Основные виды налогов, которые уплачивают физические лица,
способы постановки на налоговый учёт, ИНН, получение ИНН. Пеня по
налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.
Налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать.
Налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета.
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Бизнес, стартап, дееспособность, правила создания нового бизнеса,
этапы жизни стартапа, бизнес-план, структура бизнес-плана, маркетинг,
реклама, франшиза.
Государственные, региональные и городские программы, направленные
на поддержку молодых предпринимателей.

11 КЛАСС
Банки: чем они могут быть полезны в жизни
Банк,

коммерческие

банки,

Центральный

банк,

механизм

взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков, кредитор,
заёмщик, банковский счёт, процентная ставка, простой и сложный процент,
банковская карта, банкомат.
Вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования,
срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство по страхованию вкладов,
сберегательная

книжка

(именная,

на

предъявителя),

сберегательный

сертификат.
Кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история,
автокредит, договор залога, образовательный кредит, потребительский

кредит, полная стоимость кредита, недвижимость, ипотека, первоначальный
взнос.
Управление

благосостоянием,

инвестирование,

программы

инвестирования в драгоценные металлы и ценные бумаги, брокер, портфель
инвестиций.
Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста
доходов
Фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка,
фондовая биржа, субъекты (участники) фондового рынка и суть их
деятельности.
Различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции,
облигации, эмиссия ценных бумаг.
Возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг,
депозитарий, доверительный управляющий, брокер.
Прямые

инвестиции,

инвестиционный

портфель,

виды

инвестиционных портфелей, виды инвесторов.
Налоги: почему их надо платить
Налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик,
основания для взимания налогов с граждан и фирм в России, общие
принципы работы налоговой службы, налоговые органы.
Основные виды налогов, которые уплачивают физические лица,
способы постановки на налоговый учёт, ИНН, получение ИНН. Пеня по
налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.
Налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать.
Налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета.
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Бизнес, стартап, дееспособность, правила создания нового бизнеса,
этапы жизни стартапа, бизнес-план, структура бизнес-плана, маркетинг,
реклама, франшиза.

Государственные, региональные и городские программы, направленные
на поддержку молодых предпринимателей.
Риски в мире денег: как защититься от разорения
Финансовый риск, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды.
Финансовые риски в современной российской действительности. Куда
обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской
карты, сертификатов, сберкнижек и др.). Меры ответственности государства в
случае финансового мошенничества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Изучение предмета «Основы финансовой грамотности» в 10,11 классах
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
1. Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Финансовая грамотность»
характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормам и поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
1.1.


Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в

том числе через изучение фактов из истории появления российских денег,
развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений,
осознания материальных и нематериальных богатств России;


осознание своей этнокультурной и российской гражданской

идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;


сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей

страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей
многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;


первоначальные представления о человеке как члене общества, о

правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе правилах финансовых отношений между людьми;


мотивация на достижение личных финансовых целей и общих

финансовых целей семьи;


1.2.


мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на

собственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых
решений и поступков;


проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в

том числе к нуждающимся людям;


применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности договариваться;


неприятие любых форм поведения, направленных на причинение

физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в
финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования
интересов других людей;


осознание необходимости ограничивать свои желания;



проявление ответственности за потребление общих ресурсов

семьи;
1.3. Эстетическое воспитание:


восприимчивость к разным видам искусства, традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;


осознание важности художественной культуры как средства

коммуникации и самовыражения;


понимание ценности отечественного и мирового искусства,

этнических культурных традиций и народного творчества;


стремление к самовыражению в разных видах искусства;

1.4.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других

людей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной
безопасности;


бережное отношение к физическому и психическому здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;
1.5.


Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки

участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
1.6.


Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, ответственное потребление

ресурсов;

1.7.


неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том

числе первоначальные представления об обмене, зарождении денег и
финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной
картины мира);


познавательные

любознательность

и

интересы,

самостоятельность

активность,
в

познании,

инициативность,
в

том

числе

познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений
принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность
в познавательной деятельности;



осознание

своих

привычек

при

пользовании

деньгами

и

возможностей изменения этих привычек при формировании финансово
грамотного поведения;


проявление уверенности при оплате простых покупок;



мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров,

мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;


готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых

товаров и услуг;


мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть

карманных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов,
распределению доходов по направлениям расходов.
2. Метапредметные результаты
2.1.


Познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки,

анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в
газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;


умение представлять результаты анализа простой финансовой и

статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;


выполнение логических действий сравнения преимуществ и

недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы
по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;


установление причинно-следственных связей между уплатой

налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;



построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к

суждению и умозаключению);


умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с

использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;


владение базовыми предметными и межпредметными понятиями

(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики
семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
2.2.


Регулятивные:
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных

результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе и существующих возможностей;


самостоятельное планирование действий по изучению экономики

семьи, экономических отношений в семье и обществе;


проявление

познавательной

и

творческой

инициативы

в

применении полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;


контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка

выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;


применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов

успокоения, восстановления и активизации.

2.3.


Коммуникативные:
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;


работая

индивидуально

и

в

группе,

договариваться

о

распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов сторон;


умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики
семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;


умение

использовать

информационно-коммуникационные

технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
2.4. Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения

учебной

формулировании

(практической)

краткосрочных

задачи;

и

активно

долгосрочных

участвовать

целей

в

совместной

деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и

результат

совместной работы;
—

проявлять

подчиняться;

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

—

выполнять

правила

совместной

деятельности:

справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
3. Предметные результаты
К концу курса «Финансовая грамотность» обучающийся 10,11 класса
научится:


владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,

блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование,

налоги,

инвестиционный

социальное

фонд,

пособие,

доходность,

банк,

виды

сбережения,

вкладов,
бизнес,

предпринимательство, валюта, валютный курс, риск;


понимание основных принципов экономической жизни общества:

представление о роли денег в семье, обществе, государстве, о причинах и
последствиях изменения доходов и расходов, о роли государства в экономике;


использование

приёмов

работы

с

простой

финансовой

и

статистической информацией, умение её осмыслять, проводить простые
финансовые расчёты;


применение навыков и умений решения типичных задач в области

экономики: знание источников доходов и направления расходов семьи,
государства, бизнеса и умение составлять простой бюджет, знание
направления инвестирования и способов сравнения результатов на простых
примерах;


умение

делать

выводы

и

давать

обоснованные

оценки

экономических ситуаций на простых примерах;


определение элементарных проблем в области финансов и

нахождение путей их решения;



приобретение

опыта

использования

полученных

знаний

в

практической деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и
в группе), в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и
осознанного

выполнения

гражданских

обязанностей;

для

анализа

потребления домашнего хозяйства; составления личного финансового плана;
для

выбора

профессии

и

оценки

собственных

перспектив

в

профессиональной сфере; а также опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;


развитие кругозора в области экономической жизни общества и

формирование

познавательного

интереса

к

изучению

общественных

дисциплин.

10 КЛАСС
Банки: чем они могут быть полезны в жизни


оценивать надёжность банка, сравнивать условия по депозитам /

вкладам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения
своих финансовых задач;


сравнивать и оценивать условий депозита / вклада и кредита;



оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и

выбирать подходящий вариант;


различать

срочные

вклады

и

вклады

до

востребования,

рассчитывать доходность вкладов, сравнивать ставку по вкладу / депозиту с
уровнем инфляции;


понимать договоры по вкладам / депозитам и кредитные

договоры;

кредита;

различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью



рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость

кредита, рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения,


рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные

сроки;


рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной

карте;


находить актуальную информацию на сайте Банка России и

сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать информацию о
рейтинге банков.
Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста
доходов


оценивать необходимость использования ценных бумаг как

финансового инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и
общеэкономической ситуации в стране;


искать

и

интерпретировать

актуальную

информацию

по

фондовому рынку;


знать и различать виды ценных бумаг;



сравнивать

котировки

акций

во

времени,

рассчитывать

доходность акций (при известных показателях);


рассчитывать курс валют.

Налоги: почему их надо платить


понимать необходимость уплаты налогов, а также своих прав и

обязанностей в сфере налогообложения;


понимать цели и задачи налоговой политики государства;



понимать различия между налогами, пошлинами и сборами;



находить информацию о местоположении инспекции ФНС.

Собственный бизнес: как создать и не потерять


находить в различных источниках актуальную информацию по

организации стартапа и ведению бизнеса;



составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые

расчёты, считать издержки, доход, прибыль;


находить актуальную информацию по получению помощи в

стартапах;


понимать рискованность занятия бизнесом и возможность

потерпеть неудачу;


знать условия, при которых можно стать стартапером;



знать о возможности юридической помощи в случае открытия

собственного дела;


знать государственные, региональные и городские программы,

направленные на поддержку молодых предпринимателей.

11 КЛАСС
Банки: чем они могут быть полезны в жизни


оценивать надёжность банка, сравнивать условия по депозитам /

вкладам и кредитам для выбора оптимального варианта с целью решения
своих финансовых задач;


сравнивать и оценивать условий депозита / вклада и кредита;



оценивать необходимость приобретения жилья в ипотеку и

выбирать подходящий вариант;


различать

срочные

вклады

и

вклады

до

востребования,

рассчитывать доходность вкладов, сравнивать ставку по вкладу / депозиту с
уровнем инфляции;


понимать договоры по вкладам / депозитам и кредитные

договоры;

кредита;

различать виды кредитов, соотносить вид кредита с целью



рассчитывать объём выплат по кредиту и полную стоимость

кредита, рассчитывать стоимость кредита в случае досрочного погашения,


рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на различные

сроки;


рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной

карте;


находить актуальную информацию на сайте Банка России и

сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать информацию о
рейтинге банков.
Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста
доходов


оценивать необходимость использования ценных бумаг как

финансового инструмента в зависимости от жизненных обстоятельств и
общеэкономической ситуации в стране;


искать

и

интерпретировать

актуальную

информацию

по

фондовому рынку;


знать и различать виды ценных бумаг;



сравнивать

котировки

акций

во

времени,

рассчитывать

доходность акций (при известных показателях);


рассчитывать курс валют.

Налоги: почему их надо платить


понимать необходимость уплаты налогов, а также своих прав и

обязанностей в сфере налогообложения;


понимать цели и задачи налоговой политики государства;



понимать различия между налогами, пошлинами и сборами;



находить информацию о местоположении инспекции ФНС.

Собственный бизнес: как создать и не потерять


находить в различных источниках актуальную информацию по

организации стартапа и ведению бизнеса;



составлять бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые

расчёты, считать издержки, доход, прибыль;


находить актуальную информацию по получению помощи в

стартапах;


понимать рискованность занятия бизнесом и возможность

потерпеть неудачу;


знать условия, при которых можно стать стартапером;



знать о возможности юридической помощи в случае открытия

собственного дела;


знать государственные, региональные и городские программы,

направленные на поддержку молодых предпринимателей.
Риски в мире денег: как защититься от разорения


понимать

наличие

финансовых

рисков

в

современной

экономической ситуации;


понимать

необходимость

иметь

финансовую

подушку

безопасности в случае чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;


понимать основные принципы устройства финансовых пирамид и

осознания опасности участия в них;


защищать

свою

личную

информацию

в

сети

Интернет

(пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.);


находить актуальную информацию

государственных

служб,

различных источников.

сопоставлять

на

сайтах компаний и

полученную

информацию

из

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Планируемые личностные
результаты

1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
1.1
Потребитель,
потребности,
1
рациональное поведение.
1.2
Банк:
виды,
функции,
1
ключевая
ставка.
Как
работают банки. Банковская
система РФ.
1.3
Вклад, депозит: виды, цель,
1
процентная ставка, расчет
суммы
по
вкладу.
Инвестиционный портфель вклад.
1.4
Кредит:
виды,
цель,
1
процентная ставка, расчет
полной суммы по кредиту.
Итого по разделу
4
2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов
2.1
Ценные бумаги: виды, цель,
1
регулирование.
2.2
Фондовый
и
валютный
1
рынок: участники, функции в
наше время.
2.3
Инвестиционный портфель –
1
ценные бумаги. Как сейчас
можно торговать ценными

Электронные ресурсы

1.5, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

бумагами.
2.4
Инвестиционный портфель –
1
валюта.
Операции
на
валютном рынке.
Итого по разделу
4
3. Налоги: почему их надо платить
3.1
Налоги: виды, как и когда
2
платить. Налоговая система
РФ.
3.2
Налоговый вычет.
1
3.3
Ответственность за неуплату
1
налогов.
Итого по разделу
4
4. Собственный бизнес: как создать и не потерять
4.1
Предпринимательство в РФ,
1
Свердловской
области:
особенности
развития,
поддержка
со
стороны
государства.
4.2
Бизнес-план: виды, разделы,
1
расчеты, оценка.
4.3
Игра «Создаем свой бизнес»
2
Итого по разделу
4
5. Подведение итогов учебного предмета «Финансовая грамотность»
5.1
Мониторинг
учебных
1
достижений
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
17
ПРОГРАММЕ

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1
1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

1.5, 1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.5, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1.5, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4, 3

https://fmc.hse.ru/

11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Планируемые личностные
результаты

1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
1.1
Потребитель,
потребности,
1
рациональное поведение.
1.2
Банк:
виды,
функции,
1
ключевая
ставка.
Как
работают банки. Банковская
система РФ.
1.3
Вклад, депозит: виды, цель,
1
процентная ставка, расчет
суммы
по
вкладу.
Инвестиционный портфель вклад.
1.4
Кредит:
виды,
цель,
1
процентная ставка, расчет
полной суммы по кредиту.
Итого по разделу
4
2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов
2.1
Ценные бумаги: виды, цель,
1
регулирование.
2.2
Фондовый
и
валютный
1
рынок: участники, функции в
наше время.
2.3
Инвестиционный портфель –
1
ценные
бумаги,
валюта.
Торговля ценными бумагами
и валютой.
Итого по разделу
3

Электронные ресурсы

1.5, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

3. Налоги: почему их надо платить
3.1
Налоги: виды, как и когда
1
платить. Налоговая система
РФ.
3.2
Ответственность за неуплату
1
налогов.
Итого по разделу
2
4. Собственный бизнес: как создать и не потерять
4.1
Предпринимательство в РФ,
1
Свердловской
области:
особенности
развития,
поддержка
со
стороны
государства.
4.2
Бизнес-план: виды, разделы,
1
расчеты, оценка.
4.3
Игра «Создаем свой бизнес»
2
Итого по разделу
4
5. Риски в мире денег: как защититься от разорения
5.1
Риски: виды, вероятность
1
наступления,
способ
обезопасить себя и свой
бизнес
5.2
Финансовое мошенничество:
1
виды,
ответственность,
регулирование со стороны
государства.
5.3
Игра «Свой бизнес и риски»
1
Итого по разделу
3
6. Подведение итогов учебного предмета «Финансовая грамотность»
6.1
Мониторинг
учебных
1

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.5, 1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.5, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1.5, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4, 3

https://fmc.hse.ru/

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

достижений
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

ЧАСОВ

ПО

Количество часов
1
17

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

УЧЕБНО

-

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Учебное пособие, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность:
материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Учебное пособие, 2018
5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Методические рекомендации, 2018
6. Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.—
М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
7. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность:
материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
8. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. /
Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. www.cbr.ru - Банк России
2. http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России
3. http://вашифинансы.рф/ - сайт «Дружи с финансами»
4. http://moex.com - Московская биржа
5. http://www.asv.org.ru/ - Агентство по страхованию вкладов
6. http://www.raexpert.ru/ - Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
7. http://www.banki.ru/ - Банки.ру
8. http://www.sravni.ru/ - Сравни.ру
9. http://www.expert.ru/ - Журнал «Эксперт»
10. http://rospotrebnadzor.ru - Роспотребнадзор
11. http://finpotrebsouz.ru/ - ФинПотребСоюз
12. https://fmc.hse.ru/ - Центр «Федеральный методический центр по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального
образования»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».