РП учебного курса Функциональная грамотность 5-9 классы

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5- 9 классов

г. Березовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Финансовая грамотность» для
5,7,8,9 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
проектом

Минфина

России

«Содействие

повышению

уровня

финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в
Российской Федерации»;
стратегии

повышения

финансовой

грамотности

в

Российской

Федерации на 2017–2023 годы // Утв. распоряжением Правительства
Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р;
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В

программе

по

данному

курсу

учитываются

возрастные

и

психологические особенности обучающихся на ступени основного общего
образования, необходимость формирования межпредметных связей.
Финансовая

грамотность

является

одной

из

составляющих

функциональной грамотности современного человека и входит в состав
«навыков 21 века». В «Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017–2023 годы», определяющей необходимость
разработки и внедрения образовательных программ повышения финансовой
грамотности,

финансовая

грамотность

понимается,

как

«сочетание

осведомлённости, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых
для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для
достижения финансового благосостояния».

Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения
прямой

связи

между

получаемыми

знаниями

и

их

практическим

применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий

момент

и

в

долгосрочном

периоде

и

ориентирует

на

формирование ответственности у подростков за финансовые решения с
учетом личной безопасности и благополучия.
Программа

направлена

на

реализацию

стратегических

целевых

ориентиров в области повышения финансовой грамотности на уровне
основного общего образования. Программа и учебно-методический комплекс
по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную
технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход,
возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых
как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так
и практико-ориентированного функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни. Содержание программы учитывает
возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное
освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте
формирования финансовой культуры.
Целями изучения учебного предмета «Финансовая грамотность»
являются:
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в
области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной
на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного
поведения;
 развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям
финансового планирования;
 освоение
практической

способов

деятельности,

познавательной,

необходимых

экономической жизни общества, семьи;

для

коммуникативной,

активного

участия

в

 приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье,
обществе в целом;
 применение

полученных

знаний

и

умений

для

решения

элементарных вопросов в области экономики семьи, государства, бизнеса;
 развитие собственной финансовой грамотности и выработка
экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения
информации в этой области;
 воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в
сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной
деятельности в области экономики.
Задачи изучения учебного предмета «Финансовая грамотность»:
 освоить систему знаний о финансовых институтах современного
общества и инструментах управления личными финансами;
 овладеть

умением

получать

и

критически

осмысливать

экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные;
 формировать опыт применения знаний о финансовых институтах
для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
 формировать

основы

культуры

и

индивидуального

стиля

экономического поведения, ценностей деловой этики;
 воспитывать ответственность за экономические решения.
Учебный предмет «Финансовая грамотность» изучается в 5,7,8,9
классах, общее количество рекомендованных учебных часов составляет 17
часов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Доходы и расходы семьи
Потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги,
товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная
плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам),
расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары
текущего

потребления,

товары

длительного

пользования,

услуги,

коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения,
денежный долг.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Особые

жизненные

ситуации,

экономические

последствия

непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов.
Страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис,

страховая

компания,

принципы

работы

страховой

компании,

больничный лист.

7 КЛАСС
Доходы и расходы семьи
Потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги,
наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги,
товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная
плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам),
расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары
текущего

потребления,

товары

длительного

пользования,

услуги,

коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения,
денежный долг.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Особые

жизненные

ситуации,

экономические

последствия

непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов.
Страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой
полис,

страховая

компания,

принципы

работы

страховой

компании,

больничный лист.
Семья и государство: как они взаимодействуют
Налог, налоговая инспекция, виды налогов, подоходный налог,
налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальные выплаты,
социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Инфляция, банки, банковские услуги, вклады (депозиты), процентная
ставка, страхование вкладов, кредит, залог, работа по найму, бизнес, малый
бизнес, бизнес-план, валюта, валютный курс, обменный пункт.

8 КЛАСС
Управление денежными средствами семьи
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег,
Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи,
структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи,
контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный
бюджет).
Виды эмиссии денег и механизмы её осуществления в современной
экономике, способы влияния государства на инфляцию, состава денежной
массы, структура доходов населения России и причины её изменения.
Факторы, влияющие на размер доходов, получаемых из различных

источников, зависимость уровня благосостояния от структуры источников
доходов. Статьи расходов и доходов семейного и личного бюджетов и
способов планирования личного и семейного бюджетов.
Способы повышения семейного благосостояния
Банк,

инвестиционный

фонд,

страховая

компания,

финансовое

планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для
физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах
жизненного цикла.
Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор,
страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски,
виды рисков.
Виды

особых

жизненных

ситуаций,

способов

государственной

поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форсмажорных

событий,

видов

страхования,

видов

финансовых

рисков

(инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое
мошенничество). Способы сокращения финансовых рисков.
Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия,
пенсионная система, пенсионные фонды.
Виды основных налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые). Способы уплаты налогов (лично и предприятием), общие
принципы устройства пенсионной системы РФ, способы пенсионных
накоплений.

9 КЛАСС
Управление денежными средствами семьи
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег,
Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи,

структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи,
контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный
бюджет).
Виды эмиссии денег и механизмы её осуществления в современной
экономике, способы влияния государства на инфляцию, состава денежной
массы, структура доходов населения России и причины её изменения.
Факторы, влияющие на размер доходов, получаемых из различных
источников, зависимость уровня благосостояния от структуры источников
доходов. Статьи расходов и доходов семейного и личного бюджетов и
способов планирования личного и семейного бюджетов.
Способы повышения семейного благосостояния
Банк,

инвестиционный

фонд,

страховая

компания,

финансовое

планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для
физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах
жизненного цикла.
Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации, социальные пособия, форс-мажор,
страхование, виды страхования и страховых продуктов, финансовые риски,
виды рисков.
Виды

особых

жизненных

ситуаций,

способов

государственной

поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форсмажорных

событий,

видов

страхования,

видов

финансовых

рисков

(инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, финансовое
мошенничество). Способы сокращения финансовых рисков.
Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги, прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы, пенсия,
пенсионная система, пенсионные фонды.
Виды основных налогов, взимаемых с физических и юридических лиц
(базовые). Способы уплаты налогов (лично и предприятием), общие

принципы устройства пенсионной системы РФ, способы пенсионных
накоплений.
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Банк, коммерческий банк, Центральный банк, бизнес, бизнес-план,
источники финансирования, валюта, мировой валютный рынок, курс валюты.
Виды операций, осуществляемых банками. Лицензия банка для
осуществления

банковских

операций.

Виды

и

типы

источников

финансирования для создания бизнеса. Способы защиты от банкротства.
Структура бизнес-плана, основные финансовые правила ведения бизнеса.
Влияние мирового рынка на валютный рынок России. Типы валют, способ
определения курса валют в экономике России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Изучение предмета «Финансовая грамотность» в 5,7,8,9 классах
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
1. Личностные результаты
Личностные результаты изучения предмета «Основы финансовой
грамотности» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормам и поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности
обучающихся, в части:
1.1.


Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в

том числе через изучение фактов из истории появления российских денег,
развития между людьми обмена, торговых и финансовых отношений,
осознания материальных и нематериальных богатств России;


осознание своей этнокультурной и российской гражданской

идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной
общности;


сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей

страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей
многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;


первоначальные представления о человеке как члене общества, о

правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе правилах финансовых отношений между людьми;



мотивация на достижение личных финансовых целей и общих

финансовых целей семьи;

1.2.


мотивация на исполнение своих обязанностей дома и в школе;
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на

собственный жизненный опыт, в том числе опыт повседневных финансовых
решений и поступков;


проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в

том числе к нуждающимся людям;


применение

правил

совместной

деятельности,

проявление

способности договариваться;


неприятие любых форм поведения, направленных на причинение

физического и морального вреда другим людям, в том числе обмана в
финансовых отношениях, преследования личной корысти и игнорирования
интересов других людей;


осознание необходимости ограничивать свои желания;



проявление ответственности за потребление общих ресурсов

семьи;
1.3. Эстетическое воспитание:


восприимчивость к разным видам искусства, традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;


осознание важности художественной культуры как средства

коммуникации и самовыражения;


понимание ценности отечественного и мирового искусства,

этнических культурных традиций и народного творчества;


стремление к самовыражению в разных видах искусства;

1.4.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:



соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других

людей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной
безопасности;


бережное отношение к физическому и психическому здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;
1.5.


Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки

участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям;
1.6.


Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, ответственное потребление

ресурсов;

1.7.


неприятие действий, приносящих вред экологии, природе;
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том

числе первоначальные представления об обмене, зарождении денег и
финансовых отношений как одной из составляющих целостной научной
картины мира);


познавательные

любознательность

и

интересы,

самостоятельность

активность,
в

познании,

инициативность,
в

том

числе

познавательный интерес к изучению финансовой грамоты, развитию умений
принимать успешные финансовые решения, активность и самостоятельность
в познавательной деятельности;



осознание

своих

привычек

при

пользовании

деньгами

и

возможностей изменения этих привычек при формировании финансово
грамотного поведения;


проявление уверенности при оплате простых покупок;



мотивация на сравнение цен при покупке повседневных товаров,

мотивация на их покупку по приемлемой для себя цене;


готовность обсуждать со взрослыми стоимость приобретаемых

товаров и услуг;


мотивация к учету и планированию своих доходов (то есть

карманных денег, которые ребенок получает от взрослых) и расходов,
распределению доходов по направлениям расходов.
2. Метапредметные результаты
2.1.


Познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки,

анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой
информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в
газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;


умение представлять результаты анализа простой финансовой и

статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;


выполнение логических действий сравнения преимуществ и

недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы
по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней
заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов
россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных
выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;


установление причинно-следственных связей между уплатой

налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым
поведением человека и его благосостоянием;



построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к

суждению и умозаключению);


умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с

использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;


владение базовыми предметными и межпредметными понятиями

(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики
семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
2.2.


Регулятивные:
анализ достигнутых и планирование будущих образовательных

результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на
основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе и существующих возможностей;


самостоятельное планирование действий по изучению экономики

семьи, экономических отношений в семье и обществе;


проявление

познавательной

и

творческой

инициативы

в

применении полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи;


контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка

выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических
отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;


применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов

успокоения, восстановления и активизации.

2.3.


Коммуникативные:
умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении
исследований экономических отношений в семье и обществе;


работая

индивидуально

и

в

группе,

договариваться

о

распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов сторон;


умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё

мнение;


умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание),
создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики
семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе,
формировать портфолио по финансовой грамотности;


умение

использовать

информационно-коммуникационные

технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая
грамотность».
2.4. Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного
решения

учебной

формулировании

(практической)

краткосрочных

задачи;

и

активно

долгосрочных

участвовать

целей

в

совместной

деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять

роли,

договариваться,

обсуждать

процесс

и

результат

совместной работы;
—

проявлять

подчиняться;

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

—

выполнять

правила

совместной

деятельности:

справедливо

распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием
разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
3. Предметные результаты
К концу курса «Основы финансовой грамотности» обучающийся 5-11
класса научится:


владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен,

блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование,

налоги,

социальное

пособие,

банк,

виды

вкладов,

инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный
курс;


понимание основных принципов экономической жизни общества:

представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;


использование

приёмов

работы

с

простой

финансовой

и

статистической информацией, умение её осмыслять, проводить простые
финансовые расчёты;


применение навыков и умений решения типичных задач в области

семейной экономики: знание источников доходов и направления расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направления
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;


умение

делать

выводы

и

давать

обоснованные

оценки

экономических ситуаций на простых примерах;


определение элементарных проблем в области семейных финансов

и нахождение путей их решения;



приобретение

опыта

использования

полученных

знаний

в

практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в
человека и

повседневной жизни для реализации и

защиты прав

гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя

финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей;
для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив
в профессиональной сфере; а также опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;


развитие кругозора в области экономической жизни общества и

формирование

познавательного

интереса

к

изучению

общественных

дисциплин.
5 КЛАСС
Доходы и расходы семьи


называть основные источники доходов семьи;



составлять задачи, требующие денежных расчётов;



считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о

его сбалансированности;


объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;



описывать свойства предмета, играющего роль денег;



объяснять

назначение

денег,

в

том

числе

историю

их

возникновения;


называть функции Центрального банка РФ в управлении

денежной системой страны;


называть

регулярные

и

нерегулярные

источники

дохода,

направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом
региона проживания;


объяснять, как формируется семейный бюджет;



подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и

услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары
текущего потребления);


подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на

обязательные платежи;


объяснять,

из

чего

могут

складываться

планируемые

и

непредвиденные расходы семейного бюджета;


анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи

принятых финансовых решений о расходах;


понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься


анализировать финансовые последствия особых жизненных

ситуаций для семьи;


соотносить вид страхования и его цель;



рассчитывать

стоимость

страховки

жилья,

имущества,

автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой
компании;


находить актуальную информацию о страховых компаниях и их

услугах;


описывать

особые

жизненные

ситуации,

которые

могут

приводить к снижению благосостояния семьи;


объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить

последствия особых жизненных ситуаций;


объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;



описывать виды страхования;



приводить примеры добровольного страхования и указывать

примерную стоимость страховки;



высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном

бюджете.

7 КЛАСС
Доходы и расходы семьи


называть основные источники доходов семьи;



составлять задачи, требующие денежных расчётов;



считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о

его сбалансированности;


объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;



описывать свойства предмета, играющего роль денег;



объяснять

назначение

денег,

в

том

числе

историю

их

возникновения;


называть функции Центрального банка РФ в управлении

денежной системой страны;


называть

регулярные

и

нерегулярные

источники

дохода,

направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом
региона проживания;


объяснять, как формируется семейный бюджет;



подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и

услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары
текущего потребления);


подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на

обязательные платежи;


объяснять,

из

чего

могут

складываться

планируемые

и

непредвиденные расходы семейного бюджета;


анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи

принятых финансовых решений о расходах;



понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься


анализировать финансовые последствия особых жизненных

ситуаций для семьи;


соотносить вид страхования и его цель;



рассчитывать

стоимость

страховки

жилья,

имущества,

автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой
компании;


находить актуальную информацию о страховых компаниях и их

услугах;


описывать

особые

жизненные

ситуации,

которые

могут

приводить к снижению благосостояния семьи;


объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить

последствия особых жизненных ситуаций;


объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо;



описывать виды страхования;



приводить примеры добровольного страхования и указывать

примерную стоимость страховки;
Семья и государство: как они взаимодействуют


различать прямые и косвенные налоги;



считать сумму налога;



проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие

налоговой задолженности членов семьи;


высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном

бюджете;


находить нужную информацию на социальных порталах;



объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;



называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный

налог, налог на прибыль, косвенные налоги);


приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и

указывать их примерную величину;


перечислять условия получения различных видов социальных

пособий в Российской Федерации;


называть виды социальных пособий и указывать их примерную

величину;


приводить примеры

выплат различных видов социальных

пособий;


высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного

бюджета;


самостоятельно

устанавливать

(понимать)

причинно-

следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ.
Услуги финансовых организаций и собственный бизнес


отличать инвестирование от сбережения и кредитования;



знать свои основные права и обязанности как потребителя;



находить актуальную информацию об услугах банков;



пользоваться пластиковой картой в банкомате;



считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;



планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;



сравнивать возможности работы по найму и собственного

бизнеса;


находить и анализировать информацию о курсе валют;



проводить простые расчёты с использованием валютного курса;



перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад,

кредит, инвестиции);


объяснять, как можно пользоваться основными банковскими

услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;



объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда

бизнесмена;


называть необходимые условия для открытия своей фирмы;



объяснять причины существования различных валют;



называть основные мировые валюты и страны их использования;



объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию

об изменениях курса валют;


соотносить рискованность использования финансовых операций

и их доходность;


сравнивать различные финансовые предложения;



оценивать

финансовые

преимущества

использования

услуг

банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
8 КЛАСС
Управление денежными средствами семьи


устанавливать причинно-следственные связи между нормой

инфляции и уровнем доходов семьи;


использовать различные источники для определения причин

инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в
наличии;


определять и оценивать варианты повышения личного дохода;



соотносить вклад в личное образование и последующий личный

доход;


сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки

потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и
длительном жизненном горизонте;


оценивать свои ежемесячные расходы;



соотносить различные потребности и желания с точки зрения

финансовых возможностей;



определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать

бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;


осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для

формирования сбережений.
Способы повышения семейного благосостояния


искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и других финансовых учреждений;


оценивать необходимость использования различных финансовых

инструментов для повышения благосостояния семьи;


откладывать деньги на определённые цели;



выбирать

рациональные

схемы

инвестирования

семейных

сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Риски в мире денег


оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки

зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;


оценивать предлагаемые варианты страхования;



анализировать и оценивать финансовые риски;



развивать критическое мышление по отношению к рекламным

сообщениям;


реально оценивать свои финансовые возможности.

Человек и государство: как они взаимодействуют


знать основные виды налогов, взимаемых с физических и

юридических

лиц

(базовые),

способы

уплаты

налогов

(лично

и

предприятием), общие принципы устройства пенсионной системы РФ;


осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;



планировать расходы по уплате налогов;



рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны

величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного
дохода после окончания трудовой карьеры.

9 КЛАСС
Управление денежными средствами семьи


устанавливать причинно-следственные связи между нормой

инфляции и уровнем доходов семьи;


использовать различные источники для определения причин

инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в
наличии;


определять и оценивать варианты повышения личного дохода;



соотносить вклад в личное образование и последующий личный

доход;


сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки

потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и
длительном жизненном горизонте;


оценивать свои ежемесячные расходы;



соотносить различные потребности и желания с точки зрения

финансовых возможностей;


определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать

бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;


осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для

формирования сбережений.
Способы повышения семейного благосостояния


искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и других финансовых учреждений;


оценивать необходимость использования различных финансовых

инструментов для повышения благосостояния семьи;


откладывать деньги на определённые цели;



выбирать

рациональные

схемы

инвестирования

сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

семейных

Риски в мире денег


оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки

зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;


оценивать предлагаемые варианты страхования;



анализировать и оценивать финансовые риски;



развивать критическое мышление по отношению к рекламным

сообщениям;


реально оценивать свои финансовые возможности.

Человек и государство: как они взаимодействуют


знать основные виды налогов, взимаемых с физических и

юридических

лиц

(базовые),

способы

уплаты

налогов

(лично

и

предприятием), общие принципы устройства пенсионной системы РФ;


осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;



планировать расходы по уплате налогов;



рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны

величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного
дохода после окончания трудовой карьеры.
Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем


оценивать необходимость использования банковских услуг для

решения своих финансовых проблем и проблем семьи;


выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании

своего бизнеса, а также угрожающие такому бизнесу типы рисков;


оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в

зависимости от экономической ситуации в стране.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Планируемые личностные
результаты

1. Доходы и расходы семьи
1.1
Почему так важно изучать
1
1.5
финансовую грамотность?
1.2
Деньги:
виды,
функции.
1
1.7
История
появления
и
становления денег.
1.3
Доходы семьи: источники,
1
1.7, 2.1
виды
1.4
Расходы семьи: виды.
1
1.7, 2.1
1.5
Потребности,
потребитель,
1
1.5, 1.7, 2.1
потребительское поведение.
1.6
Семейный бюджет: виды,
1
1.5, 1.7, 2.1
способы составления.
1.7
Семейный бюджет. Решение
1
1.7, 2.1, 2.2
практических задач.
1.8
Квест-игра
«Семейный
1
2.2, 2.3, 2.4
бюджет»
1.9
Обобщение
результатов
1
2.2, 2.3, 3
изученного раздела
Итого по разделу
9
2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1
Риски потери денег: виды,
1
1.7, 2.1
причины возникновения
2.2
Риски потери денег: виды,
1
1.7, 2.1

Электронные ресурсы
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4
2.2, 2.3, 3

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4, 3

https://fmc.hse.ru/

Количество часов

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1

1.7

https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

Количество часов

способы защиты
2.3
Страхование. Что и как
1
можно застраховать.
2.4
Страхование. Как работают
1
страховые компании.
2.5
Игра «Страхование»
2
2.6
Обобщение
результатов
1
изученного раздела
Итого по разделу
7
3. Подведение итогов учебного предмета «Финансовая грамотность»
3.1
Мониторинг
учебных
1
достижений
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
17
ПРОГРАММЕ

7 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

1. Доходы и расходы семьи
1.1
Деньги:
виды,
функции.
История
появления
и
становления денег.
1.2
Доходы семьи: источники,
виды
1.3
Расходы
семьи:
виды.

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Планируемые личностные
результаты

Потребности,
потребитель,
потребительское поведение.
1.4
Семейный бюджет: виды,
1
1.5, 1.7, 2.1
способы составления.
1.5
Семейный бюджет. Решений
1
1.7, 2.1, 2.2
практических задач.
Итого по разделу
5
2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1
Риски потери денег: виды,
1
1.7, 2.1
причины
возникновения,
способы защиты
2.2
Страхование. Что и как
1
1.7, 2.1
можно застраховать. Как
работают
страховые
компании.
2.3
Страхование.
Решение
1
2.2, 2.3, 2.4
практических задач.
Итого по разделу
3
3. Семья и государство: как они взаимодействуют
3.1
Налоги: виды, как и когда
1
1.1, 1.7, 2.1
платить.
3.2
Налоги: ответственность за
1
1.1, 1.7, 2.1
неуплату.
3.3
Социальные пособия: виды,
1
1.1, 1.7, 2.1
формы. Пенсия, стипендия
3.4
Налоги
и
социальные
1
2.2, 2.3, 2.4
пособия.
Решение
практических задач.
Итого по разделу
4
4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Электронные ресурсы

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

https://fmc.hse.ru/

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

4.1

Банки:
виды,
функции,
1
инструменты. Как работает
банк.
4.2
Вклады: виды, функции.
1
4.3
Кредиты: виды, функции.
1
4.4
Предпринимательство в РФ,
1
Свердловской области: роль,
особенности.
Итого по разделу
4
5. Подведение итогов учебного предмета «Финансовая грамотность»
5.1
Мониторинг
учебных
1
достижений
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
17
ПРОГРАММЕ

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1
1.7, 2.1
2.1, 2.2, 2.3

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4, 3

https://fmc.hse.ru/

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1

1.7

https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

8 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

1. Управление денежными средствами семьи
Деньги:
виды,
функции.
История
появления
и
становления денег.
1.2
Инфляция: виды, причины,
исторические
особенности,
способы регулирования.
1.1

№ п/п
1.3

Наименование разделов и тем
программы

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1

2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1
1
1

1.7, 2.1
1.7, 2.1
2.1, 2.2, 2.3

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1

2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

Количество часов

Семейный бюджет: доходы,
расходы.
Потребительская
корзина: влияние инфляции,
исторические особенности.
1.4
Оптимизация
семейного
бюджета.
Финансовое
планирование.
1.5
Семейный бюджет. Решение
практических задач.
Итого по разделу
2. Способы повышения семейного благосостояния
2.1
Банки:
виды,
функции,
инструменты. Как работает
банк.
2.2
Вклады: виды, функции.
2.3
Кредиты: виды, функции.
2.4
Оптимизация
семейного
бюджета
с
помощью
банковских услуг. Решение
практических задач.
Итого по разделу
3. Риски в мире денег
3.1
Риски потери денег: виды,
причины
возникновения,
способы защиты.
3.2
Страхование. Что и как
можно застраховать. Как
работают
страховые
компании.
3.3
Страхование.
Решение

5

4

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

практических задач.
Итого по разделу
3
4. Человек и государство: как они взаимодействуют
4.1
Налоги: виды, как и когда
1
платить.
4.2
Налоги: ответственность за
1
неуплату.
4.3
Социальные пособия: виды,
1
формы. Пенсия, стипендия
4.4
Налоги
и
социальные
1
пособия.
Решение
практических задач.
Итого по разделу
4
5. Подведение итогов учебного предмета «Финансовая грамотность»
5.1
Мониторинг
учебных
1
достижений
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
17
ПРОГРАММЕ

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4, 3

https://fmc.hse.ru/

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

9 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

1. Управление денежными средствами семьи
1.1
Деньги:
виды,
функции.
История
появления
и
становления денег.

1

№ п/п
1.2

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

Инфляция: виды, причины,
1
исторические
особенности,
способы регулирования.
1.3
Потребительская
корзина:
1
влияние
инфляции,
исторические особенности.
1.4
Семейный бюджет: доходы,
1
расходы: влияние инфляции.
Решение практических задач.
Итого по разделу
4
2. Способы повышения семейного благосостояния
2.1
Банки:
виды,
функции,
1
инструменты. Как работает
банк.
2.2
Вклады: виды, функции.
1
2.3
Кредиты: виды, функции.
1
Итого по разделу
3
3. Риски в мире денег
3.1
Риски потери денег: виды,
1
причины
возникновения,
способы защиты.
3.2
Страхование. Что и как
1
можно застраховать. Как
работают
страховые
компании.
3.3
Страхование.
Решение
1
практических задач.
Итого по разделу
3
4. Человек и государство: как они взаимодействуют
4.1
Налоги: виды, как и когда
1

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1
1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/
https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов

платить, ответственность за
неуплату.
4.2
Социальные пособия: виды,
1
формы. Пенсия, стипендия
4.3
Налоги
и
социальные
1
пособия.
Решение
практических задач.
Итого по разделу
3
5. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
5.1
Финансовое
планирование:
1
суть, виды, особенности на
разных этапах жизни.
5.2
Оптимизация
семейного
2
бюджета
с
помощью
банковских услуг. Решение
практических задач.
Итого по разделу
3
6. Подведение итогов учебного предмета «Финансовая грамотность»
6.1
Мониторинг
учебных
1
достижений
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
17
ПРОГРАММЕ

Планируемые личностные
результаты

Электронные ресурсы

1.1, 1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.1, 1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1

https://fmc.hse.ru/

1.7, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4

https://fmc.hse.ru/

2.2, 2.3, 2.4, 3

https://fmc.hse.ru/

УЧЕБНО

-

МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Учебное пособие, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность:
материалы для учащихся. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014
4. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Учебное пособие, 2018
5. Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности.
Методические рекомендации, 2018
6. Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.—
М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
7. Солодков В. М., Белоусова В.Ю. Финансовая грамотность:
материалы для обучающихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
8. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. /
Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. www.cbr.ru - Банк России
2. http://fincult.info/ - Финансовая культура, Банк России
3. http://вашифинансы.рф/ - сайт «Дружи с финансами»
4. http://moex.com - Московская биржа
5. http://www.asv.org.ru/ - Агентство по страхованию вкладов
6. http://www.raexpert.ru/ - Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
7. http://www.banki.ru/ - Банки.ру
8. http://www.sravni.ru/ - Сравни.ру
9. http://www.expert.ru/ - Журнал «Эксперт»
10. http://rospotrebnadzor.ru - Роспотребнадзор
11. http://finpotrebsouz.ru/ - ФинПотребСоюз
12. https://fmc.hse.ru/ - Центр «Федеральный методический центр по
финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального
образования»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».