Рабочая программа курса внеурочной деятельности В стране английской грамматики 5 класс

Выписка
из содержательного раздела ООП ООО, утвержденной приказом директора от
30.08.2023г № 188-1

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В СТРАНЕ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ»
для обучающихся 5 класса

Рабочая программа разработана
учителем английского языка Авдеевой Т.В.

г. Берёзовский

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования и в соответствии с письмом Министерства
образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017№09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основной общей программы, в том числе в части проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена
важностью создания условий для дальнейшего развития
языковой и социокультурной
компетенции, а также личностных качеств учащихся.
Она обеспечивает развитие
интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых
для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет проявить себя,
преодолеть языковой барьер, проявить свой творческий потенциал.
Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что
она удовлетворяет познавательные интересы ребенка, устраняет противоречия между условиями
работы в классно-урочной системе и потребностями учащихся реализовать свой творческий
потенциал.
Одной из основных задач образования по стандартам основного общего образования,
наряду со специальными предметными действиями, является развитие способностей ребенка,
качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких как: умение
сравнивать и анализировать, добывать информацию из различных источников, включая
интернет-ресурсы. В связи с этим программой предусмотрены формы работы, позволяющие
развивать интеллект ребенка, навыки самостоятельной деятельности, работы в группе или
команде.
Цели программы “Занимательная грамматика”:

• создание условий для интеллектуального развития ребенка, качеств его личности,

формирование коммуникативных и социальных навыков через игровую деятельность
посредством английского языка;
• развитие творческих способностей каждого ребенка во внеурочной деятельности;
• повышение общего уровня владения английским языком.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

• Коммуникативные умения
• Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и
продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
• Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: день рождения, Новый год.
• Внешность и характер человека (литературного персонажа).

•
•
•
•

Досуг и увлечения (хобби) современного подростка (чтение, кино, спорт).
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание.
Покупки: одежда, обувь и продукты питания.
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые предметы. Переписка с
иностранными сверстниками.

• Каникулы в различное время года. Виды отдыха.

• Природа: дикие и домашние животные. Погода.
• Родной город (село). Транспорт.
• Родная страна и страна (страны) изучаемого языка. Их географическое положение,
столицы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники,
традиции, обычаи).
• Выдающиеся люди родной страны и страны (стран) изучаемого языка: писатели, поэты.

• Говорение
• Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных
•

•
•
•

на уровне начального общего образования:
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том
числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на
поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение и
отказываться от предложения собеседника;
диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не
соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности,
вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
запрашивать интересующую информацию.
Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях
неофициального общения с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или)
иллюстраций, фотографий с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране
(странах) изучаемого языка.
Объём диалога – до 5 реплик со стороны каждого собеседника.

•
• Развитие
•
•

коммуникативных умений монологической речи на базе умений,
сформированных на уровне начального общего образования:
создание устных связных монологических высказываний с использованием основных
коммуникативных типов речи:
описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты
характера реального человека или литературного персонажа);
повествование (сообщение);
изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;
краткое изложение результатов выполненной проектной работы.

•
•
•
• Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях
неофициального общения с использованием ключевых слов, вопросов, плана и (или)
иллюстраций, фотографий.
• Объём монологического высказывания – 5–6 фраз.
• Аудирование

• Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на
уровне начального общего образования:
• при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и
вербальная (невербальная) реакция на услышанное;

• при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на

слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные
незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от
поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с

пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования
иллюстраций.
• Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение
определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте,
игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
• Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять
запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в
воспринимаемом на слух тексте.
• Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях
повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера.

• Время звучания текста (текстов) для аудирования – до 1 минуты.
• Смысловое чтение
• Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про

себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных
жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной
проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи:
с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.
• Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять
основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте, игнорировать
незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
• Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в
прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в
эксплицитной (явной) форме.

• Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.
• Тексты для чтения: беседа (диалог), рассказ, сказка, сообщение личного характера,

отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного
характера, стихотворение; несплошной текст (таблица).

• Объём текста (текстов) для чтения – 180–200 слов.
• Письменная речь
• Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне
•
•
•
•

начального общего образования:
списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём
рождения);
заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с
нормами, принятыми в стране (странах) изучаемого языка;
написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами
неофициального общения, принятыми в стране (странах) изучаемого языка. Объём
сообщения – до 60 слов.

• Языковые знания и умения
• Фонетическая сторона речи
• Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с
соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных
особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение
новых слов согласно основным правилам чтения.

• Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на
изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей
интонации, демонстрирующее понимание текста.

• Тексты для чтения вслух: беседа (диалог), рассказ, отрывок из статьи научно-популярного
характера, сообщение информационного характера.
• Объём текста для чтения вслух – до 90 слов.

• Графика, орфография и пунктуация
• Правильное написание изученных слов.
• Правильное использование знаков

препинания: точки, вопросительного и
восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении,
апострофа.
• Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в
стране (странах) изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного
характера.
• Лексическая сторона речи

• Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов,

словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках
тематического содержания речи, с соблюдением существующей в английском языке
нормы лексической сочетаемости.

• Объём изучаемой лексики: 625 лексических единиц для продуктивного использования
(включая 500 лексических единиц, изученных в 2–4 классах) и 675 лексических единиц
для рецептивного усвоения (включая 625 лексических единиц продуктивного минимума).
• Основные способы словообразования:

• аффиксация:
• образование имён существительных при помощи суффиксов -er/-or (teacher/visitor), -ist
(scientist, tourist), -sion/-tion (discussion/invitation);
• образование имён прилагательных при помощи суффиксов -ful (wonderful), -ian/-an
(Russian/American);

• образование наречий при помощи суффикса -ly (recently);
• образование имён прилагательных, имён существительных и наречий при помощи
отрицательного префикса un (unhappy, unreality, unusually).
• Грамматическая сторона речи

• Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических
форм и синтаксических конструкций английского языка.
• Предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке.
• Вопросительные предложения (альтернативный и разделительный вопросы
Present/Past/Future Simple Tense).

в

• Глаголы в видовременных формах действительного залога в изъявительном наклонении в

Present Perfect Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и
вопросительных предложениях.
• Имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные,
имеющие форму только множественного числа.
• Имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени.
• Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по
правилу, и исключения.

• Социокультурные знания и умения
• Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в

стране (странах) изучаемого языка в рамках тематического содержания (в ситуациях
общения, в том числе «В семье», «В школе», «На улице»).
• Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной
тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания
(некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
• Знание социокультурного портрета родной страны и страны (стран) изучаемого языка:
знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (Рождества,
Нового года и других праздников), с особенностями образа жизни и культуры страны
(стран) изучаемого языка (достопримечательностями, выдающимися людьми и другое), с
доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на английском
языке.
• Формирование умений:

• писать свои имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на
•
•
•
•
•

английском языке;
правильно оформлять свой адрес на английском языке (в анкете, формуляре);
кратко представлять Россию и страну (страны) изучаемого языка;
кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны (стран)
изучаемого языка (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и
питании).
Компенсаторные умения
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной,
догадки.

• Использование при формулировании собственных высказываний, ключевых слов, плана.
• Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного
содержания, прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте
запрашиваемой информации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения иностранного (английского) языка на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения
и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
• формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта
изучения, причинно-следственных связей и зависимости объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
• оценивать
надёжность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
•
•

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Совместная деятельность
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация
• выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
• проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
•

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, находить позитивное в произошедшей
ситуации;
• вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект
• различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций;
• ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
• регулировать способ выражения эмоций.
Принимать себя и других
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на
ошибку и такое же право другого;
• принимать себя и других, не осуждая;
• открытость себе и другим;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
•

Формы проведения занятий
Занятия могут проводиться в форме игры, соревнования, викторины. конкурса и т.д. Работа
может вестись индивидуально, в парах или группе. Программой курса предусматривается также
проектная деятельность учащихся по темам пройденного материала.
Режим проведения занятий, количество часов:
Программа рассчитана на учащихся 5-х классов, реализуется за 34 часа. Недельная нагрузка -1
час.
Виды деятельности:
• игровая деятельность;
• проектная деятельность;
• изобразительная деятельность, включая применение ИКТ;
• перевод;
• работа со словарями и справочниками;
• выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
Эффективность данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий:
•
•
•
•
•
•
•

желание проявить себя;
сочетание индивидуальной и групповой деятельности;
занимательность содержания, форм и методов работы;
эстетичность предлагаемых материалов заданий;
четкая организация и тщательная подготовка всех занятий;
привлечение детей с разными способностями и уровнем языковой подготовки;
широкое использование методов педагогического стимулирования учащихся.

Материально-техническое обеспечение
•
•
•

наглядные пособия;
Интернет;
компьютер или ноутбук;

•

бумага, фломастеры, карандаши.

•
•

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
стенд для размещения творческих работ учащихся.

Способами определения результативности программы могут быть:
презентация мини-проекта, анкетирование учащихся.
Источники информации для дополнительного изучения предмета:
www.airis.ru
www.ef.com
http://school-collection.edu.ru
www.englishteachers.ru
www.titul.ru
www.ioso.ru/distant/community
www.britishcouncil.org/learnenglish
http://lessons.study.ru

Календарно-тематическое планирование программы
№

1.

Тема урока
Тема: Занимательная английская грамматика

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Вводный контроль «Я знаю»
Структура английского предложения
Учимся строить предложение
Система английских времён
Простое настоящее время
Настоящее длительное время
Простое прошедшее время
Простое будущее время
Система английских времен (обобщение)
Прилагательные
Степени сравнения прилагательных
Грамматический тест
Вопросительные предложения
Типы вопросительных предложений
Способы образования единственного и
множественного числа существительных
Артикли
Артикли в английской грамматике
Предлоги в английском языке
Изучаем предлоги
Грамматический тест
Глаголы в английском языке
Английские глаголы с предлогами
Изучаем модальные глаголы
Модальные глаголы в английском языке

Модальные глаголы
26. Местоимения в английском языке

Количество часов

Форма
проведения
занятий

1

игра

1
1
1
1
1
1
1
1

соревнование
викторины
конкурс
игра
соревнование
игра
конкурс
проектная
работа
игра
соревнование
конкурс
игра
соревнование
игра

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

конкурс
игра
соревнование
игра
конкурс
игра
игра
соревнование
конкурс
проектная
работа
игра

27.
28.
29.
30.

Личные местоимения
Притяжательные местоимения
Словообразование
Образование новых слов при помощи
суффиксов
31. Количественные числительные в английском
языке
32.
Порядковые числительные в английском языке
33. Грамматический тест
34. Итоговый тест
ВСЕГО за 5 класс

1
1
1
1

конкурс
соревнование
игра
соревнование

1

игра

1

проектная
работа
конкурс
олимпиада

1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».