Рабочая программа учебного курса МХК 10-11 класс

Выписка
из содержательного раздела ООП СОО, утвержденной приказом
директора от 30.08.2023г № 188-1

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Мировая художественная культура»
для обучающихся 10-11 классов

г. Березовский

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная
культура» для 10-11 класса разработана в соответствии с требованиями
ФГОС СОО, утвержденного приказом Минпросвещения России от
17.05.2012г. №413 и ФОП СОО, утвержденной приказом Минпросвещения
России от 18.05.2023г. №370 и на основе авторской программы по мировой
художественной культуре: «Программы для
общеобразовательных
учреждений. МХК 5 – 11 класс»/ составитель Г.И. Данилова.
Общая характеристика предмета
Учебный курс «Мировая художественная культура» систематизирует
знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного
искусства,

музыки,

литературы

и

истории,

формирует

целостное

представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в
исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.
Формирование целостного представления о мировой художественной
культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни
общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и
специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные
культурно-исторические, эстетические традиции.
Цель курса:
- сформировать у обучающихся целостные представления об исторических
традициях и ценностях художественной культуры народов мира, на основе
соотнесения

ценностей

зарубежного

и

русского

художественного

творчества;
- сформировать у обучающихся целостное представление о роли, месте,
значении

русской

художественной

культуры

в

контексте

мирового

культурного процесса;
- систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные на уроках
изобразительного искусства, музыки, литературы и истории.

Реализация учебного курса «Мировая художественная культура» на
уровне среднего общего образования осуществляется из расчета 1 час в
неделю (34 часа в год) в 10 и 11классах. За весь уровень – 68 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Мировая
художественная культура»
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Мировая
художественная культура» на уровне среднего общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами

поведения

и

способствуют

процессам

самопознания,

самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции
личности,

патриотизма,

защитников Отечества

гражданственности;
и подвигам

уважения

Героев Отечества,

к

памяти

закону и

правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального

народа

Российской

Федерации,

природе

и

окружающей среде.
В результате изучения курса «Мировая художественная культура» на
уровне

среднего

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
• осознание

своих

конституционных

прав

и

обязанностей,

уважение закона и правопорядка;
• принятие

традиционных

национальных,

общечеловеческих

гуманистических и демократических ценностей;

•

готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
• готовность

вести

совместную

деятельность

в

интересах

гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
образовательной организации;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением; готовность к
гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
• сформированность
патриотизма,

российской

уважения

к

гражданской
своему

идентичности,

народу,

чувства

ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину,

свой

язык

и

культуру,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России;
• ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому и природному наследию, памятникам, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов
России;
• достижениям России в искусстве;
3) духовно-нравственного воспитания:
• осознание

духовных

ценностей

российского

народа;

сформированность нравственного сознания, норм этичного
поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и
ценности;
4) эстетического воспитания:

• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного

и

технического

творчества,

спорта,

труда,

общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
• убеждённость

в

значимости

для

личности

и

общества

отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; потребность в
физическом

совершенствовании,

занятиях

спортивнооздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
• готовность

к

труду,

осознание

ценности

мастерства,

трудолюбие;
• готовность

к

социальной
планировать

активной

деятельности

направленности,
и

технологической

способность

самостоятельно

и

инициировать,

осуществлять

такую

деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в
том числе к деятельности искусствоведа, художника, писателя;
• умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы;

7) экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и
социальной

среды,

осознание

глобального

характера

экологических проблем;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде
на основе знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
• умение
последствия

прогнозировать

предпринимаемых

неблагоприятные
действий

и

экологические

предотвращать

их;

расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
• сформированность
современному

уровню

мировоззрения,
развития

соответствующего

науки

и

общественной

практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию

своего

места

в

поликультурном

мире;

совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира;
• осознание

ценности

осуществлять

научной

деятельности,

учебноисследовательскую

готовность

и

проектную

деятельность индивидуально и в группе.
В

процессе

достижения

личностных

результатов

освоения

обучающимися программы учебного курса «Мировая художественная
культура» у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий

сформированность:

самосознания,

включающего

способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать
адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным

в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей; эмпатии,

включающей способность сочувствовать и

сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и
учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков,
включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с
учётом собственного речевого и читательского опыта.освоение артефактов
мировой художественной культуры как базы для воспитания личностных
основ духовной культуры;
Метапредметные результаты
В результате изучения учебного курса «Мировая художественная
культура» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут
сформированы

познавательные

коммуникативные
универсальные

универсальные
учебные

универсальные
учебные

действия,

учебные

действия,

совместная

действия,

регулятивные
деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические
действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
• устанавливать

существенный

признак

или

основание

для

сравнения, классификации и обобщения предметов культуры и
искусства, художественных текстов различных жанров;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения; выявлять закономерности и противоречия явлений,
данных в наблюдении;

• разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
• вносить

коррективы

в

деятельность,

оценивать

риски

и

соответствие результатов целям; координировать и выполнять
работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
учебному курсу «Мировая художественная культура»;
• развивать креативное мышление при решении жизненных
проблем с учётом собственного опыта.
Базовые исследовательские действия:
• владеть

навыками

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности, в том числе в контексте изучения учебного курсу
«Мировая художественная культура»;
• способностью и готовностью

к самостоятельному

поиску

методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
• владеть разными видами деятельности по получению нового
знания, в том числе в рамках курса «Мировая художественная
культура»;
• его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
• формировать научный тип мышления, владеть научной, в том
числе

лингвистической,

терминологией,

общенаучными

ключевыми понятиями и методами;
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
• выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;

• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически

оценивать

их

достоверность,

прогнозировать

изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь
интегрировать знания из разных предметных областей;
• уметь

переносить

знания

в

практическую

область

жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия – в
профессиональную среду;
•

выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
Работа с информацией:

• владеть навыками получения информации из источников разных
типов,

самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию и интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
• создавать тексты в различных форматах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную
форму представления и визуализации (презентация, таблица,
схема и другие);
• оценивать
соответствие

достоверность,
правовым

легитимность
и

информации,

морально-этическим

её

нормам;

использовать средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
•

владеть навыками защиты личной информации, соблюдать
требования информационной безопасности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;

• пользоваться невербальными средствами общения, понимать
значение

социальных

знаков,

распознавать

предпосылки

конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
• развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить высказывание.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
• самостоятельно

осуществлять познавательную деятельность,

выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
•

самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся

ресурсов,

собственных

возможностей

и

предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе
личных

предпочтений;

делать

осознанный

выбор,

уметь

аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
• оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;
постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
Самоконтроль, принятие себя и других:
• давать

оценку

новым

ситуациям,

вносить

коррективы

в

деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий

и

мыслительных

процессов,

их

оснований

и

результатов;
• использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;

• уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
•

принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;

• признавать своё право и право других на ошибку;
• развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
Совместная деятельность:
• понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом
общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника
команды в общий результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и
Предметные результаты:
− понимание ключевых проблем, изученных в артефактах мировой
художественной культуры;
− понимание

связей

произведений

искусства

с

эпохой,

выявление

вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного
звучания;
− умение

самостоятельно

и

познавательную деятельность;

мотивированно

организовывать

свою

− устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
− оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и
искусства;
− осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в
источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой
системе - «языки» разных видов искусств);
− использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для
оформления творческих работ;
− владеть основными формами публичных выступлений;
− понимать ценность художественного образования как средства развития
культуры личности;
− определять собственное отношение к произведениям классики и
современного искусства;
− осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учебно-тематический план
10 класс
№

Содержание

Количество Электронные

п/п
1.

часов
Художественная культура Древнего и

ресурсы

10

http://artclassic/edu.ru

14

http://www.artyx.ru

10

http://www.artyx.ru

средневекового Востока
2.

Художественная

культура

Европы:

Становление христианской традиции
3.

Духовно – нравственные основы русской
художественной культуры: у истоков

национальной традиции (X – XVIII вв.)
Итого

34

11 класс
№

Содержание

Количество Электронные

п/п
1.

часов
Основные

течения

в

художественной

ресурсы

12

http://www.artyx.ru

России19-20

10

http://www.artyx.ru

Художественная

6

http://www.artyx.ru

Русская художественная культура 20 века

6

http://www.artyx.ru

европейской культуре 19 начала 20 века
2.

Художественная

культура

века.
3.

Европа

и

Америка:

культура 20 века
4.

от эпохи тоталитаризма до возвращения к
истокам.
Итого

34

Календарно-тематическое планирование 10 класс

№

Тема

урока

Коли

Электронные

Личностные

честв

ресурсы

результаты

о
часов
Раздел 1. Художественная культура древнего и среднего Востока
1

1

www.hermita

-способность

ge.ru

воспринимать
различные

виды

искусства, традиции и
творчество

своего и

других

народов,

ощущать
эмоциональное

Египетское

воздействие искусства;

изобразительное
искусство и музыка
2

1

www.hermita

-способность

ge.ru

воспринимать
различные

виды

искусства, традиции и
творчество
других

своего и
народов,

ощущать

Художественная

эмоциональное

культура Древней и

воздействие искусства;

средневековой Индии:
верность традиции
3

1

https://ege59.r эстетическое
u/2021/08/26/i отношение к миру,

Храмовое зодчество

skusstvo-

включая эстетику

drevney-rusi/

быта, научного и
технического
творчества, спорта,
труда, общественных
отношений;

4

1

www.hermita

способность

ge.ru

воспринимать
различные виды
искусства, традиции и
творчество своего и

Художественная

других народов,

культура Древнего и

ощущать

средневекового Китая:
наследие

эмоциональное

мудрости

воздействие искусства;

ушедших поколений
5

1

https://ege59.r -готовность
u/2021/08/26/i противостоять
skusstvo-

идеологии

drevney-rusi/

экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
социальным,
религиозным,
расовым,

Изобразительное
искусство
музыкальный

национальным

и

признакам;

театр

Китая
6

Художественная

1

www.artsedge -готовность

по

культура

Японии:

.kennedy-

противостоять

постижение гармонии

center.org

идеологии

с природой

экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации

по

социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам;

7

1

https://ege59.r эстетическое
u/2021/08/26/i отношение к миру,
skusstvo-

включая эстетику

drevney-rusi/

быта, научного и
технического
творчества, спорта,

Японская

поэзия

труда, общественных

и

отношений;

нетрадиционные виды
искусства
1

https://ege59.r эстетическое
u/2021/08/26/i отношение к миру,

8
Художественная

skusstvo-

включая эстетику

drevney-rusi/

быта, научного и

культура

технического

мусульманского

творчества, спорта,

Востока:

логика

абстрактной красоты

труда, общественных
отношений;

9

1

https://ege59.r -способность
u/2021/08/26/i воспринимать
skusstvo-

различные

drevney-rusi/

искусства, традиции и
творчество

виды
своего и

других

народов,

ощущать
эмоциональное
воздействие искусства;
-готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации

по

социальным,
религиозным,
расовым,
Иранская

национальным

классическая поэзия и

признакам;

книжная миниатюра
10

1

www.hermita

способность

ge.ru

воспринимать
различные виды

Античность: колыбель

искусства, традиции и

европейской

творчество своего и

художественной

других народов,

культуры

ощущать

эмоциональное
воздействие искусства;
11

1

http://www.greekro
man.ru

-способность
воспринимать
различные

виды

искусства, традиции и
творчество

своего и

других

народов,

ощущать

Римская

эмоциональное

художественная

воздействие искусства;

культура
12

1

http://www.greekro
man.ru

эстетическое
отношение к миру,
включая эстетику
быта, научного и
технического
творчества, спорта,

Художественная
культура

труда, общественных

Древнего

отношений;

Египта

Раздел 2. История художественной культуры Европы: становление и
эволюция христианской традиции".
13

1

www.artsedge способность
.kennedy-

воспринимать

center.org

различные виды
искусства, традиции и
творчество своего и
других народов,

Новый завет

ощущать

эмоциональное
воздействие искусства;
14

1

www.hermita

эстетическое

ge.ru

отношение к миру,
включая эстетику
быта, научного и

Художественная

технического

культура европейского

творчества, спорта,

Средневековья:

труда, общественных

освоение

отношений;

христианской
образности
15

1

https://ege59.r способность
u/2021/08/26/i воспринимать
skusstvo-

различные виды

drevney-rusi/

искусства, традиции и
творчество своего и
других народов,
ощущать
эмоциональное

"Пламенеющая

воздействие искусства;

готика"
16

1

http://www.artyx.ru

-способность
воспринимать
различные

виды

искусства, традиции и
творчество
других

своего и
народов,

Художественная

ощущать

культура итальянского

эмоциональное

Возрождения

воздействие искусства;

17

1

http://www.museum
.ru

-способность
воспринимать
различные

виды

искусства, традиции и
творчество

своего и

других

народов,

ощущать
Венецианская

эмоциональное

школа

воздействие искусства;

живописи
18

1

http://www.museum
.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства, традиции и
творчество своего и
других народов,
ощущать
эмоциональное

Северное

воздействие искусства;

Возрождение
19

1

https://ege59.r -способность
u/2021/08/26/i воспринимать
skusstvo-

различные

drevney-rusi/

искусства, традиции и
творчество
других

виды
своего и
народов,

ощущать
эмоциональное
Художественная
культура Франции

воздействие искусства;

20

1

https://ege59.r способность
u/2021/08/26/i воспринимать
skusstvo-

различные виды

drevney-rusi/

искусства, традиции и
творчество своего и
других народов,

Художественная
культура

ощущать

17.:

эмоциональное

многоголосие школ и

воздействие искусства;

стилей.
21

1

https://ege59.r эстетическое
u/2021/08/26/i отношение к миру,
skusstvo-

включая эстетику

drevney-rusi/

быта, научного и
технического
творчества, спорта,
труда, общественных

Художественная
культура

Италии

отношений;

и

Франции 17 в.
22

1

https://ege59.r способность
u/2021/08/26/i воспринимать
skusstvo-

различные виды

drevney-rusi/

искусства, традиции и
творчество своего и
других народов,
ощущать

Художественная

эмоциональное

культура европейского

воздействие искусства;

Просвещения
23

"Венская классическая
школа"

1

http://www.artyx.ru

способность
воспринимать

различные виды
искусства, традиции и
творчество своего и
других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие искусства;
Раздел 3. Духовно-нравственные основы русской художественной
культуры.
24

1

www.artsedge - осознание духовных
.kennedy-

ценностей российского

center.org

народа;
сформированность
нравственного
сознания, норм
этичного поведения;
- ценностное
отношение к
государственным
символам,
историческому и
природному наследию,
памятникам, боевым
подвигам и трудовым
достижениям народа,
традициям народов

Художественная
культура

России;

Киевской

Руси
25

Музыкальное

1

https://ege59.r - осознание духовных

искусство
литература

и

u/2021/08/26/i ценностей российского

Киевской

Руси

skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность
нравственного
сознания, норм
этичного поведения;

26

1

https://ege59.r - осознание духовных
u/2021/08/26/i ценностей российского
skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность
нравственного
сознания, норм
этичного поведения;

Новгородская Русь
27

1

https://ege59.r - осознание духовных
u/2021/08/26/i ценностей российского
skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность
нравственного

Новгородская
живопись

сознания, норм

и

этичного поведения;

музыкальное
искусство
28

1

https://ege59.r - осознание духовных
u/2021/08/26/i ценностей российского

От

раздробленных

княжеств
Московской Руси

к

skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность
нравственного
сознания, норм
этичного поведения;

29

1

https://ege59.r - осознание духовных
u/2021/08/26/i ценностей российского
skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность
нравственного

Храмовое

сознания, норм

искусство

этичного поведения;

Московской руси в 16
в.
30

1

http://www.museum
.ru

- осознание духовных
ценностей российского
народа;
сформированность
нравственного
сознания, норм

Художественная

этичного поведения;

культура в 17 в.
31

1

https://ege59.r - осознание духовных
u/2021/08/26/i ценностей российского
skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность
нравственного

Музыка

сознания, норм

и

этичного поведения;

изобразительное
искусство в 17 в.
32

1

https://ege59.r - осознание духовных

Русская

u/2021/08/26/i ценностей российского

художественная

skusstvo-

народа;

drevney-rusi/

сформированность

культура

в

Просвещения

эпоху

нравственного

сознания, норм
этичного поведения;
33

1

Итоговое
по

- осознание духовных

ge.ru

ценностей российского
народа;

повторение

теме:

www.hermita

сформированность

Духовно-

нравственного

нравственные основы

сознания, норм

русской

этичного поведения;

художественной
культуры
34

1

- осознание духовных
ценностей российского
народа;
сформированность

Самостоятельная
работа

по

теме:

нравственного

мировая

сознания, норм

художественная

этичного поведения;

культура с 10 по 18 вв

Календарно-тематическое планирование 11 класс
№

Тема

урок

Количест

Электронные

Личностные

во часов

ресурсы

результаты

а
Раздел 1. Основные течения в европейской художественной культуре
XIX – начала XX в.
1

http://www.museu

-способность

m.ru

воспринимать
различные

виды

искусства,
традиции

творчество своего

Романтизм в

и других народов,

художественной

ощущать

культуре Европы

эмоциональное

19 в.: открытие

воздействие

"внутреннего
человека"
2

и

искусства;

1
1

http://www.museu

-способность

m.ru

воспринимать
различные

виды

искусства,
традиции

и

творчество своего
Романтические и
реалистические
образы в
европейской
литературе 19 в.

и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

3

1

http://www.museu

-способность

m.ru

воспринимать
различные

виды

искусства,
традиции

и

творчество своего
и других народов,
ощущать

Импрессионизм:

эмоциональное

поиск

воздействие

ускользающей

искусства;

красоты
4

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего
и других народов,

Действительность

ощущать

сквозь призму

эмоциональное

страха и

воздействие

пессимизма

искусства;

(экспрессионизм)
5

1
Мир реальности и

http://artclassic/edu -способность
.ru

воспринимать

мир "новой

различные

виды

реальности"

искусства,

Реализм и

традиции

символизм в

творчество своего

литературе.

и других народов,

и

ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
6

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное

Постимпрессиони

воздействие

зм. Винсент ван

искусства;

Гог
7

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие

Кубизм Пабло

искусства;

Пикассо.
8

Сюрреализм.
Сальвадор Дали.

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать

различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
9

Самостоятельная

1

www.hermitage.ru

работа "Основыне
течения в
европейской
художественной
культуре 19нач.20 вв"
Раздел 2. Художественная культура России XIX – начала XX в.
10

1

www.hermitage.ru

сформированност
ь российской

Фундамент
национальной
классической
музыки.
М.И.Глинка.

гражданской
идентичности,
патриотизма,
уважения к
своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой

край, свою
Родину, свой
язык и культуру,
прошлое и
настоящее
многонациональн
ого народа
России;

11

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды

Живопись первой

искусства,

половины XIX

традиции и

века.

творчество своего

О.Кипренский,

и других народов,

Тропинина,

ощущать

Венецианов

эмоциональное
воздействие
искусства;

12

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды

Живопись

искусства,

середины XIX

традиции и

века. К.Брюллов.

творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное

воздействие
искусства;
13

1

www.hermitage.ru

сформированност
ь российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
уважения к
своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою
Родину, свой
язык и культуру,
прошлое и
настоящее
многонациональн

Культура

ого народа

пореформенной

России;

эпохи. «Могучая
кучка».
14

«Передвижники».
И Шишкин,
Крамской,
Саврасов,
Поленов

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего

и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;
15

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего

Портретная

и других народов,

живопись

ощущать

И.Репина,

эмоциональное

историческая

воздействие

живопись

искусства;

В.Сурикова,
16

1

www.hermitage.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего
и других народов,

Самостоятельная

ощущать

работа

эмоциональное

"Художественная

воздействие

культура России

искусства;

начала 19-20 вв."
17

Архитектура
России конца XIX

1

http://artclassic/edu способность
.ru

воспринимать

– начала XX

различные виды

века. Ф.О.

искусства,

Шехтель.

традиции и
творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

18

1

www.hermitage.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,

Открытия

традиции и

символизма.

творчество своего

Творчество

и других народов,

М.Врубеля.

ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

19

1

www.hermitage.ru

способность
воспринимать
различные виды

Русский авангард.

искусства,

В.Кандинский,

традиции и

К.Малевич,

творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное

воздействие
искусства;
20

1

www.hermitage.ru

-способность
воспринимать
различные

виды

искусства,
Неоклассицизм и

традиции

и

поздний

творчество своего

романтизм. «Мир

и других народов,

искусства»

ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

21

1

http://www.museu
m.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и

Н. Рерих. Жизнь

творчество своего

и творчество.

и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

22

И. Левитан.
Жизнь и
творчество.

1

http://www.museu
m.ru

сформированност
ь российской
гражданской
идентичности,

патриотизма,
уважения к
своему народу,
чувства
ответственности
перед Родиной,
гордости за свой
край, свою
Родину, свой
язык и культуру,
прошлое и
настоящее
многонациональн
ого народа
России;
Раздел 3. Европа и Америка: художественная культура ХХ в.
23

1

http://artclassic/edu способность
.ru

воспринимать
различные виды
искусства,
традиции и
творчество своего
и других народов,
ощущать

Литературная

эмоциональное

классика ХХ

воздействие

века: полюсы

искусства;

добра и зла
24

Музыкальное
искусство в нотах

1

www.hermitage.ru

-способность
воспринимать

и без нот.

различные

виды

искусства,
традиции

и

творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

25

1

http://artclassic/edu -способность
.ru

воспринимать
различные

виды

искусства,
традиции

и

творчество своего
и других народов,
ощущать

Театр и

эмоциональное

киноискусство

воздействие

ХХ в. Культурная

искусства;

дополняемость
26

1

http://artclassic/edu -способность
.ru

воспринимать
различные

виды

искусства,
Художественная

традиции

и

культура

творчество своего

Америки: обаяние

и других народов,

молодости

ощущать

эмоциональное
воздействие
искусства;
27

1

www.hermitage.ru

-готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по

социальным,

религиозным,

Самостоятельная

расовым,

работа "Европа и

национальным

Америка:

признакам;

художественная
культура 20 в."

Раздел 4. Русская художественная культура XX в.
28

1

www.hermitage.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,

Архитектура.
К.Мельников.

традиции и
творчество своего
и других народов,
ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

29

1

www.hermitage.ru

интерес к
различным
сферам
профессионально

Музыкальная

й деятельности, в

жизнь 30-х гг.

том числе к

С.Прокофьев.

деятельности

Д.Шостакович.

искусствоведа,
художника,
писателя;

30

1

http://artclassic/edu интерес к
.ru

различным
сферам
профессионально
й деятельности, в

Киноискусство.

том числе к

«Фабрика грёз».

деятельности
искусствоведа,
художника,
писателя;

31

1

http://artclassic/edu интерес к
.ru

Кинематограф
России 1990-х
годов.

различным
сферам
профессионально
й деятельности, в
том числе к
деятельности
искусствоведа,

художника,
писателя;
32

1

www.hermitage.ru

способность
воспринимать
различные виды
искусства,

«Авторская

традиции и

песня».

творчество своего

Б.Окуджава. В.

и других народов,

Высотский.

ощущать
эмоциональное
воздействие
искусства;

33

Самостоятельная

1

работа "Русская

www.hermitage.ru
www.hermitage.ru

художественная
культура 20 в."
34

Обобщающий
урок

1

www.hermitage.ru

Контроль и оценка планируемых образовательных результатов
обучающихся.
«5»

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема
программного материала; полное понимание сущности
рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе
изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно
подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
Устанавливает межпредметные связи (на основе ранее приобретенных
знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно,
обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в
логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делает собственные выводы; формирует точное
определение и истолкование основных понятий; при ответе не
повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным
языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные
вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует
наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные
знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более
одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

«4»

1. Показывает знания всего изученного программного материала.
Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении

изученного материала, определения понятий, неточности при
использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или
при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный
материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно
отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные
знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные
правила культуры устной и письменной речи, использует научные
термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной
литературой, учебником, первоисточниками (правильно
ориентируется, но работает медленно).
«3»

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы
в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; материал излагает несистематизированно,
фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний
и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них
ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не
использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении

конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно
понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом
тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений
при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или
отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые
ошибки.
«2»

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает
выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть
программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет
слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к
решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
6. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при
полном незнании основных положений темы.
Критерии для оценивания теста

«5»
«4»
«3»
«2»

ставится за 90 -100% правильно выполненных заданий
ставится за 70 - 89% правильно выполненных заданий
ставится за 50 - 69% правильно выполненных заданий
ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Критерии для оценивания эссе:

«5» Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко
сформулированная своя точка зрения.
«4» Грамотно составленное эссе с использованием точных научных
сведений.
«3» Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены
ошибки в материале.
«2» Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».