РП Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс

Выписка
из содержательного раздела ООП СОО, утвержденной приказом директора от
30.08.2023г № 188-1

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1334973)
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 10-11 классов

г. Берёзовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа основного общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе
Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» (ут­верждена Решением коллегии Министерства
просвещения России, протокол от 24.12.2018 г. № ПК-1вн), требований к
результатам освоения программы среднего общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования (утверждён Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. №732) с учётом
преемственности с уровнем основного общего образования, федеральной
рабочей программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Появлению учебного предмета ОБЖ способствовали колоссальные по
масштабам и последствиям техногенные катастрофы, произошедшие на
территории нашей страны в 80-е годы XX столетия. Среди них катастрофа
теплохода «Александр Суворов» (05.06.1983 г.), взрыв четвёртого ядерного
реактора на Чернобыльской АЭС (26.04.1986 г.), химическая авария на
производственном объединении «Азот» (20.03.1989 г.). Одна из главных
причин этих трагедий была связана с человеческим фактором: несоблюдением
элементарных требований безопасности в повседневной жизни и
профессиональной
деятельности,
отсутствием
понимания
логики
последовательного нарастания факторов опасности, пренебрежением
основами культуры безопасности жизнедеятельности. Государство
столкнулось с серьёзными вызовами, на которые требовался быстрый и
адекватный ответ. Пришло понимание необходимости скорейшего внедрения
в сознание граждан личной ответственности за соблюдение норм и правил
безопасности в повседневной жизни, формирования у подрастающего
поколения модели индивидуального и группового безопасного поведения. В
связи с этим включение в образовательные программы учебного предмета
ОБЖ (с 1991 г.) явилось важным и принципиальным условием достижения
приемлемого уровня безопасности личности, общества и государства от
внутренних и внешних угроз.
В современных условиях с обострением существующих и появлением
новых глобальных и региональных вызовов и угроз безопасности России
(резкий рост военной напряжённости на приграничных территориях;
продолжающееся распространение идей экстремизма и терроризма;

существенное
ухудшение
медико-биологических
условий
жизнедеятельности; нарушение экологического равновесия и др.) возрастает
приоритет вопросов безопасности, их значение не только для самого
человека, но также для общества и государства. При этом центральной
проблемой безопасности жизнедеятельности остаётся сохранение жизни и
здоровья каждого человека. В данных обстоятельствах огромное значение
приобретает качественное образование подрастающего поколения россиян,
направленное на воспитание личности безопасного типа, формирование
гражданской идентичности, овладение знаниями, умениями, навыками и
компетенцией для обеспечения безопасности в повседневной жизни.
Актуальность совершенствования учебно-методического обеспечения
образовательного процесса по учебному предмету ОБЖ определяется
системообразующими документами в области безопасности: Стратегией
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента
Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Национальными целями
развития Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента
Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474), Государственной программой
Российской
Федерации
«Развитие
образования»
(Постановление
Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. № 1642).
Современный учебный предмет ОБЖ является открытой обучающей
системой, имеет свои дидактические компоненты во всех без исключения
предметных областях и реализуется через приобретение необходимых знаний,
выработку и закрепление системы взаимосвязанных навыков и умений,
формирование компетенций в области безопасности, поддержанных
согласованным изучением других учебных предметов. Научной базой
учебного предмета ОБЖ является общая теория безопасности, которая имеет
междисциплинарный характер, основываясь на изучении проблем
безопасности в общественных, гуманитарных, технических и естественных
науках. Это позволяет формировать целостное видение всего комплекса
проблем безопасности (от индивидуальных до глобальных), что позволит
обосновать оптимальную систему обеспечения безопасности личности,
общества и государства, а также актуализировать для выпускников построение
адекватной модели индивидуального и группового безопасного поведения в
повседневной жизни.
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз подходы к изучению
учебного предмета ОБЖ несколько скорректированы. Он входит в
предметную область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности», является обязательным для изучения на уровне среднего
общего образования.

Изучение ОБЖ направлено на достижение базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников
умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций,
избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в
экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении
чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности
безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать
благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и
государства.
ЦЕЛЬ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«ОСНОВЫ

Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования является достижение выпускниками базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с актуальными
потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
способность применять принципы и правила безопасного поведения в
повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных
опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых
средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства;
знание и понимание роли личности, общества и государства в решении
задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от
опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Всего на изучение учебного предмета ОБЖ на уровне среднего общего
образования отводится 68 часов в 10–11 классах. (по 34 часа в каждом
классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в
современном обществе»
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
общества, государства.
Соотношение понятий «опасность», «безопасность», «риск» (угроза).
Соотношение понятий «опасная ситуация», «экстремальная ситуация»,
«чрезвычайная ситуация». Представление об уровнях взаимодействия
человека и окружающей среды.
Общие принципы (правила) безопасного поведения.
Индивидуальный, групповой, общественно-государственный уровень
решения задачи обеспечения безопасности.
Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное
поведение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие.
Действия, позволяющие предвидеть опасность.
Действия, позволяющие избежать опасности.
Действия в экстремальной и опасной ситуации.
Риск-ориентированное мышление как основа обеспечения безопасности.
Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности личности,
общества, государства.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила
безопасного поведения.
Защита прав потребителя. Правила безопасного поведения при
осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Первая помощь, порядок
действий в экстренных случаях.
Предупреждение бытовых травм. Правила безопасного поведения в
ситуациях, связанных с опасностью получить травму (спортивные занятия,
использование различных инструментов, стремянок, лестниц и др.). Первая
помощь при ушибах, переломах, кровотечениях.
Основные правила безопасного поведения при обращении с газовыми и
электрическими приборами. Последствия электротравмы. Порядок проведения
сердечно-легочной реанимации.
Основные правила пожарной безопасности в быту.
Термические и химические ожоги. Первая помощь при ожогах.

Правила безопасного поведения в местах общего пользования (подъезд;
лифт; мусоропровод; придомовая территория; детская площадка; площадка
для выгула собак и др.). Коммуникация с соседями. Меры по предупреждению
преступлений.
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила
безопасного поведения в ситуации коммунальной аварии. Порядок вызова
аварийных служб и взаимодействия с ними. Действия в экстренных случаях.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»
История появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости. Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности на
транспорте.
Безопасность пешехода в разных условиях (движение по обочине;
движение в тёмное время суток; движение с использованием средств
индивидуальной мобильности).
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного
поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность
водителя. Ответственность пассажира.
Представления о знаниях и навыках, необходимых водителю.
Порядок действий при дорожно-транспортных происшествиях разного
характера (при отсутствии пострадавших; с одним или несколькими
пострадавшими; при опасности возгорания; с большим количеством
участников).
Основные источники опасности в метро. Правила безопасного
поведения. Порядок действий при возникновении опасности, экстремальной
или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на железнодорожном транспорте.
Правила безопасного поведения. Порядок действий при возникновении
опасности, экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на водном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Основные источники опасности на авиационном транспорте. Правила
безопасного поведения. Порядок действий при возникновении опасности,
экстремальной или чрезвычайной ситуации.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»
Общественные места и их классификация. Основные источники
опасности в общественных местах закрытого и открытого типа. Общие
правила безопасного поведения.

Опасности в общественных местах социально-психологического
характера (возникновение толпы и давки; проявление агрессии; криминальные
ситуации; случаи, когда потерялся человек).
Порядок действий при риске возникновения или возникновении толпы,
давки. Эмоциональное заражение в толпе, способы самопомощи. Особенности
поведения при попадании в агрессивную и паническую толпу.
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии.
Криминальные ситуации в общественных местах. Правила безопасного
поведения. Порядок действия при попадании в опасную ситуацию.
Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребёнок;
взрослый; пожилой человек; человек с ментальными расстройствами).
Порядок действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека.
Порядок действий при угрозе возникновения пожара в различных
общественных местах, на объектах с массовым пребыванием людей
(лечебные,
образовательные,
культурные,
торгово-развлекательные
учреждения).
Меры безопасности и порядок действий при угрозе обрушения зданий и
отдельных конструкций.
Меры безопасности и порядок поведения при угрозе, в условиях
совершения террористического акта.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные
правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоёмах.
Общие правила безопасности в походе. Особенности обеспечения
безопасности в водном походе. Особенности обеспечения безопасности в
горном походе.
Ориентирование на местности. Карты, традиционные и современные
средства навигации (компас, GPS).
Порядок действий в случаях, когда человек потерялся в природной среде.
Источники опасности в автономных условиях. Сооружение убежища;
получение воды и питания; способы защиты от перегрева и переохлаждения в
разных природных условиях. Первая помощь при перегревании,
переохлаждении и отморожении.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Общие правила
поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера (предвидеть;
избежать опасности; действовать: прекратить или минимизировать
воздействие опасных факторов; дождаться помощи).

Природные пожары. Возможности прогнозирования и предупреждения.
Правила безопасного поведения. Последствия природных пожаров для людей
и окружающей среды.
Чрезвычайные ситуации геологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила
безопасного поведения. Последствия чрезвычайных ситуаций геологического
характера.
Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила
безопасного
поведения.
Последствия
чрезвычайных
ситуаций
гидрологического характера.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Возможности
прогнозирования, предупреждения, смягчения последствий. Правила
безопасного
поведения.
Последствия
чрезвычайных
ситуаций
метеорологического характера.
Влияние деятельности человека на природную среду. Причины и
источники загрязнения Мирового океана, рек, почвы, космоса. Чрезвычайные
ситуации экологического характера. Возможности прогнозирования,
предупреждения, смягчения последствий. Экологическая грамотность и
разумное природопользование.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских
знаний»
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
«лечение», «профилактика».
Биологические,
социально-экономические,
экологические
(геофизические), психологические факторы, влияющие на здоровье человека.
Составляющие здорового образа жизни: сон, питание, физическая
активность, психологическое благополучие.
Общие представления об инфекционных заболеваниях. Механизм
распространения и способы передачи инфекционных заболеваний.
Чрезвычайные
ситуации
биолого-социального
характера.
Меры
профилактики и защиты. Роль вакцинации. Национальный календарь
профилактических прививок. Вакцинация по эпидемиологическим
показаниям. Значение изобретения вакцины для человечества.
Неинфекционные
заболевания.
Самые
распространённые
неинфекционные заболевания. Факторы риска возникновения сердечнососудистых заболеваний. Факторы риска возникновения онкологических
заболеваний. Факторы риска возникновения заболеваний дыхательной
системы. Факторы риска возникновения эндокринных заболеваний. Меры

профилактики неинфекционных заболеваний. Роль диспансеризации в
профилактике неинфекционных заболеваний.
Признаки угрожающих жизни и здоровью состояний, требующие вызова
скорой медицинской помощи (инсульт; сердечный приступ; острая боль в
животе; эпилепсия и др.).
Психическое здоровье и психологическое благополучие.
Критерии психического здоровья и психологического благополучия.
Основные факторы, влияющие на психическое здоровье и психологическое
благополучие.
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию).
Меры, направленные на сохранение и укрепление психического
здоровья.
Первая помощь. История возникновения скорой медицинской помощи и
первой помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия
первой помощи. Алгоритм первой помощи. Оказание первой помощи в
сложных случаях (травмы глаза; «сложные» кровотечения; первая помощь с
использованием подручных средств; первая помощь при нескольких травмах
одновременно).
Действия при прибытии скорой медицинской помощи.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»
Определение понятия «общение». Особенности общения людей.
Принципы и показатели эффективного общения.
Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая
группа», «малая группа».
Межличностное общение, общение в группе, межгрупповое общение
(взаимодействие). Особенности общения в группе. Психологические
характеристики группы и особенности взаимодействия в группе.
Групповые нормы и ценности. Коллектив как социальная группа.
Психологические закономерности в группе.
Понятие «конфликт». Стадии развития конфликта. Конфликты в
межличностном общении; конфликты в малой группе.
Факторы, способствующие и препятствующие эскалации конфликта.
Способы поведения в конфликте. Деструктивное и агрессивное поведение.
Конструктивное поведение в конфликте. Роль регуляции эмоций при

разрешении конфликта, виды эмоциональной регуляции. Способы
разрешения конфликтных ситуаций. Основные формы участия третьей
стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Ведение
переговоров при разрешении конфликта.
Опасные проявления конфликтов. Конфликт, буллинг, насилие. Понятие
«виктимность». Способы противодействия буллингу и проявлению насилия.
Способы психологического воздействия.
Психологическое влияние в малой группе. Положительные и
отрицательные стороны конформизма.
Эмпатия и уважение к партёру (партёрам) по общению как основа
коммуникации.
Убеждающая коммуникация. Этапы убеждения. Подчинение и
сопротивление влиянию.
Манипуляция в общении. Цели, технологии и способы противодействия.
Манипулятивное воздействие в группе. Манипулятивные приемы.
Манипуляция и мошенничество.
Деструктивные псевдопсихологические технологии.
Психологическое влияние в больших группах. Способы воздействия на
человека в большой группе (заражение; внушение; подражание).
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды
на жизнь человека. Приватность, персональные данные.
«Цифровая зависимость», её признаки и последствия.
Опасности и риски цифровой среды, их источники.
Понятие прав человека в цифровой среде, их защита.
Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Вредоносное
программное
обеспечение.
Виды
вредоносного
программного обеспечения, его цели, принципы работы. Правила защиты от
вредоносного программного обеспечения.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг,
правила защиты от мошенников.
Правила безопасного использования устройств и программ.
Поведенческие риски в цифровой среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких социальных отношений.
Неосмотрительное поведение и коммуникация в Сети как угроза для будущей
жизни и карьеры.
Травля в Сети, методы защиты от травли.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества. Вербовка,

манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива. Профилактика
и противодействие вовлечению в деструктивные сообщества.
Правила коммуникации в цифровой среде.
Достоверность информации в цифровой среде. Источники информации.
Проверка на достоверность.
«Информационный пузырь», манипуляция сознанием, пропаганда.
Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков.
Правила и инструменты для распознавания фейковых текстов и
изображений.
Ответственность за действия в сети Интернет. Запрещённый контент.
Защита прав в цифровом пространстве.
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества.
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимо­связь. Варианты проявления
экстремизма, возможные последствия. Преступления террористической
направленности, их цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие
вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.
Формы совершения террористических актов. Уровни террористической
угрозы. Правила поведения и порядок действий при угрозе или совершении
террористического акта, проведении контртеррористической операции.
Противодействие экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Цели, задачи, принципы.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
Россия в современном мире. Оборона страны как обязательное условие
мирного социально-экономического развития Российской Федерации и
обеспечение её военной безопасности. Роль Вооружённых сил Российской
Федерации и других войск, воинских формирований и органов, повышения
мобилизационной готовности Российской Федерации в обеспечении
национальной безопасности.
Современная армия. Воинская обязанность и военная служба.
Подготовка к службе в армии.
Права и обязанности граждан Российской Федерации в области
гражданской обороны.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам и причинам
возникновения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Территориальный и функциональный
принцип организации РСЧС. Её задачи и примеры их решения. Права и
обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Правовая основа обеспечения национальной безопасности.
Принципы обеспечения национальной безопасности.
Реализация национальных приоритетов как условие обеспечения
национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.
Взаимодействие личности, государства и общества в реализации
национальных приоритетов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным и предметным), которые должны
демонстрировать выпускники по завершении обучения в средней школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе правилами и нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ, должны способствовать процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности и проявляться, прежде всего, в уважении к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за российские
достижения, в готовности к осмысленному применению принципов и правил
безопасного поведения в повседневной жизни, соблюдению правил
экологического поведения, защите Отечества, бережном отношении к
окружающим людям, культурному наследию и уважительном отношении к
традициям многонационального народа Российской Федерации и к жизни в
целом.
1 Гражданское воспитание:
• 1.1
сформированность
активной
гражданской
позиции
обучающегося, готового и способного применять принципы и
правила безопасногоповедения в течение всей жизни;
• 1.2 уважение закона и правопорядка, осознание своих прав,
обязанностей и ответственности в области защиты населения и
территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и в
других областях, связанных с безопасностью жизнедеятельности;
• 1.3 сформированность базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности как основы для благополучия и устойчивого
развития личности, общества и государства;

1.4 готовность противостоять идеологии экстремизма и
терроризма, национализма и ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
• 1.5 готовность к взаимодействию с обществом и
государством в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения;
• 1.6 готовность к участию в деятельности государственных
социальных организаций и институтов гражданского общества в
области обеспечения комплексной безопасности личности,
общества и
государства.
2 Патриотическое воспитание:
• 2.1 сформированность российской гражданской идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым
подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые
силы
Российской
Федерации,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России,российской армии и флота;
• 2.2 ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому и природному наследию, дням воинской славы, боевым
традициям Вооружённых сил Российской Федерации, достижениям
России в области обеспечения безопасности жизни и здоровья людей;
• 2.3 сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу.
3 Духовно-нравственное воспитание:
• 3.1 осознание духовных ценностей российского народа и
российскоговоинства;
• 3.2
сформированность ценности безопасного поведения,
осознанного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности других людей, общества и государства;
• 3.3 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, готовность реализовать риск-ориентированное поведение,
самостоятельно и ответственно действовать в различных условиях
жизнедеятельности по снижению риска возникновения опасных
ситуаций, перерастания их в чрезвычайные ситуации, смягчению их
последствий;
• 3.4 ответственное отношение к своим родителям, старшему
поколению, семье, культуре и традициям народов России, принятие
идей волонтёрства и добровольчества.
4 Эстетическое воспитание:
•

4.1 эстетическое отношение к миру в сочетании с
культуройбез­о­пасности жизнедеятельности;
• 4.2 понимание взаимозависимости успешности и полноценного
развития ибезопасного поведения в повседневной жизни.
5 Физическое воспитание:
• 5.1
осознание
ценности
жизни,
сформированность
ответственного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих;
• 5.2 знание приёмов оказания первой помощи и готовность применять
их вслучае необходимости;
• 5.3 потребность в регулярном ведении здорового образа жизни;
• 5.4 осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
6 Трудовое воспитание:
• 6.1 готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности
для развития личности, общества и государства, обеспечения
национальной безопасности;
• 6.2 готовность к осознанному и ответственному соблюдению
требованийбезопасности в процессе трудовой деятельности;
• 6.3
интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
включая
военно-профессиональную
деятельность;
• 6.4
готовность
и
способность
к
образованию
и
самообразованию напротяжении всей жизни.
7 Экологическое воспитание:
• 7.1 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности личности, общества и государства;
• 7.2 планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе соблюдения экологической грамотности и
ра­зумного природопользования;
• 7.3 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствияпредпринимаемых действий и предотвращать их;
• 7.4
расширение
представлений
о деятельности
экологическойнаправленности.
8 Ценности научного познания:
• 8.1
сформированность мировоззрения, соответствующего
текущему уровню развития общей теории безопасности,
•

•

•

современных представлений о безопасности в технических,
естественно-научных, общественных, гуманитарных областях
знаний, современной концепции культуры безопасности
жизнедеятельности;
8.2 понимание научно-практических основ учебного предмета
ОБЖ,осознание его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
8.3 способность применять научные знания для реализации
прин­ципов безопасного поведения (способность предвидеть, по
возможности избегать, безопасно действовать в опасных,
экстремальных и чрезвычайных ситуациях).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ, должны отражать овладение универсальными учебными
действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
• самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
безопасности личности, общества и государства, обосновывать их
приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их
возможного решения в различных ситуациях;
• устанавливать существенный признак или основания для обобщения,
сравнения и классификации событий и явлений в области
безопасности жизнедеятельности, выявлять их закономерности и
противоречия;
• определять
цели действий применительно к заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с
учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме
безопасной жизнедеятельности, оценивать риски возможных
последствий для реализации риск-ориентированного поведения;
• моделировать объекты (события, явления) в области безопасности
личности, общества и государства, анализировать их различные
состояния для решения познавательных задач, переносить
приобретённые знания в повседневную жизнь;
• планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита
информации, необходимой для решения стоящей задачи;
• развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.

Базовые исследовательские действия:
• владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в
области безопасности жизнедеятельности;
• владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных
задач, в том числе при разработке и защите проектных работ;
• анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать
новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ решения
задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;
• раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между
реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта
(явления) в повседневной жизни;
• критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач
результаты, обосновывать предложения по их корректировке в новых
условиях;
• характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
• использовать знания других предметных областей для решения
учебных задач в области безопасности жизнедеятельности; переносить
приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
• владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и
анализа различных видов информации из источников разных типов
при обеспечении условий информационной безопасности личности;
• создавать информационные блоки в различных форматах с учётом
характера решаемой учебной задачи; самостоятельно выбирать
оптимальную форму их представления;
• оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
• владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и
защите от опасностей цифровой среды;
• использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в учебном процессе с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:

осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную
коммуникацию, переносить принципы её организации в повседневную
жизнь;
• распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать
значение социальных знаков; определять признаки деструктивного
общения;
• владеть приёмами безопасного межличностного и группового
общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных
ситуаций;
• аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы в конкретной учебной ситуации;
• ставить цели и организовывать совместную деятельность с учётом
общих интересов, мнений и возможностей каждого участника
команды (составлять план, распределять роли, принимать правила
учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной
работы, договариваться о результатах);
• оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий
результат по совместно разработанным критериям;
• осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и
практической значимости; проявлять творчество и разумную
инициативу.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• самостоятельно выявлять проблемные вопросы, выбирать
оптимальный способ и составлять план их решения в конкретных
условиях;
• делать осознанный выбор в новой ситуации, аргументировать его;
брать ответственность за своё решение;
• оценивать приобретённый опыт;
• расширять познания в области безопасности жизнедеятельности на
основе личных предпочтений и за счёт привлечения научно•

практических знаний других предметных областей; повышать
образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
• оценивать образовательные ситуации; предвидеть трудности, которые
могут возникнуть при их разрешении; вносить коррективы в свою
деятельность; контролировать соответствие результатов целям;
• использовать приёмы рефлексии для анализа и оценки
образовательной ситуации, выбора оптимального решения.
Принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства,
невозможности контроля всего вокруг;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе и оценке
образовательной ситуации; признавать право на ошибку свою и
чужую.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся активной жизненной позиции, осознанное понимание
значимости личного и группового безопасного поведения в интересах
благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем
безопасности и способности построения модели индивидуального и
группового безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного
предмета ОБЖ, должны обеспечивать:
• сформированность представлений о ценности безопасного поведения
для личности, общества, государства; знание правил безопасного
поведения и способов их применения в собственном поведении;
• сформированность представлений о возможных источниках опасности
в различных ситуациях (в быту, транспорте, общественных местах, в
природной среде, в социуме, в цифровой среде); владение основными
способами предупреждения опасных и экстремальных ситуаций;
знание порядка действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
• сформированность представлений о важности соблюдения правил
дорожного движения всеми участниками движения, правил
безопасности на транспорте; знание правил безопасного поведения на
транспорте, умение применять их на практике; знание о порядке

•

•

•

•

•

•

действий в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях на
транспорте;
знания о способах безопасного поведения в природной среде, умение
применять их на практике; знание порядка действий при
чрезвычайных ситуациях природного характера; сформированность
представлений об экологической безопасности, ценности бережного
отношения к природе, разумного природопользования;
владение основами медицинских знаний: владение приёмами оказания
первой помощи при неотложных состояниях; знание мер
профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний,
сохранения психического здоровья; сформированность представлений
о здоровом образе жизни и его роли в сохранении психического и
физического здоровья, негативного отношения к вредным привычкам;
знания о необходимых действиях при чрезвычайных ситуациях
биолого-социального характера;
знания основ безопасного, конструктивного общения; умение
различать опасные явления в социальном взаимодействии, в том числе
криминального характера; умение предупреждать опасные явления и
противодействовать им; сформированность нетерпимости к
проявлениям насилия в социальном взаимодействии;
знания о способах безопасного поведения в цифровой среде, умение
применять их на практике; умение распознавать опасности в цифровой
среде (в том числе криминального характера, опасности вовлечения в
деструктивную деятельность) и противодействовать им;
знание основ пожарной безопасности, умение применять их на
практике для предупреждения пожаров; знать порядок действий при
угрозе пожара и пожаре в быту, общественных местах, на транспорте,
в природной среде; знать права и обязанности граждан в области
пожарной безопасности;
сформированность представлений об опасности и негативном влиянии
на жизнь личности, общества, государства экстремизма, терроризма;
знание роли государства в противодействии терроризму; умение
различать приёмы вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность и противодействовать им; знание порядка действий при
объявлении разного уровня террористической опасности; знание
порядка действий при угрозе совершения террористического акта, при
совершении
террористического
акта,
при
проведении
контртеррористической операции;

•

•

•

сформированность представлений о роли России в современном мире,
угрозах военного характера, роли вооружённых сил в обеспечении
мира; знание основ обороны государства и воинской службы, прав и
обязанностей гражданина в области гражданской обороны; знание
действия при сигналах гражданской обороны;
знание основ государственной политики в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера; знание
задач и основных принципов организации Единой системы
предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,
прав и обязанностей гражданина в этой области;
знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о роли государства, общества и
личности в обеспечении безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование разделов и
темпрограммы

Модуль "Культура
безопасности
жизнедеятельности в
современном
обществе"

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2

0

1

2

Модуль "Безопасность в быту"

6

0

5

3

Модуль "Безопасность на транспорте"

6

0

5

4

Модуль "Безопасность в
общественныхместах"

6

0

5

5

Модуль "Безопасность в
природнойсреде"

7

0

5

7

1

5

34

1

26

6

Модуль "Здоровье и как его
сохранить.Основы медицинских
знаний"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Личностные
результаты

1.1
2.1
8.1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

8.2
6.2
4.1
3.3
1.3

Библиотека ЦОК

3.2
4.2
1.4
7.1
7.2
8.3
5.1
5.3
5.2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

11 КЛАСС
№ п/п

1

2

Наименование разделов и
темпрограммы

Модуль "Здоровье и как его
сохранить.Основы медицинских
знаний"
Модуль "Безопасность в социуме"

Модуль "Безопасность в
информационном
пространстве"
Модуль "Основы
4
противодействияэкстремизму и
терроризму"
Модуль "Взаимодействие личности,
общества и государства в
5
обеспечениибезопасности жизни и
здоровья
населения"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПОПРОГРАММЕ
3

Количество часов

Личностные
результаты

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

5.4

Библиотека ЦОК

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2

0

1

8

0

6

8

0

6

6

0

5

6.3
2.3
2.2
1.2
1.5
1.6
3.1

10

1

7

34

1

25

https://m.edsoo.ru/7f419506

3.4
7.3
7.4
6.4
8.2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Современные представления о культуре
безопасности

1

0

0.5

2

Влияние поведения на безопасность.
Риск-ориентированный подход к
обеспечению безопасности на уровне
личности, общества, государства

1

0

0.5

3

Источники опасности в быту

1

0

0.5

4

Профилактика и первая помощь при
отравлениях

1

0

1

5

Безопасность в быту. Пожарная
безопасность в быту

1

0

0.5

6

Безопасность в быту. Предупреждение
травм и первая помощь при них

1

0

1

7

Безопасное поведение в местах общего
пользования. Опасности криминогенного
характера

1

0

1

8

Безопасное поведение в местах общего
пользования. Аварии на коммунальных
системах жизнеобеспечения

1

0

1

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

9

Безопасность дорожного движения:
пешеход, пассажир, водитель

1

0

0.5

10

Безопасность дорожного движения.
Опасности и риски участников
дорожного движения

1

0

0.5

11

Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях

1

0

1

12

Оказание первой помощи при дорожнотранспортном происшествии

1

0

1

13

Безопасное поведение на разных видах
транспорта (метро, железнодорожный,
водный, авиационный)

1

0

1

14

Безопасное поведение на разных видах
транспортаПорядок действий при
возникновении опасности, экстремальной
или чрезвычайной ситуации

1

0

1

15

Безопасность в общественных местах.
Источники опасности и правила
безопасного поведения

1

0

0.5

16

Опасности социально-психологического
характера

1

0

0.5

17

Безопасность в общественных местах.
Поиск потерявшегося человека

1

0

1

18

Опасности криминального характера в
общественных местах

1

0

1

19

Действия при пожаре, обрушении
конструкций в общественных местах и на
объектах с массовым пребыванием людей

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

20

Действия при угрозе или совершении
террористического акта в общественных
местах и на объектах с массовым
пребыванием людей

1

0

1

21

Безопасность в природной среде

1

0

0.5

22

Выживание в автономных условиях

1

0

0.5

23

Чрезвычайные ситуации природного
характера. Природные пожары

1

0

1

24

Чрезвычайные ситуации геологического
характера: землетрясения, извержение
вулканов, оползни, камнепады

1

0

1

25

Чрезвычайные ситуации
гидрологического характера: наводнения,
паводки, половодья, цунами, сели,
лавины

1

0

1

26

Чрезвычайные ситуации
метеорологического характера: бури,
ливни, град, мороз, жара

1

0

1

27

Экологическая грамотность и разумное
природопользование

1

0

0.5

28

Факторы, влияющие на здоровье
человека. Здоровый образ жизни

1

0

0.5

29

Инфекционные заболевания. Значение
вакцинации в борьбе с инфекционными
заболеваниями

1

0

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

30
31
32

Инфекционные заболевания.
Чрезвычайные ситуации биологосоциального характера
Неинфекционные заболевания. Факторы
риска
Неинфекционные заболевания. Меры
профилактики

1

1

0

1

0

1

1

0

0.5

33

Психическое здоровье и психологическое
благополучие

1

0

0.5

34

Итоговое занятие

1

0

0.5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

25

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Правовые основы оказания первой
помощи

1

0

0.5

2

Оказание первой помощи в сложных
случаях

1

0

0.5

3

Общение в жизни человека.
Межличностное общение

1

0

0.5

4

Общение в жизни человека. Общение в
группе

1

0

0.5

5

Конфликты, стадии развития
конфликтов

1

0

0.5

6

Конфликты, способы их разрешения

1

0

0.5

7

Конструктивные и деструктивные
способы психологического воздействия

1

0

1

8

Манипуляции и способы противостоять
им

1

0

1

9

Деструктивное психологическое влияние
в больших группах

1

0

1

10

Способы воздействия на человека в
большой группе

1

0

1

11

Безопасность в цифровой среде

1

0

0.5

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

12

Вредоносное программное обеспечение,
виды, цели и принципы работы

1

0

0.5

13

Правила защиты от вредоносного
программного обеспечения

1

0

0.5

14

Социальные отношения, поведенческие
риски в цифровой среде и их причины

1

0

0.5

15

Деструктивные сообщества и
деструктивный контент в цифровой
среде

1

0

1

16

Достоверность информации в цифровой
среде. Источники информации, проверка
на достоверность

1

0

1

17

Достоверность информации в цифровой
среде. Фальшивые аккаунты,
манипуляторы

1

0

1

18

Защита прав в цифровом пространстве

1

0

1

19

Экстремизм и терроризм как угроза
устойчивого развития общества

1

0

0.5

20

Предупреждение вовлечения в
экстремистскую и террористическую
деятельность

1

0

0.5

21

Уровни террористической опасности

1

0

1

22

Правила безопасного поведения при
угрозе и совершении террористического
акта

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

23

Противодействие экстремизму и
терроризму: цели, задачи, принципы

1

0

1

24

Права, обязанности и ответственность
граждан и организаций в области
противодействия экстремизму и
терроризму

1

0

1

25

Оборона страны как обязательное
условие благополучного развития
страны

1

0

0.5

26

Структура Вооруженных Сил
Российской Федерации

1

0

0.5

27

Другие войска и воинские формирования

1

0

1

28

Воинская обязанность и военная служба

1

0

1

29

Гражданская оборона

1

0

1

30

Правовая основа защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера

1

1

0

31

Единая государственная система
предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций

1

0

1

32

Правовая основа обеспечения
национальной безопасности

1

0

1

33

Взаимодействие личности, общества и
государства в обеспечении
национальной безопасности

1

0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419506

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

34

Итоговое занятие

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

25

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f419506

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы безопасности жизнедеятельности, 10-11 классы/ Ким С.В.,
Горский В.А., Общество с ограниченной ответственностью Издательский
центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие для учителя к завершенной предметной линии
учебников под редакцией С. Н. Егорова, основы безопасности
жизнедеятельности 10-11 классов
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419506

Оценочные материалы по ОБЖ

Приложение 1

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыковВсе тестовые задания оцениваются:
правильный ответ – 1 балл;
отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 балловКритерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
•
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником;
•
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно используя терминологию;
•
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
•
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
•
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов иливыкладках,
которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям наотметку
«5», но при этом имеет один из недостатков:
•
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
•
допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
•
допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов,
легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
•
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки
обучающегося»);
•
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные
после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
•
не раскрыто основное содержание учебного материала;
•
обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части
материала.

Контрольное тестирование по ОБЖ 10 класс

1. Приметами хоженой тропы могут быть:
а) высокая трава, наличие следов птиц и зверей;
б) примятая трава, следы от транспорта, следы деятельности человека;
в) растущие на тропе грибы, ягоды, сломанные ветки.

2. Как вы будете переправляться, если лед ненадежен, а обойти его нет
возможности:
а) с шестом, держа его горизонтально на уровне груди; б) ползком;
в) обычным шагом, простукивая лед впереди палкой.

3. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
а) открыть окна и двери нижних этажей;
б) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.

4. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной
территории, — это:
а) стихийный пожар; б) природный пожар; в) лесной пожар.

5. РСЧС создана с целью:
а) прогнозирования ЧС на территории Российской федерации и организации проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
б) объединения усилий органов власти, организаций и предприятий, их сил и средств в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечение первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в
чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

6. Если кровотечение сопровождается излиянием крови во внутренние органы, полости и
ткани, то оно называется:
а) полостным; б) внутренним; в) закрытым.

7. Какова последовательность оказания первой помощи при коллапсе:
а) пострадавшего уложить на живот, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги
несколько опустить, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги;
б) пострадавшего уложить на спину, подложив подушку, нижнюю часть туловища и ноги
пострадавшего приподнять как можно выше, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного
спирта, приложить лед к ногам;
в) пострадавшего уложить на спину, нижнюю часть туловища и ноги пострадавшего
несколько приподнять, дать понюхать (вдохнуть) нашатырного спирта, согреть ноги.

8. Как высушить резиновые сапоги в походе:
а) набить сухой травой или бумагой и поставить их недалеко от костра;
в) вбить в землю около костра колышки и повесить на них сапоги;
в) вытащить из сапог стельки и протереть внутри досуха тряпкой, поставить сапоги к
теплу,
но не к открытому огню.

9. В солнечный полдень тень указывает направление на:
а) юг; б) север; в) запад; г) восток.

10. При внезапном наводнении до прибытия помощи следует:
а) оставаться на месте и ждать указаний по телевидению (радио), при этом вывесить белое
или цветное полотнище, чтобы вас обнаружили;
б) быстро занять ближайшее возвышенное место и оставаться там до схода воды, при этом
подавать сигналы, позволяющие вас обнаружить;
в) спуститься на нижний этаж и подавать световые сигналы.

11. Аммиак – это:
а) бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;
б) газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;
в) бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

12. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В
жилом районе включили сирену. Ваши действия:
а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в
микрорайоне, городе, стране;
б) пойти домой, включить радио или телевизор на местной программе, выслушать
информацию и выполнить содержащие в ней указания;
в) продолжить игру, не обращая внимания на происходящее вокруг вас.

13. Для приведения в действие огнетушителя ОУ необходимо:
а) сорвать пломбу и выдернуть чеку, направить раструб на пламя и нажать на рычаг;
б) прочистить раструб, нажать на рычаг и направить на пламя;
в) нажать на рычаг, взяться за раструб рукой, направить на пламя и придерживать до
прекращения горения.
14. По каким местным приметам можно определить стороны света:
а) стволам и коре деревьев, лишайнику и мху, склонам холмов и бугров, муравейникам,
таянию снега;
б) кустарнику и сухой траве, направлению течения ручьев и рек, наезженной колее;
в) полыньям на водоемах, скорости ветра, направлению комлей валяющихся на дороге
спиленных деревьев.
15. Чтобы правильно преодолеть реку, следует:
а) преодолевать реку вплавь, использовать надувные матрацы и камеры;
б) выбрать место, где вода выглядит спокойной, и переходить реку вброд, используя
надувные камеры;
в) выбрать удобное место и переходить реку вброд, используя шест или альпеншток.

16. Вы попали под завал в результате землетрясения, нога была придавлена упавшей
конструкцией, но освобождена: шевелить пальцами и ступней ноги можете. В помещении
есть немного свободного пространства, но выход заблокирован. Какова очередность
ваших действий:
а) окажете себе первую помощь, установите подпорки под конструкции над вами, найдете
теплые вещи или одеяло, чтобы укрыться, будете кричать, стучать металлическими
предметами по трубам, плитам;
б) окажете себе первую помощь и начнете разгребать завал в сторону выхода из
помещения;
в) установите подпорки под конструкции над вами, попробуете подойти к оконному
проему, если найдете спички, попытаетесь развести небольшой костер, чтобы согреться и
осмотреться вокруг.

17. Взрыв всегда сопровождается:
а) большим количеством выделяемой энергии;
б) резким повышением температуры;
в) незначительным дробящим действием.

18. Если сигнал об угрозе нападения противника застал вас дома, необходимо:
а) оставаться дома, плотно закрыв окна и двери;
б) быстро покинуть здание и спуститься в ближайшее убежище;
в) покинуть здание и отойти от него на безопасное расстояние.

19. Максимальное время наложения жгута летом не более:
а) 30 минут; б) 60 минут; в) 90 минут; г) 120 минут.

20. Допустимая толщина льда при передвижении по нему людей должна быть:
а) не менее 10 см; б) не менее 5 см; в) не менее 15 см.

21. Укажите самый простой способ обеззараживания воды в полевых условиях из
предложенных ниже:

а) кипячение воды;
б) очистка через фильтр из песка, ваты и материи;
в) очистка через фильтр из песка и материи;

22. К поражающим факторам взрыва относятся:
а) осколочные поля и ударная волна;
б) высокая температура и волна прорыва;
в) сильная загазованность местности.

23. Боевые традиции – это:
а) исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в
поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с
образцовым выполнением боевых задач и несением воинской службы;
б) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевых задач;
в) специальные нормы, предъявленные к психологическим и нравственным качествам
военнослужащего в период прохождения им воинской службы.

24. Из приведенных волевых качеств определите те, которые необходимы для выполнения
воинского долга.
а) решительность, вдержка, настойчивость в преодолении препятствий и трудностей,
которые возникают в процессе военной службы и мешают ей;
б) агрессивность, настороженность, терпимость к себе и сослуживцам;
в) терпимость по отношению к старшим по званию, лояльность по отношению к
сослуживцам, непримиримость к неуставным взаимоотношениям.

25. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и
защищать ее от врагов – это:
а) патриотизм; б) героизм; в) воинский долг.

26. День защитников Отечества 23 февраля установлен в ознаменование:

а) победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г.;
б) разгрома Советской Армией немецко-фашистких войск под Сталинградом в 1943;
в) снятие блокады города Ленинграда в 1944 г.

27. Совершение выдающихся по своему значению действий и требующих от человека
(воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию – это:
а) героизм; б) мужество; в) воинская честь.

28. Куликовская битва между русским войском с Дмитрием Донским и войском Золотой
Орды произошла:
а) в 1240 г.; б) в 1380 г.; в) в 1480 г.

29. При закрытом переломе бедра необходимо:
а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать
пострадавшему возвышенное положение;
б) дать обезболивающее средство, положить две шины: длинную, от подмышечной
впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;
в) дать обезболивающее средство, положить шину из подручного материала от
подмышечной впадины до коленного сустава.

30. Бородинское сражение между русской армией М.И. Кутузова и французской армией
Наполеона произошло:
а) в 1825 г.; б) в 1815 г.; в) в 1812 г.

Итоговое контрольное тестирование по ОБЖ
11 класс Вариант 1
1. Какие функции выполняет кожа человека?
А) Оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во
внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, дает
возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод;
Б) Защищает внутренние органы от воздействия солнечной радиации, регулирует обмен
веществ в организме, дает возможность вредным веществам, скапливающимся в
организме, выходить через поры наружу;
В) Оберегает организм от физических воздействий среды обитания, регулирует давление
и температуру внутри тела человека в зависимости от параметров среды обитания, создает
барьер для проникновения в организм инфекций и болезнетворных бактерий.
2. Из предложенных выберите ответ, который объясняет, почему волосы
можно безболезненно подстригать:
А) При стрижке не затрагиваются луковицы волос;
Б) Клетки волос содержат пигмент, защищающий волосы, тем более при стрижке;
В) Волосы лишены нервных окончаний.
3. Одними из лучших для изготовления одежды являются:
А) Хлопчатобумажные ткани;
Б) Полимерные волокна;
В) Прорезиненные ткани.
4. К болезням, передаваемым половым путем, относятся:
А) Сифилис, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, генитальный
герпес; Б) Вирусный гепатит, чесотка, дизентерия, туляремия,
сибирская язва; В) Токсикоинфекции, корь, натуральная оспа,
столбняк, бешенство.
5. СПИД практически всегда передается:
А) Через пищу, пищевые продукты, предметы домашнего обихода и кровососущих
насекомых;
Б) При половом контакте с инфицированным человеком, через недостаточно
простерилизованные медицинские инструменты, при переливании инфицированной крови;
В) При поцелуях, рукопожатиях, объятиях, при пользовании общественным туалетом,
бассейном, душем.
6. При ослаблении деятельности сердечной мышцы или нарушении
сердечного ритма может возникнуть:
А) Инсульт;
Б) Острая сердечная недостаточность;
В) Остановка сердца.
7. Причинами инсульта могут быть:
А) Мозговое кровотечение, блокирование кровеносного сосуда сгустком крови;
Б) Пороки сердца, инфаркт миокарда, сильное переутомление;
В) Обширные внутренние кровотечения, повреждения головного и спинного мозга.
8. Кровотечение - это:
А) Быстрое выделение крови из органов;
Б) Истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенок;
В) Выход крови наружу из поврежденных органов.
9. Из приведенных примеров выберите характеризующие венозные кровотечения:
А) Кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей;

Б) Кровь сочится по всей поверхности раны и ее трудно остановить;

В) Кровь имеет темный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.
10. Проводить искусственную вентиляцию легких необходимо при
отсутствии у пострадавшего:
А) Сердцебиения и дыхания или когда сохранено сердцебиение и самостоятельное
дыхание с частотой дыхательных движений до 10 в минуту;
Б) Координации и речи при непрерывном кашле, приводящем к сбою дыхания;
В) Сердцебиения, но сохранении самостоятельного дыхания с частотой дыхательных
движений более 10 в минуту.
11. Под воинской обязанностью понимается:
А) Установленный законом почетный долг граждан с оружием в руках защищать свое
Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку
и выполнять другие, связанные с обороной страны обязанности;
Б) Прохождение военной службы в мирное и военное время, самостоятельная подготовка
допризывников к службе в Вооруженных Силах;
В) Долг граждан - нести службу в Вооруженных Силах только в период военного
положения и в военное время.
12. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:
А) Только в добровольном порядке (по контракту);
Б) По призыву и в добровольном порядке (по контракту);
В) Только по призыву - по достижении определенного возраста.
13. В соответствии с федеральным законом «О воинской обязанности и
военной службе» первоначальная постановка на учет осуществляется:
А) С 1 января по 31 марта в год достижения гражданами возраста 16
лет; Б) С 1 января по 31 марта в год достижения гражданами
возраста 17 лет; В) С 1 января по 31 декабря в год достижения
гражданами возраста 17 лет.
14. Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет
подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами:
А) Невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае
необходимости — врачами других специальностей;
Б) Терапевтом, физиотерапевтом, травматологом, психиатром, окулистом, эндокринологом
и другими;
В) Хирургом, терапевтом, кардиологом, физиотерапевтом, пульмонологом,
стоматологом, окулистом и другими.
15. Заключение по результатам освидетельствования категории «Б» означает:
А) Годен к военной службе с незначительными
ограничениями; Б) Временно не годен к военной службе;
В) Ограниченно годен к военной службе.
16. Заключение по результатам освидетельствования категории «Г» означает:
А) Годен к военной службе с незначительными
ограничениями; Б) Временно не годен к военной службе;
В) Не годен к военной службе.
17. Запас Вооруженных Сил РФ предназначен:
А) Для создания резерва военных специалистов;
Б) Для развертывания армии при мобилизации и ее пополнения во время войны;
В) Для развертывания в военное время народного ополчения, обученного военным
специалистом.

18. В каких случаях гражданин РФ имеет право на замену военной службы
альтернативной гражданской?

А) Если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы;
Б) Если его семья или ближайшие родственники ходатайствуют перед военным
комиссариатом о замене военной службы на альтернативную;
В) Если его возраст на момент призыва 25 лет и более.
19. К общевоинским уставам ВС РФ относятся:
А) Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ,
Дисциплинарный устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ;
Б) Устав внутренней и гарнизонной служб ВС РФ, Устав караульной службы ВС РФ,
Устав корабельной службы, Строевой устав ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ;
В) Устав внутренней службы ВС РФ, Устав гарнизонной службы ВС РФ, Дисциплинарный
устав ВС РФ, Строевой устав ВС РФ.
20. Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения
гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и
военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение
гарнизонных мероприятий с участием войск?
А) Строевой устав ВС РФ;
Б) Устав внутренней службы ВС РФ.
В) Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ;
21. Какой устав определяет: строевые приемы и движения без оружия и с
оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах;
порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра;
положение Боевого Знамени в строю воинской части, порядок его выноса;
обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их
строевой подготовке, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и
порядок действий при внезапном нападении противника?
А) Строевой устав ВС РФ;
Б) Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ;
В) Дисциплинарный устав ВС РФ.
22. Каким правовым актом утвержден текст военной присяги?
А) Уставом внутренней службы ВС РФ;
Б) Указом Президента РФ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации».
В) Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;
23. Какую ответственность несут военнослужащие за проступки, связанные с
нарушением воинской дисциплины, норм морали и воинской чести?
А) Уголовную;
Б) Административную.
В) Дисциплинарную;
24. Вид ответственности военнослужащих - установленная государством
обязанность возмещения в денежной форме причиненного ими материального
ущерба - это понятие:
А) Дисциплинарной ответственности;
Б) Административной ответственности военнослужащего.
В) Материальной ответственности;
25. Военнослужащие подлежат уголовной ответственности за совершение:
А) Как дисциплинарных, так и административных правонарушений;
Б) Только преступлений против военной службы.
В) Преступлений общеуголовных и против военной службы;

Итоговое контрольное тестирование по ОБЖ 11 класс
Вариант 2
1. Какие продукты питания способствуют здоровью зубов?
А) Кондитерские, макаронные и мясные изделия;
Б) Жирная пища;
В) Овощи, богатые клетчаткой и кальцием.
2. Перхоть (себорея) вызывается нарушением обмена веществ в организме. А
это означает, что из пищи необходимо исключить:
А) Жирные и острые блюда;
Б) Копченое мясо, рыбу и консервы;
В) Ограничить употребление овощей и фруктов;
Какая рекомендация ошибочна?
3. Недостатком синтетических материалов является то, что они:
А) Плохо впитывают влагу с поверхности кожи;
Б) Плохо греют;
В) Проводят электрический ток.
4. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - это болезнь, имеющая
вирусную природу. Вирус СПИДа - вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
поражает:
А) Центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и кровеносную систему
человека;
Б) Внутренние органы: легкие, печень, селезенку, поджелудочную железу, лимфатическую
систему, вызывает раковые заболевания разных органов;
В) Клетки нашего организма, предназначенные для борьбы с вирусной инфекцией,
способной поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические
расстройства.
5. Известно более 20 заболеваний, передающихся половым путем, восемь из них
могут оказаться смертельными; это, в частности:
А) СПИД, гепатиты Б и С, сифилис;
Б) Грибковые заболевания, трихомониаз;
В) Псориаз, нейродермит.
6. Причиной сердечной недостаточности могут быть:
А) Ревматические поражения сердечной мышцы, пороки сердца, инфаркт миокарда,
физическое перенапряжение, нарушение обмена веществ и авитаминозы;
Б) Внутреннее и наружное кровотечения, повреждение опорно-двигательного аппарата,
переутомление, тепловой и солнечный удары;
В) Тяжелые повреждения, сопровождающиеся кровопотерей, размозжение мягких тканей,
раздробление костей, обширные термические ожоги.
7. Кровотечение бывает следующих видов:
А) Венозное, артериальное, капиллярное, паренхиматозное, смешанное;
Б) Венозное, артериальное, легочное, носовое;
В) Поверхностное, глубокое, смешанное.
8. Можно ли накладывать жесткую шину прямо на тело пострадавшего при
иммобилизации?

А) Можно только на верхние конечности;
Б) Можно, закрепив шину так, чтобы между ней и телом было небольшое воздушное
пространство;
В) Нельзя: сначала под шину следует наложить мягкую прокладку (вату, полотенце и т.п.).
9. Признаки клинической смерти — это отсутствие:
А) Сознания, реакции зрачков на свет, пульса на сонной артерии и дыхания;
Б) Слуха, вкуса, наличие трупных пятен;
В) Пульса и дыхания, окоченение конечностей.
10. Какую информацию необходимо указать в записке, прикрепляемой к жгуту?
А) Фамилию, имя, отчество пострадавшего, время получения ранения;
Б) Дату и точное время (часы и минуты) наложения жгута;
В) Фамилию, имя, отчество пострадавшего, время наложения жгута, фамилию, имя,
отчество наложившего жгут.
11. Военная служба исполняется гражданами:
А) Только в Вооруженных Силах РФ;
Б) В ВС РФ, пограничных войсках федеральной пограничной службы РФ и войсках
гражданской обороны;
В) В ВС РФ, других войсках, органах и формированиях.
12. Составная часть воинской обязанности граждан РФ, заключающаяся в
специальном учете всех призывников и военнообязанных по месту жительства, - это:
А) Воинский учет;
Б) Пребывание в запасе;
В) Прохождение военной службы по призыву.
13. Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой
органа местного самоуправления (местной администрации) в следующем составе:
А) Военный комиссар района (города) либо заместитель военного комиссара, специалист
по профессиональному психологическому отбору, секретарь комиссии, врачиспециалисты;
Б) Представитель командования военного округа, представитель органа местного
самоуправления, врачи-специалисты;
В) Военный комиссар района (города), руководитель (заместитель руководителя) органа
внутренних дел, секретарь комиссии, врачи (хирург, терапевт, невропатолог).
14.
Определите,
какая
из
нижеперечисленных
причин
неуважительной при неявке гражданина по повестке из военкомата:
А) Утеря повестки военного комиссариата;
Б) Заболевание гражданина, связанное с утратой трудоспособности;
В) Препятствие, не зависящее от воли гражданина.

является

15. Заключение по результатам освидетельствования категории «А» означает:
А) Годен к военной службе;
Б) Ограниченно годен к военной службе;
В) Не годен к военной службе.
16. Заключение по результатам освидетельствования категории «В» означает:
А) Годен к военной службе;
Б) Ограниченно годен к военной службе;

В) Временно не годен к военной службе.
17. Заключение по результатам освидетельствования категории «Д» означает:
А) Годен к военной службе;
Б) Ограниченно годен к военной службе;
В) Не годен к военной службе.
18. Право гражданина РФ на замену военной службы альтернативной
гражданской определено:
А) В законе «О статусе военнослужащих»;
Б) В Конституции Российской Федерации;
В) В законе «Об обороне».
19. Уставы Вооруженных Сил РФ подразделяются на:
А) Тактические, стрелковые и общевоинские;
Б) Уставы родов войск и строевые.
В) Боевые и общевоинские;
20. Общевоинские уставы ВС РФ регламентируют:
А) Тактические действия военнослужащих при ведении военных операций;
Б) Жизнь, быт и деятельность военнослужащих нашей армии;
В) Основы стратегии ведения боевых действий военнослужащих.
21. Общие права и обязанности военнослужащих, взаимоотношения между
ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также
правила внутреннего распорядка определяет:
А) Строевой устав ВС РФ;
Б) Дисциплинарный устав ВС РФ.
В) Устав внутренней службы ВС РФ;
22. Какой устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности
военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий,
права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб?
А) Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ;
Б) Дисциплинарный устав ВС РФ;
В) Устав внутренней службы ВС РФ.
23. Призыву на военную службу подлежат граждане:
А) Мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на
воинском учете, не пребывающие в запасе и не имеющие права на освобождение от
военной службы;
Б) Мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет, состоящие на воинском учете и не
пребывающие в запасе;
В) Мужского и, как исключение, женского пола, в возрасте от 18 до 28 лет, прошедшие
медицинское освидетельствование и признанные годными к военной службе.
24. Совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также
обязанностей
и
ответственности
военнослужащих,
установленных
законодательством, - это:
А) Определение статуса военнослужащего;

Б) Установленный Уставом внутренней службы ВС РФ порядок несения военной службы в
подразделении;
В) Определенный Строевым уставом ВС РФ перечень функций военнослужащего в
военном гарнизоне.
25. Может ли быть наложено на военнослужащего,
дисциплинарное правонарушение, более одного взыскания?
А) Нет;
Б) Да;
В) В зависимости от решения командира.

совершившего

Итоговое контрольное тестирование по ОБЖ 11 класс
Ответы. Вариант 1
№
вопроса
1

ответ

№
вопроса

ответ

А

14

А

2

В

15

А

3

А

16

Б

А

17

Б

Б

18

А

Б

19

А

А

20

В

Б

21

В

22

В

А

23

В

А

24

Б

25

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Б

А

В
В

Ответы. Вариант 2
№
вопроса
1

ответ

№
вопроса

ответ

В

14

А

2

В

15

А

3

А

16

Б

В

17

В

А

18

Б

А

19

В

А

20

Б

В

21

А

22

Б

Б

23

А

В

24

А

25

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

А

В

А
А

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».