РП География Базовый уровень 10-11 класс

Выписка
из содержательного раздела ООП СОО, утвержденной приказом
директора от 30.08.2023г № 188-1

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1493472)
учебного предмета «География. Базовый уровень»
для обучающихся 10-11класс

г. Березовский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии среднего общего образования на
базовом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
среднего общего образования, а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленных в федеральной рабочей программе
воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне
отражает
основные
требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ и составлена с учётом Концепции развития географического
образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География – это один из немногих учебных предметов, способных
успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области
естественных и общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития,
фокусирования на формировании у обучающихся целостного представления о
роли России в современном мире. Факторами, определяющими
содержательную часть, явились интегративность, междисциплинарность,
практико-ориентированность, экологизация и гуманизация географии, что
позволило более чётко представить географические реалии происходящих в
современном
мире
геополитических,
межнациональных
и
межгосударственных,
социокультурных,
социально-экономических,
геоэкологических событий и процессов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены
на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими
народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных
ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами
современности, c ролью России как составной части мирового сообщества;

2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и
локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам
взаимодействия человека и общества;
3) формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира, завершение формирования основ географической
культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения
комплексом географических знаний и умений, направленных на
использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на
достижение целей устойчивого развития.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10 классах
отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
10 КЛАСС
Раздел 1. География как наука
Тема 1. Традиционные и новые методы в географии. Географические
прогнозы. Традиционные и новые методы исследований в географических
науках, их использование в разных сферах человеческой деятельности.
Современные направления географических исследований. Источники
географической информации, ГИС. Географические прогнозы как результат
географических исследований.
Тема 2. Географическая культура. Элементы географической
культуры: географическая картина мира, географическое мышление, язык
географии. Их значимость для представителей разных профессий.
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 1. Географическая среда. Географическая среда как геосистема;
факторы, её формирующие и изменяющие. Адаптация человека к различным
природным условиям территорий, её изменение во времени. Географическая и
окружающая среда.
Тема 2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема
сохранения ландшафтного и культурного разнообразия на Земле.
Практическая работа
1. Классификация ландшафтов с использованием источников
географической информации.
Тема 3. Проблемы взаимодействия человека и природы. Опасные
природные явления, климатические изменения, повышение уровня Мирового
океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль
географических наук в их достижении. Особо охраняемые природные
территории как один из объектов целей устойчивого развития. Объекты
Всемирного природного и культурного наследия.
Практическая работа
1. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с
опасными природными явлениями или глобальными изменениями климата
или загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов
наблюдения/исследования.
Тема 4. Природные ресурсы и их виды. Особенности размещения
природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал регионов, крупных
стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение природных
ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью, газом,

ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд
мира. Обезлесение – его причины и распространение. Роль природных
ресурсов Мирового океана (энергетических, биологических, минеральных) в
жизни человечества и перспективы их использования. Агроклиматические
ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Практические работы
1. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
2. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами
природных ресурсов.
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 1. Политическая география и геополитика. Политическая карта
мира и изменения, на ней происходящие. Новая многополярная модель
политического мироустройства, очаги геополитических конфликтов.
Политико-географическое положение. Специфика России как евразийского и
приарктического государства.
Тема 2. Классификации и типология стран мира. Основные типы
стран: критерии их выделения. Формы правления государства и
государственного устройства.
Раздел 4. Население мира
Тема 1. Численность и воспроизводство населения. Численность
населения мира и динамика её изменения. Воспроизводство населения, его
типы и особенности в странах с различным уровнем социальноэкономического развития (демографический взрыв, демографический кризис,
старение населения). Демографическая политика и её направления в странах
различных типов воспроизводства населения. Теория демографического
перехода.
Практические работы
1. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по
численности населения стран, регионов мира (форма фиксации результатов
анализа по выбору обучающихся).
2. Объяснение особенности демографической политики в странах с
различным типом воспроизводства населения.
Тема 2. Состав и структура населения. Возрастной и половой состав
населения мира. Структура занятости населения в странах с различным
уровнем социально-экономического развития. Этнический состав населения.
Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их размещения.

Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии, главные
районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока.
Практические работы
1. Сравнение половой и возрастной структуры в странах различных типов
воспроизводства населения на основе анализа половозрастных пирамид.
2. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран
на основе анализа различных источников географической информации.
Тема 3. Размещение населения. Географические особенности
размещения населения и факторы, его определяющие. Плотность населения,
ареалы высокой и низкой плотности населения. Миграции населения:
причины, основные типы и направления. Расселение населения: типы и
формы. Понятие об урбанизации, её особенности в странах различных
социально-экономических типов. Городские агломерации и мегалополисы
мира.
Практическая работа
1. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и
сельского населения разных регионов мира на основе анализа статистических
данных.
Тема 4. Качество жизни населения. Качество жизни населения как
совокупность экономических, социальных, культурных, экологических
условий жизни людей. Показатели, характеризующие качество жизни
населения. Индекс человеческого развития как интегральный показатель
сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира.
Практическая работа
1. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в
отдельных регионах и странах мира на основе анализа источников
географической информации.
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 1. Состав и структура мирового хозяйства. Международное
географическое разделение труда. Мировое хозяйство: состав. Основные
этапы развития мирового хозяйства. Факторы размещения производства и их
влияние на современное развитие мирового хозяйства. Отраслевая,
территориальная и функциональная структура мирового хозяйства.
Международное географическое разделение труда. Отрасли международной
специализации. Условия формирования международной специализации стран
и роль географических факторов в её формировании. Аграрные,

индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда.
Практическая работа
1. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
постиндустриальных стран.
Тема 2. Международная экономическая интеграция и глобализация
мировой экономики. Международная экономическая интеграция.
Крупнейшие международные отраслевые и региональные экономические
союзы. Глобализация мировой экономики и её влияние на хозяйство стран
разных социально-экономических типов. Транснациональные корпорации
(ТНК) и их роль в глобализации мировой экономики.
Тема 3. География главных отраслей мирового хозяйства.
Промышленность мира. Географические особенности размещения
основных видов сырьевых и топливных ресурсов. Страны-лидеры по запасам
и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический комплекс мира: основные этапы развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности.
Крупнейшие страны-производители, экспортёры и импортёры нефти,
природного газа и угля. Организация стран-экспортёров нефти. Современные
тенденции развития отрасли, изменяющие её географию, «сланцевая
революция», «водородная» энергетика, «зелёная энергетика». Мировая
электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
использованием ВИЭ. Страны-лидеры по развитию «возобновляемой»
энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной промышленности
и различных типов электростанций, включая ВИЭ. Роль России как
крупнейшего поставщика топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в
мировой экономике.
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной
и цветной металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали,
меди и алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние
металлургии на окружающую среду. Место России в мировом производстве и
экспорте цветных и чёрных металлов.
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры
продукции
автомобилестроения,
авиастроения
и
микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира.
Ведущие страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и
продукции химии органического синтеза. Ведущие страны-производители

деловой древесины и продукции целлюлозно-бумажной промышленности.
Влияние химической и лесной промышленности на окружающую среду.
Практическая работа
1. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения
объёмов и структуры производства электроэнергии в мире.
Сельское хозяйство мира. Географические различия в обеспеченности
земельными ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные
тенденции развития отрасли. Органическое сельское хозяйство.
Растениеводство. География производства основных продовольственных
культур. Ведущие экспортёры и импортёры. Роль России как одного из
главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции
животноводства. Рыболовство и аквакультура: географические особенности.
Влияние сельского хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую
среду.
Практическая работа
2. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе
анализа статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры
и импортёры продовольствия».
Сфера услуг. Мировой транспорт. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Мировая система НИОКР. Международные
экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их
развитие. Мировая торговля и туризм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы среднего общего образования должны отражать
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной
внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций,
позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным
ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
гражданской позиции обучающегося как
• сформированность
активного и ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;

принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детскоюношеских организациях;
взаимодействовать с социальными институтами в
• умение
соответствии с их функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
патриотического воспитания:
российской
гражданской
идентичности,
• сформированность
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
• идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на
основе формирования элементов географической и экологической
культуры;
• ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и
историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
•

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
• убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том числе
безопасного поведения в природной среде, ответственного отношения
к своему здоровью;
• потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности в
области географических наук, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
• сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем и географических особенностей их проявления;
• планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
• умение прогнозировать, в том числе на основе применения
географических знаний, неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
•

сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития географических наук и общественной практики,
основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения
различных источников географической информации в решении
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность в географических
науках индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы,
которые могут быть решены с использованием географических
знаний, рассматривать их всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и
обобщения;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
• разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях с учётом предложенной географической задачи;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
• координировать и выполнять работу при решении географических
задач в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
• креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем,
имеющих географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
навыками
учебно-исследовательской
и
проектной
• владеть
деятельности, навыками разрешения проблем, способностью и
•

готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических географических задач, применению различных методов
познания природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
• владеть видами деятельности по получению нового географического
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
• владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
• формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
• уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения,
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
• выбирать и использовать различные источники географической
информации, необходимые для изучения проблем, которые могут
быть решены средствами географии, и поиска путей их решения, для
анализа, систематизации и интерпретации информации различных
видов и форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления и визуализации
информации с учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы
и т. д.);
• оценивать достоверность информации;
• использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (в том числе и ГИС) при решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,

ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной безопасности;
навыками распознавания и защиты информации,
• владеть
информационной безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
• аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
• сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
• развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
• использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению: составлять план
действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
осуществлять
познавательную
деятельность,
• самостоятельно
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
• делать
ответственность за решение;
• оценивать приобретённый опыт;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень;
б) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов
целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
• оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
• использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
включающего
способность
понимать
своё
• самосознания,
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
• эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
включающих способность выстраивать
• социальных навыков,
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
• признавать своё право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•

Требования к предметным результатам освоения курса географии на
базовом уровне должны отражать:
10 КЛАСС
1) понимание роли и места современной географической науки в системе
научных дисциплин, её участии в решении важнейших проблем человечества:
приводить примеры проявления глобальных проблем, в решении которых
принимает участие современная географическая наука, на региональном
уровне, в разных странах, в том числе в России;
2) освоение и применение знаний о размещении основных
географических объектов и территориальной организации природы и
общества: выбирать и использовать источники географической информации
для определения положения и взаиморасположения объектов в пространстве;
описывать положение и взаиморасположение изученных географических
объектов в пространстве, новую многополярную модель политического
мироустройства, ареалы распространения основных религий;
приводить примеры наиболее крупных стран по численности населения
и площади территории, стран, имеющих различное географическое
положение, стран с различными формами правления и государственного
устройства, стран-лидеров по производству основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции, основных международных магистралей и
транспортных узлов, стран-лидеров по запасам минеральных, лесных,
земельных, водных ресурсов;
3) сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства: различать географические
процессы и явления: урбанизацию, субурбанизацию, ложную урбанизацию,
эмиграцию, иммиграцию, демографический взрыв и демографический кризис
и распознавать их проявления в повседневной жизни;
использовать знания об основных географических закономерностях для
определения и сравнения свойств изученных географических объектов,
процессов и явлений, в том числе: для определения и сравнения показателей
уровня развития мирового хозяйства (объёмы ВВП, промышленного,
сельскохозяйственного производства и др.) и важнейших отраслей хозяйства
в отдельных странах, сравнения
показателей, характеризующих
демографическую ситуацию, урбанизацию, миграции и качество жизни
населения мира и отдельных стран, с использованием источников
географической информации, сравнения структуры экономики аграрных,
индустриальных и постиндустриальных стран, регионов и стран по
обеспеченности минеральными, водными, земельными и лесными ресурсами

с использованием источников географической информации, для
классификации крупнейших стран, в том числе по особенностям
географического положения, форме правления и государственного
устройства,
уровню
социально-экономического
развития,
типам
воспроизводства населения, занимаемым ими позициям относительно России,
для
классификации
ландшафтов
с
использованием
источников
географической информации;
устанавливать взаимосвязи между социально-экономическими и
геоэкологическими процессами и явлениями; между природными условиями
и размещением населения, в том числе между глобальным изменением
климата и изменением уровня Мирового океана, хозяйственной
деятельностью и возможными изменениями в размещении населения, между
развитием науки и технологии и возможностями человека прогнозировать
опасные природные явления и противостоять им;
устанавливать взаимосвязи между значениями показателей рождаемости,
смертности, средней ожидаемой продолжительности жизни и возрастной
структурой населения, развитием отраслей мирового хозяйства и
особенностями их влияния на окружающую среду;
формулировать и/или обосновывать выводы на основе использования
географических знаний;
4) владение географической терминологией и системой базовых
географических понятий: применять социально-экономические понятия:
политическая карта, государство, политико-географическое положение,
монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство,
воспроизводство населения, демографический взрыв, демографический
кризис, демографический переход, старение населения, состав населения,
структура населения, экономически активное население, индекс
человеческого развития (ИЧР), народ, этнос, плотность населения, миграции
населения,
«климатические
беженцы»,
расселение
населения,
демографическая
политика,
субурбанизация,
ложная
урбанизация,
мегалополисы, развитые и развивающиеся, новые индустриальные,
нефтедобывающие страны, ресурсообеспеченность, мировое хозяйство,
международная экономическая интеграция, международная хозяйственная
специализация, международное географическое разделение труда, отраслевая
и территориальная структура мирового хозяйства, транснациональные
корпорации (ТНК), «сланцевая революция», «водородная энергетика»,
«зелёная энергетика», органическое сельское хозяйство, глобализация
мировой экономики и деглобализация, «энергопереход», международные

экономические отношения, устойчивое развитие для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
5) сформированность умений проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате воздействия природных и антропогенных факторов: определять
цели и задачи проведения наблюдения/исследования; выбирать форму
фиксации результатов наблюдения/исследования;
6) сформированность умений находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых знаний о
природных и социально-экономических процессах и явлениях, выявления
закономерностей и тенденций их развития, прогнозирования: выбирать и
использовать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, геоинформационные
системы, адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики
и другие источники географической информации для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и экологических
процессов и явлений;
определять и сравнивать по географическим картам различного
содержания и другим источникам географической информации качественные
и количественные показатели, характеризующие изученные географические
объекты, процессы и явления;
прогнозировать изменения состава и структуры населения, в том числе
возрастной структуры населения отдельных стран с использованием
источников географической информации;
определять и находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные методы
познания для решения практико-ориентированных задач;
7) владение умениями географического анализа и интерпретации
информации
из
различных
источников:
находить,
отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения географических
объектов и явлений, отдельных территорий мира и России, их обеспеченности
природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем;
представлять в различных формах (графики, таблицы, схемы, диаграммы,
карты и др.) географическую информацию о населении мира и России,

отраслевой и территориальной структуре мирового хозяйства, географических
особенностях развития отдельных отраслей;
формулировать выводы и заключения на основе анализа и интерпретации
информации из различных источников;
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
использовать различные источники географической информации для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8) сформированность умений применять географические знания для
объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений, в том числе: объяснять особенности демографической
политики в странах с различным типом воспроизводства населения,
направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации, в
уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного капитала
на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных стран;
использовать географические знания о мировом хозяйстве и населении
мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
9) сформированность умений применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов:
оценивать географические факторы, определяющие сущность и
динамику важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов;
оценивать изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления, в том числе оценивать природно-ресурсный капитал
одной из стран с использованием источников географической информации,
влияние урбанизации на окружающую среду, тенденции развития основных
отраслей мирового хозяйства и изменения его отраслевой и территориальной
структуры, изменение климата и уровня Мирового океана для различных
территорий, изменение содержания парниковых газов в атмосфере и меры,
предпринимаемые для уменьшения их выбросов;
10) сформированность знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем: описывать географические аспекты проблем
взаимодействия природы и общества: различия в особенностях проявления
глобальных изменений климата, повышения уровня Мирового океана, в
объёмах выбросов парниковых газов в разных регионах мира, изменения
геосистем в результате природных и антропогенных воздействий на примере
регионов и стран мира, на планетарном уровне;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В тематическом планировании отражено формирование следующих
личностных результатов:
1. гражданского воспитания:
1.1 сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
1.2 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
1.3 принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
1.4 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
1.5 готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и
детско-юношеских организациях;
1.6 умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
1.7 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2. патриотического воспитания:
2.1 сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2.2 ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
2.3 идейная убеждённость, готовность к служению и защите
Отечества, ответственность за его судьбу;
3. духовно-нравственного воспитания:
3.1 осознание духовных ценностей российского народа;
3.2 сформированность нравственного сознания, этического
поведения;
3.3 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
3.4 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего на
основе формирования элементов географической и экологической
культуры;

4.

5.

6.

7.

3.4 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
4.1 эстетическое отношение к миру, включая эстетику природных и
историко-культурных объектов родного края, своей страны, быта,
научного и технического творчества, спорта, труда, общественных
отношений;
4.2 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
4.3 убеждённость в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных
традиций и народного творчества;
4.4 готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
5.1 сформированность здорового и безопасного образа жизни, в том
числе безопасного поведения в природной среде, ответственного
отношения к своему здоровью;
5.2 потребность в физическом совершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
5.3 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения
вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
6.1 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
6.2 готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такую деятельность;
6.3 интерес к различным сферам профессиональной деятельности в
области географических наук, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
6.4 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
7.1сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем и географических особенностей их проявления;

7.2 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
7.3 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
7.4 умение прогнозировать, в том числе на основе применения
географических знаний, неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
7.5 расширение опыта деятельности экологической направленности;
8. ценности научного познания:
8.1
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития географических наук и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
8.2 совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познания мира для
применения различных источников географической информации в
решении учебных и (или) практико-ориентированных задач;
8.3 осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность в
географических науках индивидуально и в группе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Всего

Контр
ольны
е
работ
ы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Личностные
результаты

Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА

1.1

Традиционные и
новые методы в
географии.
Географические
прогнозы

1.2

Географическая
культура

Итого по разделу

1.1;2.2;3.1;3.4;4.4;4.1;5
.1;5.2;5.3;6.1;6.3;7.1;8.
1

1

1.1;1.2;2.2;3.1;3.2;3.3;3
.4;4.1;4.4;5.1;5.2;5.3;6.
1;7.1;7.3;7.4;8.1;8.2;8.3

1
2

Раздел 2. Раздел. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
2.1

Географическая среда

2.2

Естественный и
антропогенный
ландшафты

1.142.2;3.1;3.4;4.1;4.4;
5.1;5.2;6.1;6.2;7.1;7.3;7
.4;7.5;8.2;8.3

1

1

0.5

1.1;1.2;2.2;3.1;3.2;3.4;5
.1;5.3;6.1;6.1;7.1;7.2

2.3

Проблемы
взаимодействия
человека и природы

2

0.5

2.4

Природные ресурсы и
их виды

2

1

Итого по разделу

1.1;1.2;1.6;1.7;3.1;3.2;3
.3;4.1;8.2;8.3
1.1;1.6;3.1;3.4;7.5;8.1

6

Раздел 3. СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА
3.1

Политическая
география и
геополитика

1

3.2

Классификации и
типология стран мира

2

Итого по разделу

1.1;1.6;2.3;3.1;3.4;4.4;5
.3;8.1;8.2;8.3
1.1;1.6;2.2;2.3;3.1;3.4;4
.4;5.3;8.1;8.2

3

Раздел 4. Раздел. НАСЕЛЕНИЕ МИРА
4.1

Численность и
воспроизводство
населения

4.2

Состав и структура
населения

4.3
4.4

1

1.1;1.2;1.3;1.6;2.1;2.2;2
.3;4.1;4.4;4.2;5.2;8.1;8.
2;8.3

2

1

1.1;1.241.3;2.1;2.3;4.14
4.2;4.3;5.2;6.1;8.1;8.2;8
.3

Размещение
населения

2

0.5

1.1;1.3;1.6;2.142.344.3;
4.1;4.2;5.2;8.2;8.3

Качество жизни
населения

1

0.5

1.1;1.2;1.3;1.7;2.1;4.2;4
.3;4.1;6.1;8.1;8.2;8.3

Итого по разделу

2

7

Раздел 5. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

5.1

Состав и структура
мирового хозяйства.
Международное
географическое
разделение труда

5.2

Международная
экономическая
интеграция и
глобализация
мировой экономики

5.3

География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность
мира. Сельское
хозяйство. Сфера
услуг. Мировой
транспорт

1.1;2.3;3.4;8.1;8.2;8.3

2

0.5

1.1;3.4;6.2;8.1;8.2;8.3

1

1.1;1.3;1.5;1.7;2.1;2.2;2
.3;3.2;4.1;5.1;6.3;7.1;8.
1;8.3

11

1

Итого по разделу

14

Резервное время

2

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

6.5

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

1

Традиционные и
новые методы
исследований в
географических
науках, их
использование.
Источники
географической
информации

2

Элементы
географической
культуры. Их
значимость для
представителей
разных профессий

1

3

Географическая
среда как
геосистема.
Географическая и
окружающая среда

1

4

Естественный и
антропогенный
ландшафты.

1

Контрольн
ые работы

Практическ
ие работы

Личностные
результаты

1.1;2.2;3.1;3.4;4.4;4.1;5.1
;5.2;5.3;6.1;6.3;7.1;8.1

1

1.1;1.2;2.2;3.1;3.2;3.3;3.4
;4.1;4.4;5.1;5.2;5.3;6.1;7.
1;7.3;7.4;8.1;8.2;8.3

0.5

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Практическая
работа
"Классификация
ландшафтов с
использованием
источников
географической
информации"

5

Опасные природные
явления,
климатические
изменения, их
последствия

6

Стратегия
устойчивого
развития. ООПТ.
Объекты
Всемирного
природного и
культурного
наследия.
Практическая
работа
"Определение целей
и задач учебного
исследования,
связанного с
опасными
природными

1.142.2;3.1;3.4;4.1;4.4;5.
1;5.2;6.1;6.2;7.1;7.3;7.4;7
.5;8.2;8.3

1

1.1;1.2;2.2;3.1;3.2;3.4;5.1
;5.3;6.1;6.1;7.1;7.2

1

0.5

явлениями/глобальн
ыми изменениями
климата/загрязнение
м Мирового океана,
выбор формы
фиксации
результатов
наблюдения/исследо
вания"

7

Природноресурсный капитал
регионов, крупных
стран, в том числе
России.
Ресурсообеспеченно
сть. Практическая
работа "Оценка
природноресурсного капитала
одной из стран (по
выбору) по
источникам
географической
информации"

8

Агроклиматические
ресурсы.
Рекреационные
ресурсы.
Практическая

1.1;1.2;1.6;1.7;3.1;3.2;3.3
;4.1;8.2;8.3

1

0.5

1.1;1.6;3.1;3.4;7.5;8.1

1

0.5

работа
"Определение
ресурсообеспеченно
сти стран
отдельными видами
природных
ресурсов"

9

Резервный урок.
Обобщение знаний
по Разделам
"География как
наука.
Природопользовани
е и геоэкология

1

10

Политическая карта
мира и изменения,
на ней
происходящие.
Новая
многополярная
модель
политического
мироустройства.
ПГП. Специфика
России как
евразийского и
приарктического
государства

1

11

Основные типы
стран: критерии их
выделения

1

1.1;1.6;2.3;3.1;3.4;4.4;5.3
;8.1;8.2;8.3

12

Формы правления и
государственного
устройства

1

1.1;1.6;2.2;2.3;3.1;3.4;4.4
;5.3;8.1;8.2

13

Численность
населения мира.
Воспроизводство
населения, его типы.
Практическая
работа
"Определение и
сравнение темпов
роста населения
крупных по
численности
населения стран,
регионов мира"

1

0.5

14

Демографическая
политика и её
направления.
Теория
демографического
перехода.
Практическая
работа "Объяснение
особенности
демографической

1

0.5

политики в странах
с различным типом
воспроизводства
населения"

15

Возрастной и
половой состав
населения мира.
Практическая
работа "Сравнение
половой и
возрастной
структуры в странах
различных типов
воспроизводства
населения на основе
анализа
половозрастных
пирамид"

16

Структура занятости
населения.
Этнический и
религиозный состав
населения. Религии.
География культуры
в системе
географических
наук. Практическая
работа
"Прогнозирование

1.1;1.2;1.3;1.6;2.1;2.2;2.3
;4.1;4.4;4.2;5.2;8.1;8.2;8.
3

1

0.5

1.1;1.241.3;2.1;2.3;4.144.
2;4.3;5.2;6.1;8.1;8.2;8.3

1

0.5

изменений
возрастной
структуры
отдельных стран на
основе анализа
различных
источников
географической
информации"

17

Географические
особенности
размещения
населения и
факторы, его
определяющие.
Плотность
населения, ареалы
высокой и низкой
плотности
населения.
Миграции
населения: причины,
основные типы и
направления.

18

Расселение
населения: типы и
формы.
Урбанизация.
Городские

1.1;1.3;1.6;2.142.344.3;4.
1;4.2;5.2;8.2;8.3

1

1.1;1.2;1.3;1.7;2.1;4.2;4.3
;4.1;6.1;8.1;8.2;8.3

1

0.5

агломерации и
мегалополисы мира.
Практическая
работа "Сравнение и
объяснение
различий в
соотношении
городского и
сельского населения
разных регионов
мира на основе
анализа
статистических
данных"

19

Качество жизни
населения,
показатели. ИЧР.
Практическая
работа "Объяснение
различий в
показателях
качества жизни
населения в
отдельных регионах
и странах мира на
основе анализа
источников
географической
информации"

1

0.5

20

Мировое
хозяйство.Отраслева
я, территориальная
и функциональная
структура

21

МГРТ. Отрасли
международной
специализации.
Аграрные,
индустриальные и
постиндустриальны
е страны. Роль и
место России в
МГРТ.
Практическая
работа "Сравнение
структуры
экономики
аграрных,
индустриальных и
постиндустриальны
х стран".

22

МЭИ. Крупнейшие
международные
отраслевые и
региональные
экономические
союзы. Роль ТНК в

1

1.1;2.3;3.4;8.1;8.2;8.3

1

0.5

1.1;3.4;6.2;8.1;8.2;8.3

1

современной
мировой экономике

23

Географические
особенности
размещения
основных видов
сырьевых и
топливных
ресурсов. Странылидеры по запасам и
добыче нефти,
природного газа и
угля

24

ТЭК мира: основные
этапы развития,
«энергопереход».
География отраслей
топливной
промышленности

25

Мировая
электроэнергетика.
Структура мирового
производства
электроэнергии и её
географические
особенности. Роль
России.
Практическая
работа

1.1;1.3;1.5;1.7;2.1;2.2;2.3
;3.2;4.1;5.1;6.3;7.1;8.1;8.
3

1

1.1;2.2;3.1;3.4;4.4;4.1;5.1
;5.2;5.3;6.1;6.3;7.1;8.1

1

1.1;1.2;2.2;3.1;3.2;3.3;3.4
;4.1;4.4;5.1;5.2;5.3;6.1;7.
1;7.3;7.4;8.1;8.2;8.3

1

0.5

"Представление в
виде диаграмм
данных о динамике
изменения объёмов
и структуры
производства
электроэнергии в
мире"

26

Металлургия мира.
Географические
особенности
сырьевой
базы.Ведущие
страныпроизводители и
экспортёры
продукции цветных
и чёрных металлов

1

27

Машиностроительн
ый комплекс мира.
Ведущие страныпроизводители и
экспортёры
продукции
автомобилестроения
, авиастроения и
микроэлектроники

1

28

Химическая
промышленность.
Ведущие страныпроизводители и
экспортёры
продукции.
Лесопромышленный
комплекс мира.
Ведущие страны производители
продукции и
влияние химической
и лесной
промышленности на
окружающую среду

29

Географические
различия в
обеспеченности
земельными
ресурсами.
Земельный фонд
мира, его структура.
Современные
тенденции развития
отрасли.
Органическое
сельское хозяйство

1

30

Растениеводство и
животноводство.

1

1.142.2;3.1;3.4;4.1;4.4;5.
1;5.2;6.1;6.2;7.1;7.3;7.4;7
.5;8.2;8.3

1

1.1;1.2;2.2;3.1;3.2;3.4;5.1
;5.3;6.1;6.1;7.1;7.2

0.5

1.1;1.2;1.6;1.7;3.1;3.2;3.3
;4.1;8.2;8.3

География..
Ведущие
экспортёры и
импортёры. Влияние
на окружающую
среду. Практическая
работа
"Определение
направления
грузопотоков
продовольствия на
основе анализа
статистических
материалов и
создание карты
"Основные
экспортёры и
импортёры
продовольствия"
31

Основные
международные
магистрали и
транспортные узлы

1

32

Мировая система
НИОКР

1

33

Международные
экономические
отношения:
основные формы и

1

1.1;1.6;3.1;3.4;7.5;8.1

факторы, влияющие
на их развитие.
Мировая торговля и
туризм

34

Резервный урок.
Контрольная работа
по теме "География
главных отраслей
мирового хозяйства"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1.1;1.6;2.3;3.1;3.4;4.4;5.3
;8.1;8.2;8.3

1

1

34

1

6.5

Приложение

Критерии оценки предметных достижений обучающихся по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и
доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность
ответа.
Устный ответ.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Обучающийся:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное
понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные
положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и
аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее
приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой
ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать
ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные
выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе
не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно
отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные
пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему
условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства
выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом
уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- показывает хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
«4»
Обучающийся:

- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе
изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала,
определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в
выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической
последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил
учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные
вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания
на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины
1. - Ответ самостоятельный;
2. Наличие неточностей в изложении географического материала;
3. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях;
4. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются
сделанные пропуски;
5. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
6. Понимание основных географических взаимосвязей;
7. Знание карты и умение ей пользоваться;
«3»

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Обучающийся:

«2»

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие
дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал
недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или
допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при
объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров
практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста
учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника
(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области
географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Обучающийся:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить
даже при помощи учителя.
«1»

Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Обучающийся:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется
мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение
оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Обучающийся:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
«4»
Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- не более двух недочетов.
«3»
Обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок
- не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета
- не более двух-трех негрубых ошибок
- не более одной негрубой ошибки и трех недочетов
Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
«2»
Обучающийся:

«1»

- допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка
«3»;
- если правильно выполнил менее половины работы.
Обучающийся:
- не приступал к выполнению работы;
- правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.
1. Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся
оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается
работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Количество вопросов в
Время
Критерии оценивания
тесте
выполнения
10 вопросов
10 – 15 минут
«5» - 10 правильных ответов
«4» - 7 – 9 правильных ответов
«3» - 5 – 6 правильных ответов
«2» - менее 5 правильных ответов
20 вопросов
20-30 минут
«5» - 18 – 20 правильных ответов
«4» - 14 – 17 правильных ответов
«3» - 10 – 13 правильных ответов
«2» - менее 10 правильных ответов
30 вопросов
30 – 40 минут
«5» - 27 – 30 правильных ответов
«4» - 22 – 26 правильных ответов
«3» - 15 – 21 правильных ответов
«2» - менее 15 правильных ответов

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка Критерии оценивания
«5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и
самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.
«4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность
конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или
стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к
учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического
материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
«3»
Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу обучающихся. На выполнение работы
затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Обучающиеся показали знания
теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа,
статистическими материала ми, географическими инструментами.
«2»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной
целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за
плохой подготовки учащегося.
«1»
Выставляется в том случае, когда обучающиеся не приступили к выполнению этой работы.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за
плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка Критерии оценивания
«5»
правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной
последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или
объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;
аккуратное оформление результатов работы
«4»
правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других
источников знаний, в оформлении результатов
«3»
правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов;
неаккуратное оформление результатов.
«2»
неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в
выполнении задания и в оформлении результатов.
«1»
полное неумение использовать карту и источники знаний
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул,
общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты
или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков
определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы
(например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона)
и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики,
подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.
Требования к выполнению практических работ в контурных картах.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и
учебника, а также описания задания к работе.
• Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу обучающийся ставит свою фамилию и класс.
• При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и
название практической работы.

В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что
навыки работы с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.
• Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и
гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы
желательно подписывать синей пастой.
• Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
• Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает
данная цифра.
• Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают
географические названия.
• При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
• Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение
«лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть
снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации).
• Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена
за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».