Выписка из содержательного раздела ООП СОО, утвержденной приказом директора от 30.08.2023г № 188-1 Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55 имени Льва Брусницына» Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» 10 класс, 34 часа г.Березовский Пояснительная записка Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» (далее – Программа) составлена на основе требований обновленного ФГОС СОО к индивидуальной проектной деятельности обучающихся. Программа рассчитана на 34 часа. Реализуется в 10-м классе в рамках обязательной части учебного плана. При составлении Программы учтены: - рекомендации ФОП СОО по использованию индивидуальных проектов в рамках профильного обучения - рекомендации федеральной программы развития УУД (пп. 129 ФОП СОО); - методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 01 июня 2023 г. № АБ-2324/05); - подходы к профориентации обучающихся, реализованные программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (2023 г.) - содержание учебного пособия «Индивидуальный проект»// Половкова М.В., Майсак М.В, Половкова Т.В. – М.: Изд-во Просвещение, 2019 г. В рамках программы реализуется идея содействия самоопределению обучающихся, основанная на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультативного подходов развития готовности старшеклассников к личностному и профессиональному самоопределению. Программа позволяет вести комплексную диагностику достижения старшеклассниками планируемых метапредметных результатов, включая уровень развития функциональной грамотности. Совокупный образовательный результат обучающихся, освоивших Программу, – положительное экспертное заключение на выполненный индивидуальный проект. Шаблон экспертного заключения представлен в Приложении к настоящей Программе. Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект» Образовательные результаты освоения курса «Индивидуальный проект» носят комплексный характер, поскольку сочетают развитые личностные качества (познавательный интерес, опыт проведения исследований, готовность к выбору профессии) и метапредметные образовательные результаты (п. 129.2.4.2 ФОП СОО). Основные результаты освоения курса «Индивидуальный проект» выражаются в том, что старшеклассник умеет: - ставить, обсуждать и формулировать задачи проекта и (или) задачи учебного исследования; - соотносить поставленные задачи с предполагаемыми ресурсами и средствами проектной деятельности и (или) учебного исследования; - планировать этапы проекта и (или) учебного исследования в соответствии с поставленными задачами; - применять УУД в жизненных ситуациях; прибегать к учебному сотрудничеству и взаимодействию со сверстниками и взрослыми; - регулировать, в т.ч. при посредничестве педагога/ педагога-психолога собственные мотивы выполнения проекта и (или) учебного исследования; - анализировать ресурсы решения проектных и (или) исследовательских задач (имеющиеся в собственном распоряжении или возможные к использованию во внешней среде); - обдумывать способы решения задач, в т.ч. с учетом расширения ресурсной базы проекта и (или) исследования; - обращаться к различным информационным ресурсам; - составлять тематические подборки информации в соответствии с задачами проекта и (или) исследования; - самостоятельно писать текст проектной и (или) исследовательской работы; - приводить текст проектной и (или) исследовательской работы в соответствие с требованиями; - планировать защиту проекта, презентовать результаты проекта широкой публике. Декомпозиция указанных результатов по тематическим разделам Программы представлена ниже, в тематическом планировании Программы. Содержание курса Понятие проекта. Виды проектов и требования к их выполнению Организация проектной и исследовательской деятельности в БМАОУ СОШ №55. Система сопровождения проектной и исследовательской деятельности. Общие требования к текущей отчетности по ходу выполнения проекта. Внутришкольные и партнерские мероприятия для трансляции промежуточных результатов проекта. Взаимосвязь мотивационного, информационно-знаниевого и деятельностного компонентов саморегуляции в ходе выполнения проекта. Мотивация как атрибут развитых волевых качеств. Структура проекта. Понятие проектной задачи и способов ее решения Проектный метод – как средство освоения окружающего мира. Основные характеристики проектного метода. Выводы из опыта проектной деятельности в 4-9-х классах. Требования к проектной компетенции со стороны современных работодателей. Актуальные направления школьных проектов и учебных исследований. Моно- и межпредметные направления проектной деятельности: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное; информационное. Виды проектов: информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный. Общее понимание задачи как этапа достижения цели. Отличие проектных и исследовательских задач. Требования к формулировке задач. Минимальный и оптимальный состав задач. Согласованность задач и этапов реализации проекта и (или) этапов учебного исследования. Отражения плана выполнения задач в оглавлении текста проектной работы и (или) текста учебного исследования. Заполнение паспорта проекта: тема, ключевая идея, цель, задачи, планируемые результаты (гипотеза для учебного исследования), этапы выполнения, ресурсы (апробация для учебного исследования). Оценка паспорта проекта своего одноклассника на предмет актуальности темы, согласованности цели, задач и планируемых результатов. Составление краткой аннотации планируемых результатов проекта и (или) формулировка гипотезы учебного исследования. Особенности учебных исследований как вида индивидуального проекта Отличия проектной и исследовательской деятельности. Учебное исследование как инструмент учебной деятельности полидисциплинарного характера, необходимой для освоения социальной жизни и культуры. Формы представления результатов учебного исследованиями: доклад, реферат, макет, опытный образец, разработка, информационный продукт и др. Постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирование работы, отбор и интерпретация необходимой информации, структурирование аргументов результатов исследования на основе собранных данных. Элементы математического моделирования и анализа как инструмент интерпретации результатов исследования. Работа с несколькими информационными ресурсам: составление тематических подборок в соответствии с задачами проекта и (или) исследования; аннотирование подборок; подготовка небольшой презентации по одному из ресурсов. Оформление текста проектной/ исследовательской работы Общие требования к тексту проектной и (или) исследовательской работы. Оформление основных элементов теста, в т.ч. списка источников. Порядок цитирования. Проверка на антиплагиат. Применение методики SWOT-анализа в прогнозировании рисков собственного проекта или учебного исследования. Составление, на основе результатов SWOT-анализа, перечня мероприятий по предупреждению рисков выполнения проекта или учебного исследования. Обсуждение результатов SWOTанализа с одноклассниками. Оформление титульного листа проекта; оформление оглавления и вводной части; оформление ссылок на источники; работа с системой «антиплагиат». Подготовка презентации проекта/ учебного исследования Общие требования к презентации проектной и (или) исследовательской работы. Подготовка презентации по заданному шаблону. Инфографика в презентации. Сопроводительные тезисы к слайдам презентации Подготовка презентации собственного проекта и (или) учебного исследования по готовому шаблону. Использование сервиса сервисом PowerPoint для оформления презентации. Разработка 3-5-х слайдов презентации с применением инфографики. Формулировка сопроводительных тезисов к слайдам презентации Публичная защита проекта/ учебного исследования Основные правила публичного выступления. Регламент выступления с презентацией проекта и (или) учебного исследования. Базовые техники ораторского мастерства. Постановка вопроса и ответа по существу презентации (симулятивный тренинг в группах). Подбор аргументов разного типа (статистика, ссылка на авторитеты, ссылка на опыт). Разбор и обсуждение видео-кейсов на предмет поведенческой саморегуляции во время презентации. Тематическое планирование Тематический Часы Планируемые Планируемые раздел личностные результаты метапредметные результаты Понятие 4 Самоидентификация в Определяет цели проекта. Виды личностно и общественно деятельности, задает значимой деятельности. проектов и параметры и критерии требования к ценностное отношение к их достижения. их выполнению достижениям своей Интегрирует Родины – России и информацию из разных собственного региона, к предметных областей и науке, искусству, спорту, отраслей наук технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа Структура 10 Сформированность Выявляет проекта. мировоззрения, закономерности и соответствующего Понятие противоречия в проектной современному уровню рассматриваемых задачи и развития науки и явлениях. способов ее общественной практики. Определяет замысел решения ведущую стремление к творческому проекта, самовыражению в любой проектную задачу и способы ее решения профессии Особенности 8 Сформированность Называет основные учебных мировоззрения, признаки исследования исследований соответствующего как вида деятельности; как вида современному уровню выдвигает и индивидуально гипотезу развития науки и формулирует го проекта исследования. общественной практики. Установка на осмысление Разрабатывает план собственного опыта, проверки гипотезы; наблюдений, поступков и решает задачи стремление исследования совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия Оформление текста проектной/ исследовательс кой работы 4 Подготовка презентации проекта/ учебного исследования 4 Публичная защита проекта/ учебного исследования 4 Итого 34 часа Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания Оценивает соответствие достигнутых самостоятельно результатов целям своей деятельности, взвешивает риски и последствия своей деятельности Оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам. Создает тексты различных функциональных стилей Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией. Вступает в диалог с аудиторией, экспертами; не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы. Свободно владеет сервисом PowerPoint для подготовки презентаций Приложение Шаблон экспертного заключения на выполненный проект ФИ обучающегося Класс ______________ Тема проекта/ учебного исследования Куратор проекта/ учебного исследования Научный руководитель проекта (при наличии) Оценка ключевых проектных компетенций Критерии Тема проекта Параметры Тема проекта актуальна с позиций индивидуальных потребностей и интересов обучающегося Тема отражает ключевую идею проекта и ожидаемый продукт проектной деятельности Тема сформулирована креативно, вызывает интерес аудитории Разработанн Структура проекта соответствует его теме ость проекта Разделы проекта отражают его основные этапы Актуальность и перечень задач проектной деятельности согласованы Ход проекта по решению поставленных задач представлен Выводы по результатам проектной деятельности зафиксированы Приложения, иллюстрирующие достижение результатов проектной деятельности, включены в текст проектной работы Значимость Содержание проекта отражает индивидуальный проекта для познавательный стиль учащегося, его склонности и учащегося1 интересы Идея проекта значима для учащегося с позиций предпрофильной ориентации и (или) увлечений и интересов в системе дополнительного образования В тексте проектной работы и (или) в ходе презентации проекта учащийся демонстрирует меру своего 1 1-3 Параметры оценки по данному критерию должны быть понятны учащимся, заранее доведены до их сведения, чтобы во введении к основному содержанию проекта и (или) в ходе его презентации учащийся смог отразить обозначенные позиции. интереса к результатам проекта, уверенно аргументирует самостоятельность его выполнения, показывает возможные перспективы использования результатов проекта Оформление Текст проектной работы (включая приложения) текста оформлен в соответствии с принятыми в ОО проектной требованиями работы В оформлении текста проектной работы использованы оригинальные решения, способствующие ее положительному восприятию Презентация Проектная работа сопровождается компьютерной проекта презентацией Компьютерная презентация выполнена качественно; ее достаточно для понимания концепции проекта без чтения текста проектной работы Дизайн компьютерной презентации способствует положительному восприятию содержания проекта Защита Защита проекта сопровождается компьютерной проекта презентацией В ходе защиты проекта учащийся демонстрирует развитые речевые навыки и не испытывает коммуникативных барьеров Учащийся уверенно отвечает на вопросы по содержанию проектной деятельности Учащийся демонстрирует осведомленность в вопросах, связанных с содержанием проекта; способен дать развернутые комментарии по отдельным этапам проектной деятельности 2 Мax/ ИТОГО: 63 Итог: - не менее 55 баллов – отлично - не менее 45 баллов – хорошо - не менее 35 баллов – удовлетворительно Оценка уровня сформированности УУД (кроме проектов-учебных исследований) 2 Указать в ячейке фактическое количество баллов Перечень оцениваемых УУД Наблюдаемый уровень 3 Выс. Дост. Неудовл. Определяет цели деятельности, задает параметры и критерии их достижения Интегрирует информацию из разных предметных областей и отраслей наук Выявляет закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях Определяет замысел проекта, ведущую проектную задачу и способы ее решения Оценивает соответствие достигнутых самостоятельно результатов целям своей деятельности, взвешивает риски и последствия своей деятельности Оценивает достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией Свободно владеет сервисом PowerPoint для подготовки презентаций Вступает в диалог с аудиторией, экспертами; не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы Итог: - не менее 7-ми позиций высокого уровня – 10 баллов (отлично) - не менее 5-ти позиций высокого уровня – 7 баллов (хорошо) - не менее 5-ти позиций достаточного уровня – 5 баллов (удовлетворительно) - более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня – 0 баллов (неудовлетворительно) Оценка уровня сформированности УУД (для проектов-учебных исследований) Перечень оцениваемых УУД Выявляет закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях 3 В ячейках отмечается один из трех уровней по каждому УУД Наблюдаемый уровень Выс. Дост. Неудовл. Понимает основные признаки исследования как вида деятельности Выдвигает и формулирует гипотезу исследования Ставит задачи по проверке гипотезы исследования Осуществляет поиск информации для решения задач исследования Разрабатывает план исследования с учетом имеющихся ресурсов Выдвигает новые идеи, предлагает оригинальные подходы и решения Осуществляет проверку гипотезы исследования. Анализирует результаты исследования Сопровождает созданные самостоятельно тексты графической и иной визуальной информацией Свободно владеет сервисом PowerPoint для подготовки презентаций Вступает в диалог с аудиторией, экспертами; не испытывает речевых барьеров в ходе ответов на вопросы Итог: - не менее 9-ти позиций высокого уровня – 10 баллов (отлично) - не менее 7-ми позиций высокого уровня – 7 баллов (хорошо) - не менее 5-ти позиций достаточного уровня – 5 баллов (удовлетворительно) - более 5-ти позиций неудовлетворительного уровня – 0 баллов (неудовлетворительно) Общее заключение эксперта Представленный к защите проект/ учебное исследование (выбрать нужное) заслуживает отметки (выбрать нужное): 5 - «Отлично» 4 - «Хорошо» 3 - «Удовлетворительно» ФИО, должность Подпись эксперта